География расселения современных тюркских народов

Гахраман Гумбатов
География расселения современных тюркских народов

«Истина существует, и целью
науки является её поиск».
академик А.А.Зализняк

Тюркская языковая семья представляет собой благодарный материал для применения различных методик классификации и хронологизации языков. Во-первых, она достаточно велика (можно оперировать как отдельными идиомами по крайней мере 35 современными языками и диалектами и не меньше, чем шестью хорошо записанными древними и средневековыми языками).    А.В.ДЫБО
ХРОНОЛОГИЯ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ И
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ РАННИХ ТЮРКОВ

Современные тюрки

Европейские тюрки
     Азербайджанцы
     Чуваши
     Татары
     Башкиры
     Караимы
     Гагаузы
     Крымчаки
    Крымские татары
     Кумыки
     Балкары
     Карачаевцы
     Урумы
     Турки-месхетинцы
     Аджары

Переднеазиатские тюрки
     Турки
     Азербайджанцы Ирана
     Кипрские турки
     Иракские турки (Туркоманы)
     Сирийские турки
     Балканские турки

Центральноазиатские тюрки
     Казахи
     Каракалпаки
     Киргизы
     Узбеки
     Уйгуры
     Илийские уйгуры
     Жёлтые уйгуры
     Туркмены
     Трухмены
     Хорасанские тюрки
     Афшары
     Каджары
     Халаджи
     Карапапахи
     Хотоны

     Сибирские тюрки
     Салары
     Алтайцы
     Шорцы
     Тувинцы
     Тофалары
     Хакасы
     Саха
     Долган

      Более 10 тысяч километров разделяют сегодняшнего тувинца-буддиста из Тывы, от караима, приверженца иудейской веры, живущего в Тракае в Литве. Ещё большее расстояние разделяет турка-мусульманина, живущего в Стамбуле от якута-христианина с берегов реки Лена в Сибири. Вместе с тем караима, тувинца, турка и якута, а вместе с ними казаха, киргиза, уйгура, алтайца, хакаса, шорца, тувинца, тофалара, карачаевца, балкарца, кумыка, туркмена, узбека, азербайджанца, гагауза, татарина, башкира, чуваша, крымского татарина, каракалпака, ногайца объединяет то, что все они являются тюрками и у всех них общий язык – тюркский. Современные тюркские народы, несмотря на различные исторические перипетии, разделившие их многие тысячелетия тому назад, смогли сохранить в своей памяти общий язык и общую культуру, доставшиеся им в наследство от общих предков.
      Как известно, язык это не только средство общения. Язык – память народа. В языке человек сохраняет память своих предков. Потеря языка – означает потерю самой этой памяти. В словах родного языка мы сохраняем историю многотысячелетнего дописьменного исторического пути наших предков. А ещё в языке живёт дух народа.
     Вот что об этом написал замечательный немецкий учёный Ф.В.Гумбольдт: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык — трудно себе представить что-либо более тождественное…Так как каждый язык наследует свой материал из недоступных нам периодов доистории, то духовная деятельность, направленная на выражение мысли, имеет дело уже с готовым материалом: она не создает, а преобразует». (Ф.В.Гумбольдт, 1960).
      Тюркские народы (ныне их численность, по ориентировочным подсчетам, превышает 200 миллионов человек) живут на огромной территории от Лены до Дуная, от Таймыра до Персидского залива, в основном на тех же территориях, которые населяли их предки с древнейших времен.
О том, что сегодня трудно точно подсчитать численность современных тюркских народов пишет известный российский ученый академик М.З. Закиев: «К настоящему времени установить точные сведения по численности тюрков невозможно…В тех странах и регионах, где тюрки составляют меньшинство населения, их численность при переписи обычно искажается, ибо в целях увеличения численности основного народа численность тюрков сознательно несколько уменьшается». (М.З. Закиев,2003).

      К сожалению, до сих пор,  ни по одному из вопросов тюркского этногенеза у ученых нет единого мнения. Так, например, некоторые учёные считают, что прародина древних тюрков находилась на Алтае. Другие размещают её в областях, примыкающих с севера к Чёрному и Каспийскому морям, третьи — в Передней Азии, а четвертые – на территориях к западу и востоку от Урала. Одни ученые пишут о том, что предки современных тюрков были изначально монголоидными, другие утверждают, что древние тюрки были европеоидами. Некоторые считают, что впервые тюркские племена появились в Восточной Европе только в середине первого тысячелетия н.э., другие пишут о дальнем родстве древних тюрков с шумерами, этрусками и американскими индейцами.
В ученом мире бытует и такое мнение: при современном состоянии археологических и лингвистических знаний невозможно конкретно сказать что-либо по данной проблеме.

