Очки Кукрыниксов

Михаил Палецкий
«ОЧКИ» КУКРЫНИКСОВ
(Диалог студента с ассистентом профессора и профессором. Онлайн обучение. Урок Девятый).

Ассистент профессора: Я по собственному опыту знаю - профессор прав, ибо он опытный практик, а студент пока лишь начитанный теоретик...

Студент: В соответствии с Правилом рычага (золотое правило механики):
профессор – прав; студент – лев.

Ассистент профессора: В соответствии с Правилом самопознания (основной Закон жизни): студент недолго будет "львом". Юношеский максимализм начнет уходить направо.  А потом и вовсе сойдет в кювет и останется только опыт от "левых" приключений.

Студент: А что станется с профессором в соответствии с "Псп (оЗж)"?

Ассистент профессора: Он останется предан правым выстраданным шишкам самопознания и будет писать мемуары для неопытных львов.

Студент: По-моему, в этой словесной эквилибристике относительно Правила рычага о двух плечах: правый-право-прав (профессор); левый-лево-лев (студент),- речь о хищнике (льве) не идет. Профессор подтянет студента до своего уровня понимания предмета изучения, и они расстанутся по окончанию обучения. А «юношеский максимализм», «кювет», «левые приключения», «выстраданные шишки», «мемуары» всего лишь ничем не обоснованные и беспочвенные гипотезы и фантазии.

Появился професор.

Профессор: Зависть - основной рычаг, который использовали вожди для возбуждения масс на предмет достижения своих целей - власти и денег. В первую очередь власти, была бы власть - денег бери сколько хошь.

Студент: Политики всегда четко реагируют на общественное мнение и, действительно, преследуют свои цели в соответствии с ним и с его учетом.   

Давайте разберемся: где, когда и при каких обстоятельствах политиками  могли  быть использованы такие греховодные чувства (гнев, ненависть, и зависть) в новейшей русской истории?

Гнев и ненависть имеют место в условиях войн и всегда их постоянные спутники, наряду со страхом и ужасом. В гражданскую войну и Великую Отечественную, да, разжигались гнев и ненависть,  в том числе и пропагандистскими  методами, но это не зависть.

«Новая экономическая политика (сокр. НЭП или нэп) — экономическая политика, проводившаяся в 1920-е годы в Советской России и СССР.
Принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны и интервенции, которые привели Советскую Россию к экономическому упадку[1]. Главное содержание нэпа — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство и экономику, разрушенные Первой мировой и Гражданской войнами».
«Главная политическая цель нэпа — снять общественную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян — «смычки города и деревни». Экономическая цель — предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель — обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции».

По-моему, провозглашением НЭПа политикам «Было не до жиру, а лишь бы быть живу» и зависть не пропагандировалась и не разжигалась и именно благодаря НЭПу новая власть только укрепилась. Была, конечно, зависть к успешным нэпманам среди населения,  которая, однако, несущественный фактор  в большой политике, по моему мнению.

«В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, был взят  курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свёрнут.
Юридически НЭП был прекращён только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР»

Новая власть основательно укрепилась и взяла курс на индустриализацию страны, преимущественное развитие производства средств производства (Группа «А»  по классификации в политической экономии) в ущерб развития производства предметов потребления (группа «Б»  той же классификации).
И именно такая жесткая мера позволила выстоять в Великой Отечественной войне, -  такой вывод ученых  историков и политический экономии. Без производства танков, орудий и прочей военной амуниции, чем противостоять на «политической шахматной доске»?!
Где эта зависть?

Профессор: Похоже, уважаемый студент, вы так и не поняли смысл общественно-политического стихотворения. Зависть и другие примитивные эмоции - это то, на чём сыграли рвавшиеся к власти диктаторы типа Сталина, Гитлера, Мао, Пол Пота, всячески возбуждая эти эмоции у большинства населения (каковое (большинство) - никогда не составляет лучшую часть народа, этноса, нации).

Но, если тут поднимается вопрос об оценке того казарменного устройства, которое создал Сталин и которое почему-то называется социализмом, то надо понять, принципиальную ошибочность "единственно правильного учения". Ну, не так устроен человек!

