Как обычно по субботам графиня принимала гостей. На деньги от продажи лошадей она купила новый рояль
J. Beсker,* установив его в парадном зале. Теперь и музыкальные вечера проводились только здесь.
Графиня подошла к зеркалу, поправила причёску, полюбовалась своим новым, сшитым по последней французской моде бирюзовым платьем. Понемногу народ стал собираться.
Появилась Оленька в тёмно-оранжевом платье, с белыми розами в волосах. У неё было очень бледное лицо, глаза усталые и печальные.
-- Душенька, уж не заболела ли ты часом? -- обратилась к ней графиня. -– Что-то выглядишь ты неважно.
-- Я третьего дня попала под ливень и простудилась, -- призналась Оленька.
-- Надо быть осмотрительней, -- назидательным тоном произнесла графиня. -- В наших краях погода может испортится
в любой момент.
-- Но сейчас я чувствую себя гораздо лучше, -- улыбнулась жена ротмистра.
В зале появился Латов в своей красной гусарской униформе. Он щёлкнул каблучками, поприветствовал женщин и поцеловал им ручки.
-- Ну вот и наша пропащая душа! -- оживилась графиня.
-- Как и обещал, -- взяв под козырёк, выпалил он. -- Поручик Латов прибыл по вашему приказанию.
-- Не забудьте, ваше выступление будет в самом конце, -- напомнила ему Шацкая.
Появился отец Ипполит в гражданском платье.
-- В этой одежде вас трудно узнать, ваше преподобие, -- с улыбкой обратилась к нему графиня. –- В рясе вы выглядите более представительно.
-- Музыка -- это ведь тоже разговор с богом. А его лучше вести в простой одежде, -- ответил святой отец. -- Вы лучше скажите, когда вы появитесь в нашем приходе? Вот и поручик, и Ольга Юрьевна недавно покаялись мне в грехах.
Теперь очередь за вами.
-- А если у меня нет грехов, что тогда?
-- Такого не бывает. Грехи есть у всех, но мало кто любит в этом признаваться.
-- Так вот почему вы такая бледная, -- обратилась графиня к Оленьке. -– Теперь я всё поняла.
-- У вас есть текст? – спросила Ольга Юрьевна поручика, когда графиня со святым отцом отошли в сторону.
-- Мне он не нужен, -- пожал плечами Латов. -– Я выучил романс наизусть.
-- Я тоже, -- кивнула головой Оленька. -– Так как мы не репетировали, давайте договоримся. Две строчки поёте вы,
две строчки пою я. А куплет поём вместе.
Латов не возражал.
Первую часть вечера играли фортепианные произведения. А вторую часть вечера полностью отдали Ольге Юрьевне.
Сегодня она пела романсы с особой грустью.
А знаменитый Зубовский
«Не уходи, побудь со мною,
Я так давно тебя люблю» **
исполняла, не отрываясь, глядя на Латова. Казалось, её мольба была обращена прямо к его сердцу. Отцу Ипполиту даже показалось, что по её щеке прокатилась слеза.
«Тебя я лаской огневою и обожгу, и утомлю».
Ну и в самом конце вечера она с Латовым, встав в некотором отдалении от него, чтоб можно было глядеть в глаза друг другу, исполнила романс «Твои глаза зелёные».
"Так хочется хоть раз,
в последний раз поверить,
Не все ли мне равно,
что сбудется потом;
Любви нельзя понять,
любовь нельзя измерить,
Ведь там, на дне души,
как в омуте речном"
Впрочем, это трудно было назвать пением. Они то переходили на речитатив, то вдруг делали паузу. Скорее -- это было страстное, горячее объяснение в любви, которая так долго мучила их сердца.
"Пусть эта глубь бездонная,
Пусть эта даль туманная
Сегодня нитью тонкою
Связала нас судьба,
Твои глаза зеленые,
Твои слова обманные
И эта песня звонкая
Свели меня с ума…"
А затем, взявшись за руки, они с какой-то неземной грустью исполнили заключительную часть романса.
"Не нужно ничего, ни поздних сожалений,
Покоя все равно мне больше не вернуть.
Так хочется хоть раз на несколько
мгновений
В речную глубину без страха заглянуть..."***
(https://www.youtube.com/watch?v=p0AjCjVQ0QI)
Давно в музыкальной гостиной не слышали ничего подобного. Страстная мелодия с первого звука захватила души и пленила сердца. Пропитанная бессмертной грустью, она улетала умирать в небеса.
Когда они закончили петь, все присутствующие встали и устроили им настоящую овацию. Их просто не отпускали, пока они не исполнили этот романс ещё раз. В глазах дам блестели слёзы.
Отцу Ипполиту от этой песни стало просто не по себе.
http://proza.ru/2020/12/21/1710
---------------------------------------------
* Немец Якоб Беккер открыл свою фортепианную мастерскую в Санкт-Петербурге на Итальянской улице в 1841 году.
Он был знатоком производства и смело вводил технические новшества. При Ельцине производство было ликвидировано.
** Романс Н. Зубова.
«В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный
Славит бурю цыганских страстей».
Это стихотворение А. Блок посвятил знаменитой певице, королеве русского романса, дочери орловской крестьянки Анастасии Вяльцевой. В неё и влюбился композитор-самоучка Николай Зубов из бедной чиновничьей семьи. Удивительно, но он не знал даже нот.
К сожалению, его чувство осталось без взаимности. Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому.
*** муз. Б.Фомина, сл. К.Подревского