Урок в школе по творчеству Ольги Фокиной

Ольга Фокина Усть-Илимск
               
Работа в рамках участия в конкурсе "Несу добро в ладошках!": http://proza.ru/2017/09/17/447

 https://yadi.sk/i/wimamqKyIZa_dg - полный вариант разработки урока (с оформлением) внутри ссылки




               Сценарий интегрированного урока для 9 класса
                «Власть портрета нас пленила»
                по стихотворению Ольги Викторовны Фокиной
                «Портрет А. Ахматовой»
                (русский язык – литература – МХК)

(к сценарию прилагается презентация:  https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw )

                (Автор: Перфильева Нина Семеновна,
                учитель словесности МОУ «Радищевская СОШ»,
               Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Радищев)


Слайд №1 из презентации: https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw


Цель урока: познакомить  учащихся с картиной художника Альтмана Натана Исаевича «Портрет Анны Андреевны Ахматовой. 1914» и стихотворением Ольги Викторовны Фокиной «Портрет А. Ахматовой», помочь увидеть общее в слове и картине.

Слайд №2 из презентации: https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw


Задачи:
•Образовательные: формирование навыков анализа авторских выразительных средств; обогащение словарного запаса.
•Развивающие: развивать интеллект через знакомство с произведениями литературы и искусства, пытаясь увидеть общее в слове и картине; развивать навыки исследовательской работы.
•Воспитательные: воспитывать любовь к урокам  русского  языка, к искусству и художественному слову.

Оборудование: стихотворение О. В. Фокиной, толковые словари; мультимедийный  проектор, компьютер, презентация с репродукцией картины художника Натана Альтмана.

Слайд №3 из презентации: https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw


Эпиграф к уроку:
«Живопись – это поэзия, которую видят,  но не слышат, а поэзия – это живопись, которую  слышат, но не видят», -  Леонардо да Винчи.

 Предварительно класс был разделён на 2 группы: «Литературоведы» и «Искусствоведы».

Ход урока

Ребята, как вы понимаете это высказывание известного художника Леонардо да Винчи?
Объясните постановку знака тире в данном предложении. (Тире между подлежащим и сказуемым, оба главных члена предложения выражены именами существительными: живопись – это поэзия, поэзия – это живопись).
Любой человек хоть однажды задавался вопросами: «Что такое красота? Что разные люди понимают под красотой? Зачем нужна людям красота?». Сегодня мы с вами тоже будем открывать красоту в живописи и в поэзии.

 «Понятие красоты возникло с появлением на Земле человека разумного. Очень интересное определение красоты принадлежит средневековому философу Фоме Аквинскому. По его словам, красивым называется то, что доставляет удовольствие при наблюдении, рассмотрении, разглядывании. Николай Заболотский заметил, что красота лишь тогда может считаться настоящей, когда она представляет собой единство формы и содержания, а не одну простую оболочку. Мы получаем возможность отличать истинное от ложного. Многие считают, что красота – это, прежде всего, переживание, эмоция, причём эмоция – положительная – своеобразное чувство удовольствия, Красота – это сюрприз, открытие, радостная неожиданность», -      Ю. Соловьёв, «Красота», «Понятие красоты индивидуально».               
Почему  понятие красоты можно считать индивидуальным? (Человек индивидуален, восприятие красоты также индивидуально).

Какое толкование  даётся красоте в толковом словаре?  Определение красоты в толковом словаре С. И. Ожегова и Шведовой Н. Ю. Они объясняют  так: 1) Красота – это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 2) Красивые, прекрасные места в природе, в художественных произведениях. 3) О чём-нибудь очень хорошем, впечатляющем.

Как известно, искусство – творческая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты. Постигая произведения искусства, человек постигает мир. «Чем более  человек развит, тем больше красоты он видит вокруг». Сегодня, проникая в мастерскую поэта и художника, мы попытаемся увидеть общее в слове и картине.

Как называется наш урок по творчеству сибирского поэта Ольги Викторовны Фокиной? («Власть портрета нас пленила…»)

Что такое портрет? (Портре;т — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии, видео).

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О портрете, который нарисовал художник и о портрете, который описала в стихотворении поэтесса Ольга Викторовна Фокина из г. Усть-Илимска).
Каждый по-своему передал красоту картины «Портрет Анны Андреевны Ахматовой».

Итак, картина Альтмана Натана Исаевича «Портрет Анны Андреевны Ахматовой. 1914.» и стихотворение Ольги Викторовны Фокиной «Портрет А. Ахматовой».

Нам необходимо познакомиться с биографией художника и поэтессы.

Сообщение группы «Искусствоведы»

Слайд №4 из презентации: https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw

Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. Родившись в небогатой еврейской семье в Виннице, художественное образование он получил в Париже. Там же он познакомился и с молодой поэтессой Анной Ахматовой, приехавшей в Париж с мужем Николаем Гумилевым. Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом, и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Он сразу же попросил Ахматову позировать ему, она согласилась, и вскоре начались долгие сеансы в мастерской-мансарде на Васильевском острове.

