Последователи советской исторической науки продолж

Гахраман Гумбатов
Последователи советской исторической науки продолжают жить и пахнуть в Азербайджане
С книгой азербайджанских алтаистов я ознакомлю сегодня.
«Кавказ и великие тюркские империи». Баку 2012
Авторы: АХУНДОВА Наргиз Чингиз гызы и ГУСЕЙН-ЗАДЕ Рауф Алишир оглу
Книга видимо написана по методичке Суслова для авторов школьных учебников. Далее я привожу некоторые отрывки из 390 страничной книги, «касающиеся» этногенеза  азербайджанцев.
«Следует также акцентировать внимание на том, что, начиная с IV века и по сегодняшний день, Кавказ и его народы перманентно связаны с тюркским миром. Здесь к месту привести мнение Л.Н.Гумилева, который пишет: «Тюркоязычные народы в западной части Центральной Азии
известны в самой глубокой древности, начиная с III века до
н.э., но термина «тюрк» тогда еще не существовало. На заре
истории (III век до н.э.) они назывались «хунну», позднее,
в IV-V веках, – «гаогюй» или «теле», но эти названия, повидимому,
охватывают не все тюркоязычные племена, так
что единого народа, говорившего по-тюркски, историей не
зафиксировано». Поэтому Л.Н.Гумилев справедливо считает,
что «Тюрки – понятие исключительно лингвистическое: группа
разнообразных племен и народов, говорящих на сходных
языках. Расового или этнического единства в этой группе
нет».  Отметим, также что этноним тюрк, известный с VI века
в китайской транскрипции как туцзюйе, трансформировался
тогда же у византийцев в туркой, у сирийцев в туркайе, у
арабов в тюрк, на пракрите в турукка, на санскрите в туруска,
в древнетюркском в VII-VIII веках в тюрк, на пехлеви в VIII веке
– в турк, на согдийском в IX веке в тюрк.
Гумилев Л.Н. также пишет: «Древние тюрки сложились
в V веке из небольшого народа, населявшего отроги
Монгольского Алтая, и орды Ашина, пришедшей из Ганьсу
в 439 году. Создавшийся таким образом народ получил
название «тюрки», произносившееся в то время «тюркют»,
прозвище «Ашина» сохранилось как имя династии». Далее
Л.Н.Гумилев заключает: «Народ, именовавший себя «тюрк»,
(китайское название «ту-кю»), сложился в начале VI века в
Монгольском Алтае, причем этот этноним относился не ко
всем тюркоязычным племенам, а лишь к небольшому народу,
впоследствии захватившему гегемонию в Срединной Азии».
Говоря о ранних верованиях тюрок, следует выделить
четыре их главных божества: верховное – Тангры – «небо»;
Умай – богиня плодородия и новорожденных; Ыдук Йер-Суб
– священная Земля и Вода; Эрклиг – разлучающий людей и
посылающий к ним вестника смерти. Албанский историк
VIII века Моисей Каланкатуйский, рассказывая о крещении
албанскими миссионерами гуннов Северного Кавказа,
отмечает у них те же самые божества, что перечислены выше.
Таким образом, Кавказский тюркский пантеон обнаруживает
генетическое родство с древнетюркской Центрально -Евразийской
мифологией.
В XI-XII веках, благодаря сельджукам и созданным
ими государствам, о тюрках уже хорошо знали не только в
мусульманском, но и в христианском мире.
Главная линия эволюции любого этноса связана с местными
племенами и прослеживается с доисторических времен.
Предки народов-автохтонов Кавказа издревле обитали на
одной и той же территории. Они унаследовали от поколения к
поколению об щие антропологические признаки, то есть в их
эволюции уча ствовали преимущественно местные исходные
компонен ты. Автохтонные жители Кавказа представляют собой
исторически сложившиеся на собственной территории
устойчивые межпоколенные общности людей, обла дающих
общими и стабильными особенностями культуры и психики, а
также сознанием своего единства и отличия от других народов.
Любые этносы, в том числе кавказские, представляют собой
этносоциаль ные организмы, скрепленные территориально-политическими, социально-экономическими, культурно-языко-
выми и идеологически-конфессиональными связями.
