Ложность теории о средневековом отуречении предков

Гахраман Гумбатов
     Ложность теории о средневековом отуречении предков азербайджанцев
 Основным  признаком народа, как известно, является его язык. В давние времена люди по языку делились на своих и чужих. По мнению ученых в языке как в зеркале отражается вся прошлая жизнь народа. Язык – та духовная основа, на которой держится национальная культура любого народа. Ученые считают, что потеря родного языка ведет к разрушению традиционной культуры, лишает народ этнического своеобразия.
     Для современных азербайджанцев родным языков является азербайджанский тюркский язык. Поэтому, вполне естественно, что большинство ученых считают, что и далекие предки азербайджанцев и в тысячу лет и десять тысяч лет тому назад общались между собой на тюркском языке. Учёные считают, что в еще более ранние времена, наиболее древние предки современных азербайджанцев, а также остальных тюркских народов, постепенно познавая окружающий мир и явления, происходящие вокруг них,  стали давать им определённые названия, большинство из которых продолжают жить в современных тюркских языках. Такие слова, например, как гюн - солнце, ай – луна, улдуз – звезда, булут – облако, долу – град, гар – снег, буз – лед и многие другие воз-никли в древнетюркском языке десятки тысяч лет тому назад.
     По ориентировочным подсчетам исследователей, сегодня в мире на азербайджанском   языке говорят 45 - 50 млн. человек.
 Азербайджанский язык наряду с турецким, туркменским и гагаузскими языками входит в  огузскую группу тюркских языков.
     Между тем, необходимо отметить, что учёные, которые более 40 лет сочиняют всевозможные “концепции” о происхождении азербайджанского народа и его языка, ни разу не обратились к данным самого азербайджанского языка.
     Как известно, большинство ученых считают что при изучении этногенетических процессов язык является наиболее надежным этническим индикатором. Учёные считают, что никогда ни один  народ не утрачивает свой родной язык до такой степени, чтобы не оставить каких –то неизгладимых штрихов во вновь освоенном языке. Язык связан с определенной артикуляционной базой, имеет глубокие корни в жизни народа и слишком глубоко
связан с его хозяйственными навыками и традициями, с психическим складом. И как бы велико не было субъективное желание овладеть новым языком в точности и совершен-стве, это желание никогда не реализуется полностью. Какие-то качества родного языка в фонетике, лексике, семантике удерживаются помимо воли и сознания говорящих и продолжают “просвечивать” сквозь наложившуюся  оболочку нового языка. В результате
воспринятый чужой язык, считают ученые, приобретает в данной новой среде своеобразный характер, отличный от того, какой он имел в исходной среде. В Советском Союзе многие лингвисты, опираясь на "алтайскую гипотезу" выдвигали лживую идею о пришлости всех европейских тюркских народов с Алтая.
        В связи с этим, трудно понять категоричность академика А.С.Сумбатзаде, который, вопреки всем законам лингвистики, утверждал, что “на территории Южного Азербайджана  (Манна, Атропатена) дважды заменился язык населения-загроэламский язык маннеев-азерийско-иранским, а затем последний-тюрко-азербайджанским. На севере страны он сменился один раз (албанский-тюркско-азербайджанским)” (А.С.Сумбатзаде.
Азербайджанцы...,стр.17.).
Между тем, как известно, большинство лингвистов считают, что из всех современных тюркских языков именно в азербайджанском языке в наибольшем объеме сохранились основные этнические особенности древнетюркского языка (базисная лексика, грамма-тический строй, фонетические особенности и т.д.). Так, например, известный тюрколог В.И.Асланов, сопоставив древнетюркские слова из словаря Махмуда Кашгари  (ХI в.) с аналогичными азербайджанскими словами, определил, что из 8000 древнетюркских слов более 5000 слов до сих пор сохраняют в азербайджанском языке своё первоначальное значение. (В.И.Асланов. “Диван-у лугат ит турк” Махмуда Кашгари и азербайджанский язык, СТ, 1972, N1, стр.62). В.И.Асланов, проведя реконструкции большого объёма корневых морфем азербайджанского языка, опираясь на данные письменных памятников, пришел к выводу о том, что “азербайджанцы являются аборигенами, а  не пришельцами, и
азербайджанский язык, как один из древнетюркских языков существовал на территории одноименной страны.” (В.И.Асланов. Исследования по истории азербайджанского языка дописьменного периода. Баку, 1986 г., стр.214.)
