Рассказы о войне ветерана 558

Василий Чечель
                З Е М Л Я  Г У Д И Т

                Повесть
               
                Автор повести Олесь Гончар


  Олесь Гончар(1918-1995), полное имя — Александр Терентьевич Гончар —
украинский советский писатель, публицист и общественный деятель.
Участник Великой Отечественной войны.
Один из крупнейших представителей украинской художественной прозы
второй половины XX века. Академик АН Украины (1978).
Герой Социалистического Труда (1978). Герой Украины (2005 — посмертно).
Лауреат Ленинской (1964), двух Сталинских премий второй степени
(1948, 1949) и Государственной премии СССР (1982).

Продолжение 26 повести
Продолжение 25 — http://proza.ru/2020/12/14/1466

  На другой день Лялю посетил Безрукий. Сразу же после его визита у Ильевского состоялось короткое совещание. Ляля сообщила товарищам, что теперь надо ждать повторных налётов. Надо готовиться к встрече. Такой приказ получен от товарища Куприяна через Безрукого. Готовиться! Встречать!.. Ляля и Пузанов самое важное брали на себя…
В этот день Надежда Григорьевна заметила, что дочь задумала что-то необычное. Не столько заметила, сколько уловила материнским чутьём что-то особенное в Лялином поведении, невольно отмечала тончайшие нервные движения, прорывавшиеся у девушки, когда та складывала салфетку, посматривала в окно, одевалась. Даже ресницы у дочери были сегодня словно настороженные.
— Ты будто перед венчанием, — сказала мать, глядя, как старательно Ляля укладывает волосы.
— Какой же он был, мама, вчера! — восторженно говорила Ляля, не оборачиваясь от зеркала. — Словно прилетел из другого мира — прозрачного, весеннего, смелого…

  А впрочем, вся Полтава была в радостном возбуждении после вчерашнего события. Забегал на минутку Сапига, необычно приветливый, крикнул с порога, обращаясь к тёте Варе и Надежде Григорьевне будто с поздравлением:
— Видели?!
— Кто его не видел, — ответила тётя Варя мягче обычного.
Потом Сапига запёрся с Лялей в её комнате, и они около получаса энергично совещались о чём-то. По обрывку случайно (а может быть, и не случайно) услышанной фразы тётя Варя поняла, что Сапига что-то приносил Ляле и учил этим пользоваться.
— Чему он может её научить, — жаловалась потом тётя Варя Надежде Григорьевне. — Она и без него учёная.

  Вскоре Сапига ушёл, а за ним через несколько минут вышла из дома и Ляля. В этот день знакомые видели её то на Октябрьской, то возле кинотеатра, то под руку с каким-то юношей у центрального городского ресторана, предназначенного только для немцев — nur f;r Deutsche. Вечерами там собиралась тыловая офицерня.
Лицо Ляли было радостно, с оттенком какой-то счастливой боязливости, взволнованности, которая появляется у девчат в самом деле только перед долгожданным замужеством.
«Не выходит ли она замуж», — всерьёз говорили знакомые, видевшие Лялю в этот день.

  Поужинав дома, Ляля снова собралась уходить.
— Если я вдруг задержусь, вы не волнуйтесь, пожалуйста. Без паники.
Мама подавила вздох. «Не волнуйтесь…» Разве мать может не волноваться? Разве может хоть на минуту она быть спокойной, когда Ляля выходит из дому! А особенно сегодня: дочь обернулась от двери и обвела взглядом комнату, словно прощалась.
Знала бы мать, где сейчас её Ляля, её нежная, хрупкая «мамина дочка»!..
Сидит она в подвале разрушенного многоэтажного дома. Под нею холодный покорёженный металл и битый кирпич, а над нею — звёзды, алмазно чистые зимние звёзды.

  До войны Ляля часто бегала в этот дом — здесь жила любимая её учительница Вера Миновна Кричевская. Теперь от дома осталась только коробка, выгоревшая внутри, занесённая снегом. В подвале, который, наверное, служил жителям в начале войны бомбоубежищем, сейчас был навален разный металлический хлам. Стоя на дне этой заваленной ямы, Ляля смотрела вверх. Клочок звёздного неба над головой виделся отсюда как из брошенного, вымерзшего до дна колодца. Звёзды, звёзды!.. Когда-то изучала вас в обсерватории, рассматривая через телескоп! Не думала не гадала глядеть на вас из таких кирпичных колодцев-телескопов. А видит вас и понимает сейчас лучше, чем из обсерватории Харьковского университета.

  Тяжёлые стены дышали холодом, как вечная мерзлота. Не верилось, что здесь когда-то жили люди, жила белолицая и совсем седая Вера Миновна и Ляля бегала к ней в коротеньком платьице с наивными ленточками в тоненьких косичках. Потом стройной голубоглазой десятиклассницей она приносила сюда с подругами весной цветы, первую синюю сон-траву. А ещё позже — студенткой — приходила в гости, и комната Веры Миновны казалась ей будто меньше, чем раньше, и сама Вера Миновна казалась меньше. Она не знала теперь многого из того, что знала Ляля, девушка жалела старую добрую учительницу. Вера Миновна боялась отстать от науки, жаждала «идти в ногу» и задавала своей ученице такие вопросы по астрономии, которые Ляле казались детскими. Однако девушка скрывала это от учительницы и отвечала ей всегда серьёзно, терпеливо и как можно яснее. Часто Вера Миновна просила девушку что-нибудь продекламировать, и Ляля читала:

«Богатство потерять — немного потерять.
Честь потерять — потерять многое.
Утратить мужество — утратить всё.
Тогда лучше было б не родиться».

  И учительница, глядя на неё, взволнованную, сверх меры углублённую в чтение, говорила:
— У тебя, Ляля, чувство долга всегда было самым сильным чувством. Вообще в своём классе я это у многих из вас замечала…
— Вы замечали, Вера Миновна? — смеялась Ляля. — А кто же нас воспитывал именно такими? Разве не вы научили нас относиться с презрением к тем, кто хочет жить беззаботными мотыльками? Разве нет и вашей доли в этом, Вера Миновна?..

  Кто знал тогда, глядя на неё, жизнерадостную десятиклассницу или уже студентку, во что выльются впоследствии эти мысли о чувстве долга? Какой ворожке под силу было проникнуть в безоблачную девичью судьбу, предсказать, что на дне разрушенного дома, где жила твоя учительница, в этой заброшенной яме, будешь стоять, девушка, с холодной ракетницей, зажатой в руке?

                Продолжение повести следует.