 Современные тюркологи, касаясь общей концепции
этнической истории древнетюркских племен, полагают,
что «Древнейшие очаги тюркского этно- и глоттогенеза
(то есть территории формирования этих этносов и языка)
неразрывно связаны с восточной частью Евразийского
континента – Центральной Азией и Южной Сибирью – от
Алтая на западе до Хингана на востоке».9 Развивая этот
тезис, они считают, в связи с передвижениями тюрок,
что «Трассы миграционных процессов, то усиливаясь, то
затихая, пронизывали Великую Степь. Отличительной
чертой этногенетических процессов в Великой степи был их
дислокальный, то есть не связанный с одной территорией,
характер, определяемый высокой степенью подвижности
населявших ее племен. Общей особенностью тюркоязычных
племенных объединений Древности и Средневековья
была их неустойчивость, мобильность, способность
легко адаптироваться в составе вновь возникающих
племенных группировок. Только в рамках этнополитических
объединений, созданных той или иной родоплеменной
группой (династией), казалось бы, хаотические миграции
приобретали определенную направленность. И только в
пределах обширных хронологических периодов заметно,
что эти мигранты подчинялись общей закономерности –
смещению тюркоязычных групп с востока на запад».
В связи со сказанным следует подчеркнуть, что
неоднократные нашествия-миграции тюркских племен и
их расселение на Кавказе заметно перекроили этническую
карту региона. Так, вообще на Кавказе тюркские племена
получили широкую известность, начиная с гуннской эпохи,
то есть с IV века.
Главная цель настоящего исследования – обзор истории взаимоотношений Кавказа с великими тюркскими империями. Эти последние были достойными преемниками одна другой как сами
по себе, так и в соперничестве за Кавказ с различными иными
великими державами. Вместе с тем изложенная выше история
свидетельствует, что взаимоотношения Кавказа с тюркским миром,
в том числе с великими тюркскими державами, были многовековыми
и многовекторными. Начало этих контактов относится
к рубежу I-II веков, когда в регион проникали гуннские племена.
Утверждение на Северном Кавказе в конце IV века н.э. гуннского
господства и возобладание в Великой Степи нового, а именно
тюркоязычного, элемента явилось с этого времени главным действующим
фактором в сложившейся ранее системе контактов
между кочевниками и народами Кавказа; фактором, сыгравшим
весьма существенную роль в исторической судьбе как тех, так и
других.
Гуннская держава была первой политической структурой, созданной
тюркскими племенами и оказавшей влияние на мировую
историю первой половины I тыс.н.э. Последующие племена
тюркского происхождения – булгары, савиры, хазары, огузы,
создавшие значительные государства, в состав которых входил
Кавказ, – немногим отличались от своих предшественников.
Так, сирийские и арабские авторы отмечали все ту же их воинственность,
умение обращаться со своим скотом, скакать на конях.
Не случайно, современники называли тюркских всадников
кентаврами. Считая, что их легендарный предок произошел от
волчицы, тюрки на своем знамени изображали золотую волчью
голову. Сама дефиниция тюрк означает «сильный, крепкий», что
подчеркивает происхождение этнонима из политического термина
VI века. Вот почему кочевники, признавшие власть династии
Ашина, считали дефиницию тюрк политическим термином,

Что касается хазарского, сельджукского, татаро-монгольского и
тимуридского периодов, то следует отметить, что тогда заметно
изменилась этно-политическая карта Центральной Евразии, в
том числе Кавказа. Были внесены коррективы в карту расселения
в этом регионе тюркских племен. В этот же период в регионе
пошел весьма заметный процесс тюркизации и распространения
ислама. Одновременно происходило приобщение к исламу
кочевников Дешт-и Кипчака.
Таким образом, не только гуннская, хазарская и сельджукская
эпохи, но также монгольская, тимуридская и последовавшие
за ними сефевидская и османская эпохи подтверждают многоканальные
и многовековые связи Запада с Востоком. А вместе с тем – существование на огромном пространстве Центральной
Евразии, составной частью которой является Кавказ, зоны континуитета
и синтезного развития. В подтверждение сказанного для монгольского времени можно сослаться на посольство уйгура-несторианина раббан Саумы, которое во второй половине XIII века отправил из Азербайджана в Европу ильхан Аргун Хулагид (1284-1291 годы).
