Подрыв английских линкоров в Александрии

Александр Щербаков 5
Как известно, Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года после нападения Германии на Польшу. Вскоре Германии объявили войну союзники и «гаранты» независимости Польши Великобритания и Франция. Но они вели войну без применения военных формирований на границе с Германией, которая получила название «странной». А вот на море немецкие подводные лодки стали топить транспорты и танкеры союзников Британии, и даже совершили дерзкий рейд в базу английского флота Скапа-Флоу, где потопили линкор.

Весной 1940 года немцы захватили Норвегию и Данию, а затем начали боевые действия против объединенных сил Франции, Британии, Голландии и Бельгии, и весьма скоро поставили Францию на грань поражения, и лишь большими усилиями англичане сумели эвакуировать свой экспедиционный корпус с континента через пролив Ла-Манш, бросив в Дюнкерке все тяжелое вооружение.

10 июня 1940 года во Второй мировой войне появился новый участник — Италия. В мечтах Муссолини видел себя гегемоном на Средиземном море, но ему мешали англичане. Последние также не были рады появлению нового противника, который имел большой флот. Вскоре после начала войны на Средиземном море практичные и циничные англичане нейтрализовали французский флот (в том числе атаковав базу в Мерс-эль-Кебире, чтобы корабли французов не достались странам «оси»). Но Regia Marina — итальянский флот — и без французских кораблей был угрозой для Великобритании. Он доминировал на Средиземном море — шесть линкоров, многочисленные тяжёлые и лёгкие крейсера, большое количество эсминцев и подлодок делали его серьёзным противником. Чтобы лишить итальянцев преимущества, нужен был простой и эффектный ход. Здесь помогла палубная авиация. В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года торпедоносцы британского авианосца «Илластриес» атаковали базу итальянских ВМС в Таранто. Результат: англичане потеряли пару самолётов, но вывели из строя три вражеских линкора. Дёшево и сердито.

Казалось бы, дело сделано. Итальянцев лишили преимущества в тяжёлых кораблях, да и сами они не горели желанием сражаться с британским флотом. Но англичане не учли один важный нюанс — боевых пловцов из 10-й флотилии MAS.

Знакомясь с историей итальянских военно-морских сил невозможно отделаться от мысли, что у Италии был не один флот, а два. Первый, состоящий из крупных кораблей, проиграл всё, что только можно было проиграть. Второй, состоявший из энтузиастов на торпедных катерах и диверсантов, был полной противоположностью первого. Чего стоит, например, атака британских линкоров на рейде Александрии 19 декабря 1941 года.

«Люди-лягушки»
В первый раз итальянские подводные диверсанты заявили о себе 1 ноября 1918 года, когда потопили линкор «Вирибус Унитис». Но война уже заканчивалась, так что Рим не особо занимался развитием таких специальных подразделений. Снова на них обратили внимание только перед Второй мировой. В этот период морские части спецназначения создавали во многих державах. Не остался в стороне и СССР.

В 1939 году в Италии появилась 1-я штурмовая флотилия боевых пловцов. В марте 1941-го она была преобразована в десятую флотилию MAS (Mezzi d’Assalto — штурмовых средств) — и именно под этим названием прославилась. Диверсанты должны были атаковать базы Королевского флота в Средиземном море. В первую очередь — в Гибралтаре, на Мальте и в Александрии.

Первый успех был достигнут в критской бухте Суда. Там взрывающиеся катера тяжело повредили британский тяжёлый крейсер «Йорк», заставив его выброситься на мель. Спасти его британцы не смогли — корабль добили немецкие пикировщики. Там же взорвали танкер. А в сентябре 1941 года подводные диверсанты атаковали Гибралтар, где потопили три транспорта.

Англичане знали об их существовании. Они даже взяли в плен нескольких пловцов — в том числе и пилотов катеров, подорвавших «Йорк». Охрану якорных стоянок серьёзно усилили. Но фортуне порой плевать на любые предосторожности. Именно везение помогло итальянцам проникнуть в гавань Александрии, где их действия обернулись катастрофой для британского флота.