         В книге "Забытые курганы"  я произведя лексико-статистический анализ 502 слов базисной лексики (имена числительные, личные местоимения, части тела человека и животного; термины родства; астрономические, ландшафтные и географические термины;глаголы состояния и действий; и т. д .) 17 современных тюркских языков (азербайджанский, турецкий, туркменский, узбекский, уйгурский, кумыкский, карачаевский, башкирский, татарский, чувашский, казахский, ногайский, киргизский, алтайский, тувинский, хакасский, и якутский), а также огузского языка по словарю Махмуда Кашгари, определил, что за последние 1000 лет наибольшее количество древнетюркских корневых слов сохранилось именно в современном азербайджанском языке.
          Как известно, основное лексическое ядро языка, особенно составляющие это ядро корневые слова, живут в каждом языке с древнейших времен, определяя в значительной степени устойчивость языка, его национальную специфику.
      По мнению ученых, для констатации генетического родства двух или более языков необходимы следующие условия:
1. Наличие достаточно большого количества совпадающей базисной лексики.
Наличие между этими языками системы регулярных фонетических соответствий.    Ученые ввели в лингвистический обиход такое понятие, как “коэффициент сохраняемости лексики”. Разработанный в сравнительно-исторической лингвистике, этот метод датировки языковых событий позволяет определить время, когда родственные языки начали отделяться один от другого. Ученые утверждают, что по количеству общих слов в базисной лексике двух родственных языков можно подсчитать, как давно эти языки отдалились друг от друга. Иначе говоря, по мнению лингвистов, теперь можно выяснить давно ли два родственных языка стали самостоятельны и сколько лет прошло с тех пор, как они говорили на общем языке, составляли общий этнос.
       Ученые определили также, что основная часть словарного фонда каждого языка меняется приблизительно с одной и той же скоростью. Следовательно, зная, какие изменения в словарном фонде произошли, можно сказать, сколько на них ушло тысячелетий или столетий, то есть когда эти языки разошлись.
      Известный ученый-этнограф Ю.В,Бромлей в книге написанной им совместно с Р.Г.Подольным “Человечество это народы” пишет, что “языки развиваются по определенным законам, и тут часто бывает, как в математике: есть сумма, есть одно слагаемое, значит можно узнать и второе.”(Ю.Б.ромлей, Р,Подольный. Человечество это народы. Москва, 1990, стр.75). Далее ученые пишут, что  “наш язык изменчив. Можно в нем выделить, однако, так называемый базисный словарь – слова, обозначающие понятия, как будто не подвластные времени (или мало подвластные). Но и базисный словарь меняется. Исчезают одни слова, на смену им приходят другие. Так вот самое значительное здесь не то, что базисный словарь меняется, а то, насколько закономерно, с одной и той же скоростью он меняется у самых  разных языков. За тысячу лет из 200 “главных слов” (то есть базисной лексики – Г.Г.) уходят, исчезают 39, а на их места заступают новые слова. Но 161 слово остается! “Коэффициент сохраняемости лексики следовательно равен в среднем 80,6% на тысячелетие” ( Р.Бромлей, Р.Подольный. Человечество…, стр.80.).
       Проведенный нами лексико-статистический анализ базисной лексики огузского языка (Махмуд Кашкари) и современных тюркских языков дал следующие результаты: из 502 слов базисной лексики азербайджанского языка общими для азербайджанцев и турок являются 87% корневых слов, для азербайджанцев и туркмен-84% слов, в то же время, таких общих слов в языке азербайджанцев и якутов, а также чувашей сохранилось, соответственно, 38% и 36%. С помощью “коэффициента сохраняемости лексики” мы можем определить, например, что предки азербайджанцев и турок “отделились” друг от друга , примерно, 670 лет тому назад: 1000: 19,4=Х:(100-87), где Х=670 лет.
       Можно предложить, что это произошло после образования империи Хулагидов и Османского государства, когда общение между предками азербайджанцев и турок, видимо, сократилось, что в дальнейшем отразилось на лексике азербайджанского и турецкого языков, которые вот уже около семи веков развиваются самостоятельно. В то же время лексикостатистика позволяет определить, что предки чувашей, азербайджанский также скифов, гуннов, булгар и других тюркских народов, примерно 3300-3500 лет тому назад “отдались” от древнетюркской общности, жившей в то время на территории Закавказья и прилегающих регионов, и, пройдя Кавказ и далее по Волге, продвинулись на территорию нынешней Чувашии, где и обрели новую родину.