Для начала раннего Средневековья, в немалой степени связанного
для Кавказа и его народов с гуннами, отмечено, что эти
самые гунны «явились предтечей грозных монголов, наводивших
ужас на народы Азии и Европы спустя 800 лет». Следует также
отметить, что после распада Гуннской державы его достойным
преемником стал Хазарский каганат. Обе эти великие тюркские
державы были более связаны с Северным и, лишь частично, с
Южным Кавказом. Сельджукская экспансия в Кавказский регион
шла с юга – через Иранское географическое пространство, которое,
вместе с Южным Кавказом, оказалось в составе Сельджукской
державы. Татаро-монгольская и тимуридская эпохи ознаменовались
охватом Кавказа как с севера, так и с юга. Государства
Аг-Гойунлу и Гара-Гойунлу и Сефевидская держава проникли в
регион с юга и владели Южным Кавказом. Османская империя
шла на Кавказ по тому же – южному маршруту, а ее вассал – Крымское
ханство – периодически совершал нашествия на Северный
Кавказ и далее на юг.
Больше и дольше других великих тюркских империй за Кавказ
боролась Османская держава, главным соперником которой
здесь являлась Россия. В свою очередь, Российская империя
вела самую длительную в своей истории военную кампанию
против народов Кавказа – Кавказскую войну 1803-1872 годов.
Взаимоотношения Кавказа с тюрками и созданными ими великими
державами оказали существенное влияние на судьбы
местных племен, народов и стран, а также на региональную и
мировую историю. Взаимоотношения эти начались в эпоху Античности,
прошли через все Средневековье, Новое и Новейшее
время. Продолжаются они поныне. Лишь дважды они прерывались.
Первый раз – в раннем Средневековье, – когда на мировой
сцене появился Арабский халифат, в составе которого оказался
Южный Кавказ. Однако, уже в XI веке Южный Кавказ вошел в
Сельджукскую империю, позднее – в состав татаро-монгольских
и тимуридского государств, затем – Османской империи.
Второй раз – в Новое время, когда Кавказ силой оружия был
включен в пределы Российской империи, затем, «по эстафете»,
также силой оружия, в состав Советской империи.
Сегодня Кавказ, частично оставшийся тюркским, благодаря
Азербайджанской Республике и некоторым кавказским автономиям
Российской Федерации, имеет связи с остальным тюркским
миром через Турецкую Республику и республики Центральной
Азии – Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан.
Как отметил классик мирового востоковедения В.В.Бартольд,
монгольский период ознаменовался массовой миграцией
тюркских племен, которые распространились далеко за пределами
Центральной Евразии. Он же подчеркнул, что монгольский
период во многом способствовал распространению тюрок
в Центральной и Передней Азии. Это заключение верно как для
времени Великого монгольского государства, так и для периода
империи Тимура, то есть для XIII-начала XV веков. К месту
отметить, что и в предыдущий период, во времена Арабского
халифата (VII-XIII века), шел процесс распространения тюркских племен в Передней Азии, в том числе на Кавказе. Поэтому
в нашей работе рассмотрена деятельность великого каана
Чингиз-хана, ильхана Хулагу-хана, гурхана Тимура. В связи со
сказанным достаточно отметить, что ныне тюркские народы, в
отличие, скажем, от тех же монголов, расселены сплошной полосой
на обширной территории от берегов Адриатики в Западной
Европе до Тихоокеанского побережья Дальнего Востока.
Тюркские языки в своей истории прошли ряд эпох – алтайскую,
хуннскую (до V века н.э.), древнетюркскую (V-Х века), среднетюркскую
(X-XV века), новотюркскую (XV-XIX века).
До сих пор бытуют десятки тюркских языков, которые составляют несколько лингвистических групп – булгарскую, огузскую, кипчакскую,
карлукскую, уйгуро-огузскую, киргизско-кипчакскую.
Что касается этапов и эволюции взаимоотношений Кавказа с великими
тюркскими империями, то можно сказать следующее.
Во-первых, кочевники Великой Степи, которая охватывает Центральную Евразию, «играли в истории и культуре человечества
не меньшую роль, чем европейцы и китайцы, египтяне и персы,
ацтеки и инки». Во-вторых, Великая Степь в обозримом прошлом
пережила эпохальные события и сама дала начало таким событиям.
