Когда земля. гл. 29. Романс на два голоса

Андрей Жунин
      
        Как обычно по субботам графиня принимала гостей. На деньги от продажи лошадей она купила новый рояль
J. Beсker,* установив его в парадном зале. Теперь и музыкальные вечера проводились только здесь.
        Графиня подошла к зеркалу, поправила причёску, полюбовалась своим новым, сшитым по последней французской моде бирюзовым платьем. Понемногу народ стал собираться.
       Появилась Оленька в тёмно-оранжевом платье, с белыми розами в волосах. У неё было очень бледное лицо, глаза усталые и печальные.

        -- Душенька, уж не заболела ли ты часом? -- обратилась к ней графиня. -– Что-то выглядишь ты неважно.
        -- Я третьего дня попала под ливень  и простудилась, -- призналась Оленька.
        -- Надо быть осмотрительней, -- назидательным тоном  произнесла графиня. -- В наших краях погода может испортится
в любой момент.
        -- Но сейчас я чувствую себя гораздо лучше, -- улыбнулась жена ротмистра.

        В зале появился Латов в своей красной гусарской униформе. Он щёлкнул каблучками, поприветствовал женщин и поцеловал им ручки.
        -- Ну вот и наша пропащая душа! -- оживилась графиня.
        -- Как и обещал, -- взяв под козырёк, выпалил он. -- Поручик Латов прибыл по вашему приказанию.
        -- Не забудьте, ваше выступление будет в самом конце, -- напомнила ему Шацкая.
        Появился отец Ипполит в гражданском платье.
        -- В этой одежде вас трудно узнать, ваше преподобие, -- с улыбкой обратилась к нему графиня. –- В рясе вы выглядите более представительно.
        -- Музыка -- это ведь тоже разговор с богом. А его лучше вести в простой одежде, -- ответил святой отец. -- Вы лучше скажите, когда вы появитесь в нашем приходе? Вот и поручик, и Ольга Юрьевна недавно покаялись мне в грехах.
Теперь очередь за вами.
        -- А если у меня нет грехов, что тогда?
        -- Такого не бывает. Грехи есть у всех, но мало кто любит в этом признаваться.

        -- Так вот почему вы такая бледная, -- обратилась графиня к Оленьке. -– Теперь я всё поняла.
        -- У вас есть текст? – спросила Ольга Юрьевна поручика, когда графиня со святым отцом отошли в сторону.
        -- Мне он не нужен, -- пожал плечами Латов. -– Я выучил романс наизусть.
        -- Я тоже, -- кивнула головой Оленька. -– Так как мы не репетировали, давайте договоримся. Две строчки поёте вы,
две строчки пою я. А куплет поём вместе.
        Латов не возражал.

        Первую часть вечера играли фортепианные произведения.  А вторую часть вечера полностью отдали Ольге Юрьевне.
Сегодня она пела романсы с особой грустью.
        А знаменитый Зубовский

                «Не уходи, побудь со мною,
                Я так давно тебя люблю» **

исполняла, не отрываясь, глядя на Латова. Казалось, её мольба была обращена прямо к его сердцу. Отцу Ипполиту даже показалось, что по её щеке прокатилась слеза.
      
                «Тебя я лаской огневою и обожгу, и утомлю».

      Ну и в самом конце вечера она с Латовым, встав в некотором отдалении от него, чтоб можно было глядеть в глаза друг другу, исполнила романс «Твои глаза зелёные».
      
               "Так хочется хоть раз,
                в последний раз поверить,
                Не все ли мне равно,
                что сбудется потом;
                Любви нельзя понять,
                любовь нельзя измерить,
                Ведь там, на дне души,
                как в омуте речном"

         Впрочем, это трудно было назвать пением. Они то переходили на речитатив, то вдруг делали паузу. Скорее -- это было страстное, горячее объяснение в любви, которая так долго мучила их сердца.
               
                "Пусть эта глубь бездонная,
                Пусть эта даль туманная
                Сегодня нитью тонкою
                Связала нас судьба,
                Твои глаза зеленые,
                Твои слова обманные
                И эта песня звонкая
                Свели меня с ума…"

         А затем, взявшись за руки, они с какой-то неземной грустью исполнили заключительную часть романса.          
               
               "Не нужно ничего, ни поздних сожалений,
                Покоя все равно мне больше не вернуть.
                Так хочется хоть раз на несколько
                мгновений
                В речную глубину без страха заглянуть..."***
                (https://www.youtube.com/watch?v=p0AjCjVQ0QI)

         Давно в музыкальной гостиной не слышали ничего подобного. Страстная мелодия с первого звука захватила души и пленила сердца. Пропитанная бессмертной грустью, она улетала умирать в небеса.      
         Когда они закончили петь, все присутствующие встали и устроили им настоящую овацию. Их просто не отпускали, пока они не исполнили этот романс ещё раз. В глазах дам блестели слёзы.
        Отцу Ипполиту от этой песни стало просто не по себе.


http://proza.ru/2020/12/21/1710

---------------------------------------------
*  Немец Якоб Беккер открыл свою фортепианную мастерскую в Санкт-Петербурге  на Итальянской улице в 1841 году.
Он был знатоком производства и смело вводил технические новшества. При Ельцине производство было ликвидировано.

**  Романс Н. Зубова.

          «В том краю тишина бездыханна,
          Только в гуще сплетенных ветвей
          Дивный голос твой, низкий и странный
          Славит бурю цыганских страстей».

Это стихотворение А. Блок посвятил знаменитой певице, королеве русского романса, дочери орловской крестьянки Анастасии Вяльцевой. В неё и влюбился композитор-самоучка Николай Зубов из бедной чиновничьей семьи. Удивительно, но он не знал даже нот.
        К сожалению, его чувство осталось без взаимности. Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому.

***  муз. Б.Фомина, сл. К.Подревского