Подсказка

Ирина Вебер 2
 
Случай из моей студенческой жизни.

 
1973 год. Куйбышев.

Поступила я в институт Культуры на культурно-просветительский факультет, кафедра - хоровое дирижирование. Институт открыли два года назад, а нашу группу, "Народный хор", организовали только в этом году и мы первые студенты-народники.
Всему институту интересно, кто же мы такие, что умеем делать и как поём, поэтому ждут с нетерпением нашего выступления, которое должно состояться перед самым Новым годом на праздничном концерте.

Мы, конечно же, хотим поразить всех своим замечательным исполнением. Наш преподаватель - заслуженный артист РСФСР, руководитель "Волжского народного хора" предложил спеть и обыграть часть  свадебного обряда, так называемый венок песен. Нам очень понравилось такое предложение и мы, с воодушевлением, приступили к его реализации.
 
План нашего выступления таков: первая песня - Сватовство. Парень с дружками и родственниками идёт к дому своей любимой и просит её руки у родителей девушки. Красочная сценка с шутками и подтанцовкой, театрально обыгрывается. Поют солисты и весь хор. Такое представление должно впечатлить и зажечь зрителей, поднять им  настроение. 
Когда песня заканчивается, то ребята уходят со сцены и, уже за кулисами, готовятся к заключительной, торжественной, свадебно-величавой песне. А девушки остаются на сцене, продолжая исполнять, задуманный план.
Следующим номером идёт Девичник - так называется встреча невесты с подругами перед свадьбой. Это последняя их встреча. Ведь потом, после свадьбы, у молодой жены появятся совсем другие заботы и у неё не будет свободного времени, как раньше. На Девичнике происходил важный момент — расплетание девичьей косы, во время которого косу расплетают и делят на две, укладывая в женскую причёску. По традиции этим занимаются подруги, под прощальную лирическую песню невесты "Ой, девичья воля, ой, золотая. Ой, да она скоро, ой, пролетает". Девушки подпевают ей, а она с грустью поёт о весёлой и беззаботной прежней жизни.
 
Затем, после этой красивой и мелодичной песни, невеста (уже одна) начинает Причитать. Ведь раньше, очень часто девушек выдавали замуж против её воли, по сговору, поэтому несчастные невесты представляли своё предстоящее замужество, как горе. Отсюда и плачь, причитания, и мольба родителей не выдавать их за нелюбимых. И даже если счастливица выходила замуж по любви, то ради приличия ей надо было, по обычаю, немного попричитать. Эти Причитания стали традиционными вокальными номерами в свадебном обряде.

В нашем выступлении невеста выходит замуж, конечно же, по любви, поэтому её Плач будет недолгим и не очень печальным. 
Завершает же наш замечательный концерт, появившийся на сцене жених с дружками. Он запевает радостную песню, которую подхватывают друзья, девушки, родители и все гости. Идёт всеобщее веселье и хваление молодых.

И вот, наступил долгожданный день. Волнуемся и подбадриваем друг друга.
Мы стоим на сцене в цветных, традиционных, народных костюмах, которые сшили нам к этому ответственному, для нас, дню.
Весь зал с интересом и любопытством смотрит на нас, ожидая чего-то необычного и яркого.
 
Первую песню спели на "Ура". Слушатели были в восторге и долго нам хлопали. Наш преподаватель сидел на первом ряду и благосклонно принимал аплодисменты, указывая рукой на нас, тем самым давая всем понять, что вот мол, какие у меня талантливые и замечательные ученики.

Затем ребята ушли со сцены, а декорации быстро поменялись. Теперь все видят комнату молодой девушки, где происходит Девичник. Невеста запевает свою печальную песню "Ой, девичья воля". 
 
Надо сказать, что перед выступлением моя подруга Надя, которая играет роль невесты, попросила меня:
- Ира, ты мне подсказывай текст, а то я от страха всё позабыла.

Так вот, невеста запела свою трогательную песню. Она пропела всего две строчки и тут, чёрт меня дернул подсказать ей слова. Только я, от волнения, подсказала слова не следующие по тексту, а последние две сточки в песне.
Ну, Надя их и спела. Песня, не успев начаться, сразу же и закончилась. Всё.
Девчонки стоят в растерянности и не знают, как быть дальше.

Несколько минут молчали все: и мы, и слушатели. Затем в зале послышался шёпот и смешки.
Но Надя, на радость нам, вспомнила, что далее по плану идут Причитания, поэтому и запричитала.
Мы облегчённо вздохнули, однако, слушая её поняли, и все присутствующие тоже, что невеста выходит замуж не по любви и для неё это замужество настоящее горе.
Надя поёт с надрывом, потому что плачет по настоящему. У неё стресс. Из-за срыва предыдущей песни.

Но вот, Причитания подходят к концу и на сцене появляется довольный жених с друзьями. Он подходит к невесте, пытаясь её обнять и успокоить, но Надя, почему-то не рада ему и, глядя с укором, начинает заново петь-рыдать свои Причитания.
Виновато улыбаясь, кавалер снова делает попытку обнять невесту и шепнуть ей на ушко слова утешения. И вроде Надя запричитала чуть тише, чем и воспользовался жених, громко запев свою песню, которую тут же подхватили его товарищи.
Однако Надя не сдаётся и продолжает жалобно причитать. Женская половина хора приняла строну жениха и стала подпевать ему, надеясь таким образом заглушить рыдания невесты и заставить её замолчать. Вот так мы и пели: хор одно, а Надя другое. Всё вместе это звучало, как какая-та какофония (сочетания звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное нагромождение).

Весь зал уже громко смеялся. 

В конце концов жениху удалось увести рыдающую невесту со сцены, а мы, под громкий хохот слушателей, удалились за молодыми.

Естественно, нам никто не аплодировал, зато смех мы хорошо слышали из-за кулис.
 
Провал, полный провал!

Наш учитель, от стыда, чуть ли не ползком удалился из зала.

На следующий день, когда мы пришли на занятия, то все молчали и не говорили между собой ни слова о нашем провальном выступлении. Все ждали, с трепетом провинившихся учеников, учителя.
Он вошёл в класс, неспеша сел на стул и серьёзно посмотрел на нас. 
- Ну, что вам сказать, дорогие  мои?
Дальше он не мог вымолвить ни слова, так как его начал душить смех. Мы с удивлением и недоверием посмотрели на него. А он продолжал смеяться всё громче. Глядя на него, мы тоже начали смеяться. Смеялись  до слез, а  потом рыдали от смеха, вспоминая все подробности нашего концерта.

Вот такое было наше первое выступление под Новый год, где я сыграла главную роль в нашем провале.