Как Сталин страну после войны восстанавливал

Юрий Тарасов-Камчатский
Любимым занятием поклонников Сталина является приписывание своему кумиру главной заслуги в восстановлении народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны. По их словам, благодаря гению «вождя», советский народ совершил тогда чудо, в кратчайшие сроки подняв из руин разрушенную войной промышленность и пути сообщения, отстроив заново города и сёла. Этим сталинисты попрекают нынешних руководителей страны, призывая их учиться у Сталина тому, как следует быстро восстанавливать экономику.

Чему же может научить то, что творил Сталин, современных «менеджеров»? Давайте разберёмся. Для этого придётся кое-что пересчитать. Ничего страшного - арифметику в школе все проходили.

Сначала посмотрим, кто именно восстанавливал тогда экономику страны, что конкретно скрывалось под широко разрекламированной коммунистами вывеской «советский народ».

Рассмотрим только занятых в промышленности, строительстве и на транспорте, так как сельское хозяйство смогло восстановить свой довоенный уровень лишь ко 2-й половине 50-х годов.  Поскольку состав и численность трудового населения в течение восстановительного периода постоянно менялись, сделаем расчёт на его середину, то есть конец последнего года войны.

К концу войны рабочих на предприятиях было 4 488,9 тысяч человек (Экономический фундамент Победы: параллели истории и современности. – М., 2015. С. 190). Общее число всех промышленных рабочих (вместе со строителями и железнодорожниками) на 1945 год в этом источнике не указано. Если предположить, что процентное соотношение между ними и рабочими на предприятиях (69 %) осталось тем же, что и в начале войны, то первых было в 1945 году около 6,5 миллионов (4 488,9 / 69 = 65,057 * 100 = 6505,7 тыс.).

Видимо, в их число зачтены и работавшие в промышленности спецпоселенцы. Попробуем вычислить и их. Согласно данным работавшего с архивах КГБ по этому вопросу В.Н.Земскова, в марте 1949 года среди 1 489 549 взрослых спецпоселенцев рабочими числились 722 361 (Земсков В.Н. Спецпоселенцы. 1990. Таблица 9), то есть чуть более 48 %. Если этот процент являлся таким же и в январе 1946 года, то рабочих там было примерно 1,09 млн. (2 264 749 * 48 = 108707952 / 100 = 1 087 080). Это составляет около 17 % от общего числа рабочих, занятых в промышленности (вместе со строителями и транспортниками).

В конце 1945 года к ним добавились демобилизованные из армии. Советские вооружённые силы уменьшились тогда на 6 миллионов человек (Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. – М., 2014. С. 40, 41). Поскольку сельскому хозяйству катастрофически не хватало рабочих рук, не меньше половины их вернулось в деревню. Остальные 3 миллиона пополнили число рабочих и служащих. Можно с достаточным основанием предположить, что на работу в промышленности пошло не более 5/6 из них (другие стали учителями, врачами, артистами, милиционерами, партийными и советскими служащими и т. п.), то есть, примерно, 2,5 миллиона.
Но были в СССР тогда и другие категории работников, которые тоже широко использовались и в промышленности, и в строительстве, и на транспорте – это солдаты, заключённые, военнопленные и интернированные представители национальностей воевавших против СССР стран.

В РККА существовали тогда строительные части следующих основных типов:

1) Военно-строительные отряды (ВСО). В них служили военные рабочие. Формально они не входили в состав вооружённых сил, но жили на казарменном положении, носили военную форму, и их служба засчитывалась в срок военной службы. За работу получали зарплату. Зачисляли в них только негодных к строевой службе. Количество ВСО в ходе войны постоянно росло. На начало 1944 г. в них состояло 89 тысяч человек, а на конец этого года - 119 224 (Военно-строительный батальон: Википедия), то есть на 25 % больше. Если в дальнейшем рост продолжался теми же темпами, то к концу 1945 г. личный состав ВСО увеличился до 149 тысяч (0,149 млн.) человек.

2) Строительные батальоны. Это воинские части солдат-строителей. В последние годы войны они комплектовались в основном призванными в освобождённых районах лицами следующих категорий: а) не успевших попасть в РККА по призыву из-за быстрой оккупации территории врагом, а после освобождения её уже превысивших призывной возраст; б) репатриированных на родину бывших советских военнопленных призывного возраста (не больше 40 лет), которым следовало дослужить установленный срок (время нахождения в плену в срок службы не включалось); в) насильственно угнанных прежде в Германию рабочих призывного возраста; г) сотрудничавших с оккупантами, но не запятнавших себя преступлениями (часть полицаев и служащих жандармерии) (Там же).

Поскольку репатриировано на родину из числа угнанных на работу в Германию граждан было 2,6541 млн., служить пришлось не менее четверти из них (немцы угоняли в Германию в 1942 – 1944 гг. молодёжь в основном 16 – 18 лет, причём половину мужского пола), то есть около 0,66 млн. Вместе с 0,66 млн. отправленных в армию репатриированных военнопленных (по Земскову), это, примерно, 1,3 млн. человек.
Сколько в стройбатах служило представителей двух других названных выше категорий – неясно. Вряд ли их было много. Вероятно, не больше 200 тысяч. Итого, всех наказанных службой в стройбатах было, примерно, 1,5 млн.