Всех их можно трактовать как смену этносов, политических
систем, культур и идеологий, форм экономической жизни и
бытования различных племен и народов. Так, в VIII веке до н.э. в
Причерноморье, связанном с Кавказом, появились скифы. Часть
их обосновалась на Кавказе. В III веке до н.э. они стали жертвой
сарматов, которых, в свою очередь, разбили гунны. Эти последние
господствовали в III-V веках в Центральной Евразии, в том
числе на Кавказе, который они включили в состав Гуннской державы.
Гуннов одолели булгары, известные в Кавказском ареале
в V-VII веках. Их разогнали хазары, создавшие обширный Хазарский
каганат (VII-X века), включавший часть Кавказа. Хазар сменили
половцы. Далее следуют сельджуки, татаро-монголы, затем
различные тюркские племена, вплоть до бахарлу, кызылбашей,
османов, ильсевенов, карадагцев, карапапахов. В-третьих,
опираясь на вышеизложенные положения, можно согласиться
с выводом Л.Н.Гумилева о том, что этническая история любого
географического региона, какой бы мозаичной она ни казалась,
представляет собой переплетение природных процессов трех
типов: Адаптации каждого этноса во вмещающем и кормящем
его ландшафт. Механизм связи «этнос-ландшафт» – сигнальная
наследственность, она же – так называемая этническая традиция,
превращающая этносферу в мозаику оригинальных поведенческих
стереотипов.
Если иметь в виду ретроспективу истории тюркского мира в связи
с мировой историей, а также с историей Кавказа, то можно
выделить несколько периодов. Первый – рубеж IX-VIII веков до
н.э., когда в степях Центральной Евразии сложился комплекс
кочевых этносов, в котором ведущую роль играли хунну. Но об
этом времени, вплоть до III века до н.э., письменные источники
об истории кочевников почти ничего не сообщают. Второй
период – связан с гуннами (III-IV века). Третий – пришелся на
середину VI века, когда был создан первый Тюркский каганат (VIVIII
века). Четвертый – время Хазарского каганата (VII-X века).
Пятый – сельджукская эпоха (XI- XII века). Шестой – татаро-монгольское
и тимуридское время (XIII-XV века). Седьмой – сефевидский
период (XVI-XVII века). Восьмой период – османское время
(XIV-начало XX веков).
Все великие тюркские империи, о которых идет речь в нашей
работе, получили известность под одним определенным собирательным
именем-этнонимом. Так, под гуннами подразумевают
различные тюркские племена. Но все они стали «гуннами»
как для удобства изложения в посвященных им сочинениях,
так и потому, что в раннем Средневековье именно гунны и их
предводитель Аттила более других тюрок потрясли воображение
современников. Другие нарицательные, «собирательные»,
образы-этнонимы – хазары, сельджуки, татаро-монголы, кызылбаши,
османы, под которыми «скрывались» различные тюркские
племена. Но всякий раз именно образы-эпонимы олицетворяли
эпоху. В данном случае мы имеем в виду следующее заключение
Л.Н.Гумилева: «Нет, не было и не могло быть этноса, происходящего
от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков,
как все люди имеют отца и мать». Следует также отметить, что,
благодаря великим тюркским империям, тюрки играли на обширной
территории Центральной Евразии роль посредников между
Востоком и Западом. Cоперничество великих тюркских империй за Кавказ шло далеко немирным путем. Оно ознаменовано необратимыми политико-территориальными, социально-экономическими, этноконфессиональными процессами. В том числе войнами внешних
актёров и захватами, христианизацией, русификацией и арменизацией
мусульманских земель и уменьшением удельного веса
последователей религии Пророка Мухаммеда за счет увеличения
численности приверженцев Иисуса Христа. Соперничество
за Кавказ, находящийся на стыке Азии и Европы, началось в Античности
и продолжилось в Средневековье, Новое и Новейшее
время. Не прекратилось оно и в наши дни. Менялись внешние
актёры, методы, но объект оставался один и тот же – Кавказ,
который открывал пути на север – на Русь и в Восточную Европу,
на восток – в Азию, на запад – в Переднюю Азию, на юг – в Индию
и к «теплым морям».