      В то же время, в результате анализа базисной лексики современного азербайджанского языка нам удалось определить, что наибольшее количество совпадений имеют азербайджанский язык и древнетюркский язык М.Кашгари. интересно, что из 502 корневых слов 498 сохранилось в азербайджанском языке, как минимум, с середины XI века и используются в повседневной речи азербайджанцев  в первоначальном значении с небольшими фонетическими изменениями. Таким образом, мы видим , что в азербайджанском языке “коэффициент сохраняемости лексики” составляет 99%, что позволяет нам предполагать, что азербайджанский язык никогда и не отделялся от языка своих предков – средневековых тюрков. По мнению ученых лингвистов, “слова, имеющие высокую частность употребления во все времена, существуют с древнего периода до наших дней почти без изменения своей семантики.” (К.М.Мусаев. лексикология тюркских языков. Масква,1984,стр.63).
      По мнению Ю.В.Бромлея: в большинстве тюркских языков процент общих слов значительнее, “чем следует”, если принять во внимание только обычный коэффициент сохранение лексики. Одно из возможных объяснений: многие тюркские народы на протяжении последних двух тысяч лет вместе входили в большие державы, такие, как  Тюркский каганат и другие огромные образования разных эпох, при этом значительную часть тюрок составляли кочевники, сравнительно часто менявшие территории, где они обитали. В результате отдельные тюркоязычные этносы были связаны были связаны между собой больше и теснее, больше общались между собой, чем общаются этносы
“в среднем”. Это и отразилось на замедлении темпа, с которым расходились “в стороны их языки.” (Ю.Бромлей, Р.Подольный. Человечество…, стр.81.).
      Между тем, некоторые лингвисты утверждают, что наблюдаемая большая близость большинства современных тюркских языков (за исключением чувашского и якутского  языков) в основном связана с тем, что начальный период сложения тюркских языков относится к палеолитической древности.
      Так, например, английский ученый Дж.Клоусон установил, что “тюркский языки ХХ в. В базовой лексике не отошли от состояния Х в.н.э., т.е. почти тысячу лет сохраняют стабильность.” (Л.Л.Викторова. Монголы. Москва, 1980, стр.74). По мнению Л.Л.Викторовой данные лексико-статистичекий подсчета, сделанного Дж.Клоусоном можно использовать для определения предположительного времени формирования тюркских языков. Л.Л.Викторова пишет, что Клоусоном установлено, что за 1000 лет в тюркских языках устарел лишь 1%базовой лексики, то есть “найдена константа изменчивости базовой лексики, которую можно назвать константой Клоусона.” (Л.Л.Викторова. Монголы… стр.78). И далее, используя константу изменчивости она производит следующий математический расчёт: если в течении 1000 лет сохранилось употребление 99% базовой лексики, то период, в течение которого должны были замениться все 100% слов, был бы равен 1000:1=Х:100, что составляет 100000 лет. (Л.Л.Викторова, Монголы, стр.78.).
      Таким образом если считать, что тюркские языки начали формироваться 100 тысяч лет тому назад, то, предположительно, время распада общетюркской языковой семьи (отделение предков чувашей и якутов) можно отнести начале II тыс. до.н.э.  Это означает, что предки соврменных чувашей, а за ними предки    якутов-саха ушли с Южного Кавказа (Аран) 4000 лет тому назад.
 Распад древнетюркской общности.
1. протобулгары - 4-3 тыс. до н.э - путь через Кавказ на север:> Северное Причерноморье (киммерийцы, скифы, гунны) > Северное Поволжье (проточуваши). В дальнейшем часть протобулгар переселилась на территорию Прибайкалья (протоякуты).
 2. протоуйгуры (лобноро-таримцы), протоалтайцы, протохакассы, прототувинцы - 3-2 тыс. до. н.э. -путь по Евразийской степи на восток: Волга>Урал> Енисей>Таримская впадина (протоуйгуры).
3. протохунны (протокыпчаки) - 2 тыс. до. н.э.- путь по Евразийской степи на юговосток: Волга>Урал > Мангышлак> Алтай> Монголия-Ордос (хунны).
4. протоогузы (скифы, юэчжи, «пазырыкцы», тюркюты, огузы)-середина первой половины первого тысячелетия до н.э. путь на восток: Закавказье > Памир > Монголия > Алтай
(юечжы-пазырыкцы). Другая группа огузов переселилась на территорию Северного Причерноморья (скифы Геродота) и Средней Азии (саки).
5. Предки азербайджанцев никогда не покидали свою историческую прародину на Южном Кавказе. После принятия в 7 веке предками азербайджанцев ислам часть среднеазиатских тюрков (огузы, кипчаки) также стали возвращаться на историческую прародину.