Древнетюркская Пазырыкская культура

Гахраман Гумбатов
Древнетюркская Пазырыкская культура

Пазырыкская культура — древнетюркская археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.). Сведения в основном получены при раскопках так называемых Пазырыкских курганов. Носители этой культуры обитали на смежных территориях нынешних России (плато Улаган, Укок), Казахстана и Монголии.
Кроме верховой езды на конях, пазырыкцы пользовались повозками. В пятом Пазырыкском кургане найдены парадная четырехколесная повозка и четыре лошади, которые в нее запрягались. Верх ее имеет вид короба. Ширина повозки — около 3 м, высота — более 2.5 м. В Пазырыкских курганах обнаружены также телеги с цельными колесами. Такие телеги использовались для перевозки грузов, а запрягали в них быков.
Пазырыкская культура была выявлена в 1865 году В. В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов. Своё название получила по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган близ села Балыктуюль (Улаганский район), где экспедицией академика С. И. Руденко были в 1929 году раскопаны усыпальницы пазырыкской племенной знати.

Несмотря на неодобрительное отношение коренного населения, исследования пазырыкских курганов не прекратились и с распадом СССР. Время от времени учёные находят и мумифицированные тела. Так, в 1993 году была обнаружена так называемая «принцесса Укока».

 Этнически тюркская пазырыкская культура появилась в результате тесного контакта  пришлых тюрков с сибирскими самодийцами. каракольской культуры с иранской бегазы-дандыбаевской или близкой ей культурой.
 Предположительно пазырыкская культура — продукт развития афанасьевской культуры. В антропологическом составе населения пазырыкской культуры выявляются три базовых компонента (долихокранный европеоидный с высоким и широким лицом, брахикранный монголоидный с невысоким лицом и мезодолихокранный монголоидный с высоким лицом).

Было выявлено, что пазырыкцы были пришлым населением для Горного Алтая, не приспособленным к суровому климату высокогори
Основу найденной четырёхколёсной повозки, по мнению С.И. Руденко, составляла оригинальная решётчатая платформа. Предполагалось, что повозка использовалась в погребальной процессии и была накрыта «огромным войлочным ковром», который затем был вместе с ней «брошен в могильную яму».

Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Знатных людей хоронили в курганах в деревянных срубах. Знатные пазырыкцы носили шёлковые рубахи, имевшие один покрой как для мужчин, так и для женщин, в погребениях же рядовых членов общества рубах обнаружено не было. Мужским элементом одежды были штаны, тогда как женщины носили трёхцветные юбки. Общей деталью гардероба для женщин и мужчин пазырыкцев были войлочные чулки, которые были удобны для верховой езды. Также пазырыкцы носили меховые шубы- бурки, зачастую сделанные мехом и внутрь, и наружу. Такие бурки имели войлочные аппликации-украшения, а также украшались ценными мехами, выкрашенными в синий цвет.

В силу климатических условий в захоронениях прекрасно сохранились мумии. На их кожу нанесена сложная татуировка. Кроме того, в отдельных курганах сохранились погребальная повозка высотой в три метра, многочисленные реалистичные фигурки зверей и птиц (в том числе из войлока), образцы текстиля, включая древнейший в мире ворсовый ковёр. Находки руденковских экспедиций, большинство из которых датируется V в. до н. э., экспонируются в Государственном Эрмитаже.

Палеогенетика

Ricaut в 2004 и Keyser в 2009 годах провели анализ Y-ДНК останков мужчины из захоронения на Алтае (Seb;stei Valley [SEB 96K2]). По признакам материальной культуры археологи уверено отнесли это захоронение к Пазырыкской культуре. Захоронение датировано 450 г. до н. э. Палеогенетическое исследование обнаружило у пазырыкцев носителей гаплогруппы R1a-М198. Позднее также при исследовании двух представителей пазырыкской культуры из могильника знатных воинов Ак-Алаха-1 в Горном Алтае показало их принадлежность по маркерам к Y-хромосомной гаплогруппе N-P43 (снипы не делались) и митохондриальной гаплогруппе C.

 Пазырыкская повозка.
Нет оснований серьёзно рассматривать предположение С.И. Руденко о том, что на повозке прибыла китайская принцесса, отданная замуж за пазырыкского вождя. Во-первых, транспортные средства, которыми пользовались в Китае, не сопоставимы с  алтайской повозкой. Во-вторых, китайская традиция, независимо от того, идёт речь о колеснице, повозке или телеге, была ориентирована на создание одноосных транспортных средств. В-третьих, южно-сибирский генезис  тюркских двуосных повозок подтверждается археологически. Наиболее оптимальным для него представляется нейтральный термин «повозка» древнейшего тюркского населения Евразии. Д.Ю. Гук, Н.Н. Николаев Повозка из Пятого Пазырыкского кургана.
// Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Книга 2. CПб: ИИМК РАН, «Периферия». 2012. С. 454-457.

Совершенно исключительной находкой в Пятом кургане является полностью сохранившаяся колесница своеобразного устройства (постамент 5). Приспособленная к перекочёвкам, связанным с переходами по непроезжим местам, она была разборной. Отдельные части её связывались ремнями; в могилу она положена в разобранном виде. Оси её неподвижно соединены с кузовом и поставлены так близко, что переднее и заднее колеса почти вплотную примыкают друг к другу и расстояние между осями меньше, чем между колёсами на одной оси. Кузов колесницы состоял из платформы с резными, похожими на точёные, балясинами и водружённой на неё высокой беседки с крытым верхом. Эта громоздкая и в общем малоповоротливая колесница, высотой около 3 м, запрягалась четвёркой лошадей — пара в дышле и две пристяжные по сторонам или впереди цугом. Сбруя лошадей состояла только из уздечек, украшенных немногими одинаковыми деревянными бляхами, покрытыми тонким слоем золота (витрина 6). Несмотря на тщательность изготовления, колесница весьма примитивна не только по конструкции её ходовой части, но и по несовершенному ещё способу упряжки лошадей — коренные лошади впрягались в дышло с помощью ярма и пары деревянных рогулек.
 
Ещё более примитивны телеги, на которых подвозили тяжести при сооружении кургана. Они представляли собою широкую низкую телегу-повозок с колёсами из продырявленных посередине обрубков толстого бревна, посаженных на оси из тонких брёвен (постамент 7). М.П. Грязнов Культура и искусство ранних кочевников Алтая .// Первобытная культура. Выпуск второй. М.: «Искусство». 1956. С. 9-22.