      Между тем, как известно, за последние годы в лингвистике и археологии появились интересные исследования по данной проблематике (И. М. Мизиев, М. З. Закиев и др.). Однако ряд ученых пытаются усмотреть в этом какую-то крамолу, утверждая, что в науке всё давно доказано и не стоит тратить время и силы на новые исследования. Я сомневаюсь в искренности тех, кто так категорично заявляет о новых работах тюркских исследователей.

      Как известно, ученые около двухсот лет не могут придти к единому мнению по многим вопросам этногенеза индоевропейских и угро-финских народов (вопрос прародины, время возникновения языковой общности и др.). Поэтому время от времени выдвигаются новые гипотезы происхождения индоевропейцев, угро-финнов, славян, индусов. Археологи продолжают исследовать древние памятники, лингвисты делают научные открытия, появляются новые факты, которые позволяют по-новому взглянуть на многие старые проблемы. Так было всегда, и, на мой взгляд, по мере появления новых аргументов надо обязательно их всесторонне рассматривать.
        В Советском Союзе, где продолжалась колониальная политика российской империи в отношении нацменьшинств, трудно было ожидать появления достоверных работ по тюркским языкам. населения было далеко недостаточно, чтобы сплошь с некоторой равномерностью занять всю равнину. Притом по условиям своей исторической жизни и географической обстановки оно распространялось по равнине не постепенно путем нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелетами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые». (В О.Ключевский. «Курс российской истории»).

       Известный современный российский политолог Алексей Миллер утверждает, что «Многие территории, которые сегодня осмысляются как извечно русские, это территории, которые еще при Российской империи подверглись этнической чистке, откуда выгнали местное тюркское население, сначала заселили казаками, потому туда еще приехали какие-то крестьяне... Интересно, что Сибирь до начала ХХ века не считалась русской национальной территорией. Можно почитать письма Чехова из его поездки на Сахалин. Это потрясающие тексты, там просто крик души: «Господи, ну как же все иначе, насколько же это нерусская земля и люди здесь нерусские». (Лекции А.Миллера. Полит.ру).

        Можно поражаться мужеству многих советских ученых, которые в период советских репрессий не побоялись написать правду об истории и языке тюркских народов: С.Е.Малов, А.М.Щербак и др.  Так, например,  еще в 1952 году известный российский тюрколог С.Е.Малов в статье «Древние и новые тюркские языки» писал: «Западно-тюркские языки показывают, что они прошли слишком большую и долгую жизнь, они испытали на себе много разных влияний и пр. Это не могло произойти в очень короткий срок. Все переселения тюрков из Центральной Азии, какие мы знаем (например, гунны, монголо-татары, киргизы), не произвели на западе того языкового влияния и переворота в пользу восточнотюркских языковых элементов, какие можно было ожидать, если бы здесь на западе не было бы уже своих установившихся и отстоявшихся издавна западнотюркских языков». (С.Е.Малов, 1952)
      
Итальянский ученый М.Алинеи в книге «Курганная культура» пишет: «Тюркские народы первымы успешно приручили лошадей и передали это новшество соседним народам. Это подтверждено присутствием Тюркских заимствований в терминологии лошади в обеих ветвях (Северный и Южный) Самоедских и в некоторых в Финно-Угорских языках, древность которых доказана специалистами, и это подразумевает древность Тюркского присутствия в Восточной Европе». (М. Алинеи. 2006).

Исторической прародиной древних тюрков является Южный Кавказ. Древние тюрки в 6 тыс. до н.э., освоив отгонное скотоводство, в течение последующих 2 тысячелетий не покидали свою прародину – юго-западное побережье Каспия. Затем, когда тюркская общность численно возросла, часть из них, в поисках новых пастбищ двинулись в
северном направлении вдоль западного побережья Каспия. В конце III тыс. до н.э. в их жизни, произошёл резкий поворот, который был связан с приручением лошади и изобретением железа. Имея опыт приручения диких животных, древние тюрки в ближайшее время смогли доместицировать дикую лошадь. И вскоре, с освоением ими производства железа наступил период более интенсивного освоения Евразийской степи, которая до этого практически не была заселена. В ближайшее тысячелетие вся Евразийская Степь от Дуная до Енисея была заселена степными скотоводами. Дальнейшаясудьба древних тюрков - степных скотоводов хорошо иллюстрируется многочисленным
археологическим материалом (древнетюркские курганы).