Все результаты «великого эксперимента» по насильственному построению «развитого социализма» убедительно показали полную утопичность, не научность этой затеи. Там, где "побеждал" социализм, неизбежно устанавливалась тоталитарная система (вполне сродни фашистской), которая сопровождалась тотальным дефицитом, отсутствием подлинного правосудия, стремительным отставанием во всех сферах человеческой деятельности (кроме военной) от стран цивилизованного мира, всеобщим равенством в бедности . СССР, европейские страны соцлагеря, Китай, Сев.Корея, Куба – везде до ужаса было одно и то же.

Нельзя сравнивать "капитализм" и "социализм", можно говорить о естественно сложившейся современной цивилизации и о прошедшей попытке построить "справедливое общество", попытке, уж не знаю как доказавшей свою несостоятельность и ущербность. И сейчас возрождение с помощью тотальной ТВ-пропаганды имперско-советских агрессивных настроений - одно из печальных (и крайне опасных!) последствий этой попытки.

Студент:  Обратимся к первоисточнику:

Основной рычаг
 ( в трёх частях с заключением, но без морали)

1. Коммунизм

Не все, но кое-кто
сумел наладить себе
хорошую жизнь.
Тем, кто не сумел,
показалось это несправедливым.
И они стали давить тех,
кто сумел.
Справедливости ради.
И все стали жить
плохо.

2.Нацизм

Кое-кто какой-то нации
жил хорошо.
Объявлена нация
ueber alles.
И стали убивать тех,
кто жил хорошо,
и тех, у кого оказалось
много земли.

3. Терроризм

Некоторые нации
научились жить
очень хорошо.
Отставшим и очень бедным
стало очень обидно.
Они стали взрывать людей,
которые жили хорошо.
-------
Массовой движущей силой
всего этого
была и есть
ЗАВИСТЬ.


Перечитал общественно-политическое  стихотворение  несколько раз и рассмотрел его  глазами художника,  через «очки»  Кукрыниксов. Вырисовывается контур (или схема, чертеж) некоего «зверя». Вверху – рог (рычаг). В средине туловище – содержание (содержимое); внизу – хвост (ЗАВИСТЬ). Всё взаимоувязано. И что это за зверь с рогом, туловищем и хвостом? Ответ нашел в Древнеегипетском Зодиакальном созвездии – Козерог (полурыба-полузверь: инстинктом движим, чувственностью ведом). Древние египтяне свою теорию развития жизни вынесли и разместили в небесах. Вначале – Рыбы, которые вышли на сушу и все ещё не расставшиеся с водной средой. Но уже с помощью хвоста передвигающиеся и на суше – Козерог (или Единорог). И, действительно, движущаяся сила в хвосте – (зависти).
Между ними Водолей, льющий воду из двух струй, олицетворяющих одобрение и испытание. Однако, и Рыбы и Водолей уже в прошлом. А впереди – Стрелец (уже не Козерог со своим хвостом), а получеловек (демон)-полуконь.
И где находится эта зависть?  Внутри, вместе с другими инстинктами и чувствами полурыбы-полузверя, от которых ему необходимо избавиться, пройдя этап Стрельца, а затем Скорпиона.

Ознакомился  и с откликами. Одни комментаторы - отзываются «вокруг да около». Другие - согласны с завистью-рычагом, третьи - отрицающие зависть-рычаг, а в ответе на один из отзывов автор дает самооценку: это – поэтический вопль. Разделяю самооценку автора. Вопль, конечно, пустые звуки, но привлекающие внимание. У журналистов - наивысшая оценка статьи,- если она привлекла внимание читателя и вызвала дискуссию. Полученные, 39 отзывов говорят сами за себя – прекрасное стихотворение!

Профессор: Отлично, уважаемый студент. Мне как-то давно один профессиональный (член Союза писателей СССР) говорил, что каждый читатель - соавтор стихотворения. Лирическое произведение не математическое доказательство, не юридический или политический трактат, а выражает те или иные эмоции. Поэтому каждый читатель волен трактовать художественное произведение очень даже по-разному. При этом "трактовка" иного читателя оказывается глубже и интереснее, чем это имелось в виду у самого автора...

Урок закончился. Профессор с ассистентом покинули онлайн-кабинет.

продолжение: http://proza.ru/2020/12/22/82