Вергилий и Фортуната. гл. 19. В Галлию

Андрей Жунин
      гл. 19  В Галлию
               
               
                Легион двигался по вымощенной дороге сплошной колонной в три ряда.  Впереди на белом коне возглавлял воинов командующий легионом легат Квинт Цецилий.   За ним аквилифер нёс штандарт с серебряным орлом
(aquila-орёл). Рядом с ним вексиллярий нёс знамя легиона.  В то время оно представляло из себя багряное тканевое полотнище, закреплённое на горизонтальной планке (похоже на церковные хоругви).  Кроме слова LEG на нём был изображён меч – эмблема легиона.  Аквилифер и вексиллярий сразу бросались в глаза, так как на них были шкуры диких животных.  Тут же находились трубачи, призывавшие воинов во время боя к отступлению или к атаке.  По бокам колонны двигалась конница.
                Напомню, что римский легион (без кавалерии) состоял приблизительно из 5000 воинов (первый век н. эры), и делился на 10 когорт.  Каждая из когорт в свою очередь состояла из 6-ти центурий (рот), а каждая центурия из 10-ти контуберний (взводов).  Соответственно в каждой центурии было около 100 солдат, а в контубернии 10.  В правление Цезаря численность контуберний сократилась с 10-ти до 8.
         
                Расстояние от Рима до Генуи – 400 километров.  В день легион проходил порядка 50 км.  Так что весь переход занимал где-то около 8-ми дней.  Но если кто-то думает, что это была лёгкая прогулка, во время которой легионеры любовались красотами Италии, то он сильно заблуждается.  В походе легионер походил скорее не на фланирующего человека,
а на навьюченного мула. Почти всё необходимое в военной компании ему приходилось нести на себе. 
Судите сами:

                Шлем Монтефортино 2 кг
                Кольчуга 12 кг
                Пояс из скрещивающиеся ремней 1,2 кг
                Щит (скутум) 10 кг
                Меч гладиус с ножнами 2,2 кг
                Кинжал с ножнами 1,1 кг
                Копьё пилум от 1,9 кг
                всего около 30 кг.

                Плюс к этому на марше груз, который приходилось нести легионеру, увеличивался за счет его собственного багажа, включавшего утварь для приготовления пищи, сумки с провизией и запасной одежды. Все это имущество, вес которого мог превышать 13 кг, укладывалось в кожаную сумку с веревками и переносилось с помощью Т-образной жерди на плече.
                Иосиф Флавий отмечал, что при необходимости легионеру приходилось переносить также и всё снаряжение для земляных работ.  Сюда входили лопата, кирка, топор, пила, цепь, кожаный ремень и корзинка для переноски земли.
                Издалека, с какого-нибудь холма, легион походил на ползущую огромную красную гусеницу из-за того, что под доспехами легионеров были одеты туники, выкрашенные в тёмно-бордовый цвет, в цвет бога войны Марса.
Да и плащи легионеров тоже были красного цвета.
               
                За войском шли маркитантки и проститутки. Но последние, чтобы не вызывать лишних вопросов, маскировались под маркитанток, которые содержали прачечные, лазареты, бани и лавки. Торговали за деньги. Обычно это были крепкие тётки средних лет.  Грубые и бесцеремонные. Перепить могли любого мужика.
                А если на них нарвётся какой-нибудь охальник, привыкший лапать в своей деревне всех девок подряд, то ему просто не поздоровится.  Наши леди могут спокойно скрутить такого бедолагу и затащить в кусты. Где ему доходчиво объяснят,
как надо вести себя в приличном обществе. Обычно одного такого педагогического мероприятия бывает достаточно для того, чтобы этот отставший в развитии солдафон превратился в галантного и обходительного ухажёра.

                В районе Генуи шли в основном через лиственные леса.  Здесь росло много буковых деревьев, клена, тополя, ольхи и цитрусовых.  Пройдя по берегу моря и миновав отроги Альп, легион вышел на приальпийскую Галлию и далее направился на север к верховьям Гаронны. Эта река впадала в Атлантику.  От левого берега Гаронны на юг и начиналась мятежная Аквитания.

                Как только вступили в Галлию, командующий легионом легат Квинт Цецилий лично предупредил каждую когорту, какая опасность подстерегает римлян на этой земле.  Вскоре в справедливости его слов воины смогли убедиться, как говорится, на собственном горьком опыте.
                Во время очередного привала два легионера из седьмой когорты, увидев заросли лещины, самовольно отлучились и стали собирать орехи.  Вскоре один воин вернулся в свою контубернию, а другой так и не появился, несмотря на громкие крики его товарищей и прочёсывание придорожных кустов.
                Когда легион снова начал движение, передовой конный разъезд обнаружил на дороге отрезанную голову пропавшего вояки.  Это был шок.
                Но на этом incidentis не закончился.  По приказу легата второго нарушителя привязали к дереву, высекли розгами,
а затем, поставив на колени, отрубили ему голову.  Тут уж ничего не поделаешь, в римской армии неисполнение приказа жестоко каралось, вплоть до смертной казни.  Да, это не Италия.  Здесь за любым кустом римлян подстерегала смерть.
            
                К вечеру, достигнув реки Гаронны, легионеры буквально валились с ног от усталости, но командиры центурий
не разрешили никому отдыхать, пока не будет возведён полевой лагерь.  Для пущей безопасности решили разбить лагерь
на северном берегу реки. Отсюда хорошо были видны конные разъезды галлов, которые рыскали по южном берегу.


http://proza.ru/2020/12/18/1386