3) Железнодорожные войска. Их общая численность сразу после перевода на мирное положение в начале 1946 года составляла 189 тысяч (0,189 млн.) человек (Железнодорожные войска России:
).

4) Специальные военизированные формирования НКПС (Народного комиссариата путей сообщения):  головные ремонтные поезда, головные ремонтно-восстановительные поезда, мостовые восстановительные отряды (мостоотряды)  и поезда и т. д. Рабочие-железнодорожники служили в них на тех же основаниях, что и в ВСО. По данным историка А.Н.Манжосова, в 1945 г. в них числилось  (вместе с железнодорожными войсками) около 840 тысяч человек (Специальные формирования Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.). 1998 г.:
 
). Число воинов-железнодорожников в 1945 году достигало почти 291 тысячи человек (Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.:
). Соответственно, без них, в спецформированиях НКПС служило 549 тысяч (около 0,549 млн.).

5) Формирования ГУВПС (Главное управление военно-промышленного строительства при СНК СССР). В 1945 г. в них состояло 119 050 рабочих и служащих (0,119 млн.) (Цысь В.В. Использование труда военнослужащих красной армии в восстановлении народного хозяйства на завершающих этапах и после окончания Гражданской и Великой Отечественной войн. 2017. С. 98: http://rufort.info/library/malyarov/malyarov.html
). Служили на тех же основаниях, что и ВСО.

6) Формирования Наркомата связи - Ремонтно-восстановительные батальоны связи. К концу 1945 г. в них числилось 35 367 (0,035 млн.) человек. (Там же. С. 97: http://nvsu.ru/ru/Intellekt/2016/TSis.V.--.pdf
).

7) Дорожные войска. В конце 1945 г. они были уже расформированы и на их основе создан Особый дорожно-строительный корпус НКВД (в составе 4-х дивизий) для строительства и восстановления разрушенных во время войны магистральных автомобильных дорог оборонного значения. Его численность в 1949 году, когда дивизий в нём было уже пять, составляла 37 960 человек (Дорожно-строительный корпус: Википедия). Соответственно, в 4-х дивизиях 1945 года должно было состоять около 30 тысяч (0,03 млн.) военных строителей.

Приведённый перечень, видимо, не совсем полный, но и он даёт определённое представление о численности строительных войск в годы войны.

Посчитаем. Согласно списку, военных строителей (в том числе не числившихся в составе ВС) в конце 1945 – начале 1946 гг. было более 2,5 миллионов (0,149 + 1,5 + 0,189 + 0,549 + 0,119 + 0,035 + 0,03 = 2,571).

Заключённых в лагерях и колониях НКВД, по данным историка А.Л.Кузьминых, на 1 января 1946 года, числилось 1 110 593, а военнопленных и интернированных – 2 277 123 (Кузьминых А.Л. Интернированные и военнопленные Второй мировой войны в СССР: Социально-демографический аспект:
). Вместе это 3 387 716 человек, округлённо - 3,39 млн.

Из плена после войны вернулось в страну также 1 836 тыс. советских военнослужащих (Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. – М., 2014. С. 51). Историк-коммунист В.Н.Земсков насчитал, правда, уже на 1 марта 1946 г., 1 539 475 (тоже с подачи архивной службы КГБ), из которых передано НКВД было 226 127 человек (спецконтингент), зачислено в рабочие батальоны 344 448, призвано в армию 659 190 (их мы уже зачли в состав строительных батальонов), находилось на сборно-пересыльных пунктах 27 930, и отправлено по домам 281 780 (Земсков В.Н. О масштабах политических репрессий в СССР. Таблица 3). Недостающие у Земскова 296,5 тысяч, возможно, прибыли в СССР после 1 марта 1946 г.

Таким образом, тех бывших военнопленных, которые были направлены в рабочие батальоны, можно прибавить к числу рабочих, а  спецконтингент – к числу заключённых и военнопленных (и интернированных).  Первых получается примерно 9,34 млн., а вторых – 3,61 млн. (3 613 843). Вместе с 2,6 млн. военных строителей, это 15,55 млн. Значит, рабочие составляли от этого количества 60 %, зеки и военнопленные – 23 %, а военные строители – 17 %.

В итоге оказывается, что почти четверть (23 %) тех, кто поднимали промышленность и восстанавливали разрушенное войной хозяйство страны после ВОВ, составляли бесправные рабы сталинского государства. Однако и большую часть солдат-строителей (из числа репатриированных) тоже можно отнести к этой категории, так как они были невинно наказанными государством людьми, составляя, при этом, почти 10 % героев восстановления.

То же самое можно сказать и о тех, кто трудился в рабочих батальонах. К концу 1945 года в них остались в основном интернированные из стран фашистской коалиции (около 300 тысяч) и бывшие советские военнопленные (вместе около 1 миллиона, или 6 % участников восстановления). Если же учесть работавших тогда в промышленности, строительстве и на транспорте спецпоселенцев (1,09 млн. – 7 %), то окажется, что к началу послевоенного восстановления народного хозяйства почти половина (46 %) поднимавших страну работников являлись невольниками Сталинского режима, его каторжниками.

Так какой же положительный опыт могут подчерпнуть современные руководители страны из такого фактически рабовладельческого способа развития экономики? Может, нам всё же поискать сегодня каких-нибудь других путей?