Вергилий и Фортуната. гл. 33. Приступ

Андрей Жунин
                Пользуясь тем, что частокол и ворота почти полностью выгорели, нападавшие ворвались на территорию лагеря.
При этом некоторые из ни были уже без щитов.  А причина этого проста.  Дело в том, что наконечник римского
копья-пилума имел зазубрины и, впиваясь в щит, намертво в нём застревал.  К тому же основание наконечника делалось тонким, поэтому копьё изгибалось и волочилось по земле.  А так как вес копья доходил до пяти килограмм, держать такой щит на весу левой рукой было крайне неудобно, да и попросту невозможно.
                Германцам в такой ситуации ничего другого не оставалось, как бросить такой щит и сражаться незащищёнными. 
Тем самым становясь лёгкой мишенью для римских лучников и стреломётчиков.  Да и от обыкновенного дротика было уже
не спастись. На руку римлянам было и то, что у большинства варваров хорошо были вооружены только первые ряды.
               
                -- Держать строй! -- рявкнул центурион, и легионеры, выстроившись в боевой порядок, как единый организм покрылись бронёй из щитов.  В «черепаху» со свистом полетели копья и стрелы.  Передовой отряд германцев набросился
на римлян.  Начался рукопашный бой.               
                Послышался звон мечей, раздались стоны раненых.  Загремели литавры.  Рёв солдатских глоток разнёсся над лагерем. Началась жестокая сеча. Солдаты в бою мало чем отличались от диких зверей, при каждом ударе издавая грозный рык.
                И хотя натиск германцев был мощным, но сломить пехоту орла Галльского железного легиона с наскока они
не смогли.  Римляне выстроились в каре и ощетинились копьями.  Защищённые доспехами lorica segmentata легионеры дрались отчаянно и смело, ни в чём не уступая рослым германцам.
               
                Маленькое пояснение.  Начиная с I-го века в римской армии вошёл в обиход панцирь из тонких железных пластин, крепившихся медной фурнитурой к кожаной основе -- лорика сегментата.  По всей видимости, он был заимствована легионерами из вооружения гладиаторов.  Пластинчатый панцирь был на несколько килограммов легче кольчуги, которую носили германцы.
                Но если кольчуга при ударе вдавливалась в тело, то пластинчатый панцирь благодаря особой эластичности "поглощал" силу удара.  К тому же кольчуга хуже держала колющие удары (естественно, речь идёт о кольчуге древних народов, сделанной из мягкой незакалённой стали). Легкая, прочная и куда более стойкая к рубящим ударам, лорика сегментата стала настоящим символом римской армии.


http://proza.ru/2020/12/18/1447