Рейд в Александрию
Спустя три месяца 10-я флотилия MAS провел свою самую знаменитую операцию. Вечером 18 декабря 41 года итальянская субмарина "Шире", оборудованная как носитель управляемых торпед, под командованием Юлио Валерио Боргезе подошла на расстояние одной мили от входа в гавань Александрии и выпустила шестерых диверсантов на 3-х управляемых торпедах, так называемых «майале» (человеко-торпеды): на каждой по два диверсанта и 270 кг тротила. Пилотами этих торпед были: лейтенант Дюран де ла Пенне, инженер - капитан Марчелия и капитан службы вооружения флота Мартелотта.

Диверсантам повезло: боновое заграждение, преграждавшее вход в гавань, было разведено для возвращавшихся на базу эсминцев.
Примечание:  Боново-сетевые заграждения — до сих пор один из основных способов защиты от нежелательных гостей с моря. Состоят из поплавков-бонов и прикреплённых к ним сетей, удерживаемых якорями и растяжками, с помощью которых береговая команда может приводить их в боевое положение.

Без проблем проникнув на рейд итальянцы двинулись к заранее разведанным авиаразведкой целям: линкорам "Куин Элизабет" и "Вэлиант", а также к крупному танкеру снабжения. Все экипажи успешно выполнили установку зарядов на корпуса целей, но дальше все пошло наперекосяк. Так, ещё на подходе к цели у торпеды лейтенанта де ла Пенне заглох двигатель, и ему с напарником Эмилио Бьянки пришлось самим тащить её к борту линкора "Вэлиант". После установки заряда обессиленные диверсанты вынырнули на поверхность, где были обнаружены разъездным катером и доставлены на борт своей жертвы в 3:25. На допросах молчали и были посажены в трюм.

Два оставшихся экипажа «майале» успешно установили заряды под «Куин Элизабет» и танкером «Сагона». Им удалось выбраться на берег, но вскоре их арестовала полиция. Потопившие танкер Мартелотта и его напарник Марио Марино были задержаны уже на берегу.

В 05:47 под танкером раздался взрыв. В этот момент с него заправлялись четыре эсминца. Один из них, «Джервис», получил серьёзные повреждения.
Лишь в 6:00, спустя 13 минут после взрыва танкера "Сагона", пловцы попросили встречи с командиром линкора, на которой и сообщили, что корабль заминирован. Капитан Морган приказал экипажу выйти на верхнюю палубу. В 6:06 заряд сработал, а через 4 минуты рвануло под днищем "Куин Элизабет". Оба линкора сели на дно гавани и были надолго выведены из строя.

Заминировавшие "Куин Элизабет" Марчелия и его напарник Спартако Шерга выбрались на берег и были арестованы спустя 2 дня в Розетте,  пойманы после того, как начали расплачиваться британскими фунтами, которые не были в ходу в Египте.

Что касается судьбы затонувших кораблей, то "Вэлиант" вернулся в строй спустя шесть месяцев, а "Куин Элизабет" только в 1943 году. Танкер был уничтожен полностью. При взрыве последнего пострадал эсминец "Джарвис", вернувшийся в строй в январе 1942.

Уничтоженный флот
Одним ударом шесть диверсантов вывели из строя главные силы флот-адмирала Каннингема. После уничтожения немецкой подлодкой линкора «Бархэм» и подрыва двух линкоров в Александрии англичане оказались в сложном положении. В восточном Средиземноморье у них осталось только четыре крейсера и эсминцы. Чтобы дезинформировать противника, они как могли скрывали информацию об успехе его акции. Британским газетам было запрещено упоминать об этом, так что в прессе публиковали фото неповреждённых «Вэлиента» и «Куин Элизабет».

Черчилль был поражён, узнав об этом. Итальянцам потребовалось всего шесть человек, чтобы вывести из строя два британских линкора в александрийской гавани. Итог операции итальянских боевых пловцов подвёл Уинстон Черчилль: «Шесть итальянцев, одетых в довольно необычные скафандры и снабжённых до смешного дешёвыми средствами, сумели сместить баланс сил на Средиземном море в сторону «оси».

Вот так 6 человек в водолазных костюмах с дешёвым снаряжением на полгода обеспечили итальянскому флоту доминирование на Средиземном море. Успешное наступление Роммеля в 1942 году стало возможным благодаря беспрепятственной проводке конвоев снабжения из Италии в Африку. Также были потеряны два конвоя, шедших на Мальту. Не зря имена бойцов 10-й флотилии дают кораблям современного итальянского флота. Есть чем гордиться! Нападение боевых пловцов из 10-й флотилии MAS князя Боргезе вошло в историю как самая успешная операция подводных диверсантов.