Сообщение группы «Литературоведы»

Слайд №5 из презентации: https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw

Сегодня мы расскажем о поэтессе, которая живёт совсем рядом с нами. Ольга Викторовна Фокина родилась 14 марта 1990 г. в Казахстане, с 1998 г. проживает в г. Усть-Илимске Иркутской области. В 2014 г. окончила отделение журналистики филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород). В 2016 г. получила почётное звание «Лучший журналист России» (с вручением медали) по итогам национальной общественной награды «Будущее России». Ольга Викторовна – член Международной гильдии писателей, член Союза журналистов России, организатор конкурса «Несу добро в ладошках!», координатор Творческого Объединения «СТИМУЛ», акций «Пушкинские чтения» и «Есенинские чтения» в Усть-Илимске, победитель многочисленных международных и всероссийских литературных премий, в том числе финалист международной премии Анны Ахматовой и лауреат международного литературного конкурса «Княгиня русской поэзии – Анна Ахматова». Награждена медалями и дипломами за вклад в современную русскую литературу. Песни на стихи Ольги Викторовны «Сбереги нас, Господь», «Мама» и «Что такое добро?» получили медаль на фестивале в Париже. Книги есть в Русских центрах Франции, Германии, Болгарии, в библиотеках 39 областей РФ, 7 краёв, 10 республик. Её стихотворения опубликованы в знаменитых изданиях России и Германии, в антологии русской литературы 21 века, переведены на английский, немецкий, татарский, азербайджанский, башкирский, кумыкский, рутульский языки.

Слайд №6 из презентации: https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw

Автор 8 книг стихотворений и малой прозы Ольга Фокина является победителем многочисленных конкурсов, в жюри которых входят профессиональные литераторы. У Ольги Викторовны совместно с Максимом Сафиулиным вышли книги стихотворений, прозы, с нотным приложением авторских песен: «Дуэт» (Москва, «Библио-Глобус»), «Светлячок сильнее темноты» (Новокузнецк, «Союз писателей»), «На крыльях упоительной мечты» (Москва, «Российский писатель», Союз писателей России), «Искренне... В вечность» (Санкт-Петербург, «Родные просторы», Библиотека легендарного журнала «Невский альманах»), «Калейдоскоп поэзии и чувств» (Новокузнецк, «Союз писателей»), «Небо радужного цвета» (Москва, «Лучшие книги»), «PROСВЕТ: Солнечные, шаг вперёд!» (Германия) и  книга избранных стихотворений Фокиной Ольги Викторовны – «Любовь, Надежда, Вера, Доброта» (Новокузнецк, «Союз писателей»). Книги стали дипломантами международного конкурса «Лучшая книга года» в Германии (в номинациях: «Детская литература», 2019 г. и «Солнечное творчество», 2020 г.).

Так анализирует Екатерина Савкаева («Союз писателей») творчество Ольги Викторовны Фокиной: «Лишь та поэзия заслуживает внимания и самого права на существование, которая несёт в мир Свет. Призвание поэта – делать жизнь гармоничнее, красивее, одухотворённее, открывать глаза на основополагающие вещи, возрождать вечные принципы морали, поддерживать традиции, сохранять для будущих поколений память о настоящем и прошлом. Именно такова роль в литературе Ольги Фокиной из Усть-Илимска – Поэта с большой буквы. Ольга Викторовна – писатель вдумчивый и глубоко чувствующий. Она работает в разных направлениях, говорит о любви, природе, Родине, войне, затрагивает философские вопросы, создаёт стихи для детей. Но, независимо от жанра, все её творения одинаково красивы по форме и сути, непременно трогают за живое, быстро проникают в подсознание и исподволь меняют отношение к привычным вещам. Много новых мыслей, свежих идей и сильных эмоций гарантированы читателю. Они, подобно огню, который плавит металл, позволяя создавать из него нечто принципиально новое, воздействуют на сердце и разум, делая человека добрее, рождая в его душе сочувствие и понимание», — говорит в своей статье «Разумное, доброе, вечное» в творчестве Ольги Фокиной».

Слайд №7 из презентации: https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw


Работа с картиной

Рассмотрите картину Н. Альтмана. Проверка орфографии и пунктуации на примере текста (диктант).
Портрет Анны Ахматовой Нотана Альтмана  – одна из лучших работ в наследии художника. Он был окончен в 1914 году, и Анна Андреевна его очень ценила.
На портрете Альтмана Ахматова запечатлена такой, какой она запомнилась многим современникам. Художник показывает нам образ женщины твердый, угловатый, холодный, замкнутый. Анна Ахматова сидит в правом повороте в длинном синем платье. Синий цвет, преобладающий на этой работе Н. И. Альтмана, указывает на  военные события. По правой руке спускается желтая шаль. Большую часть холста занимает пейзаж: замерзшие, в форме кристаллов деревья.
Художники того времени не сразу приняли этот портрет. Им казалось, что в Анне Ахматовой нет женского обаяния. Некоторые художники писали: «Портрет, по-моему, слишком страшный».

Какие возникли затруднения при написании текста под диктовку или выборе букв? Проверяем при помощи сигнальных карточек («е-и»; «а-о»; «н-нн»). Какие необходимо знать правила пунктуации при работе с этим текстом? (Правила постановки запятой при однородных членах предложения; обособление определений, запятая в СПП, ССП).

Сопоставительный анализ картины  Альтмана Натана Исаевича «Портрет Анны Андреевны Ахматовой. 1914» и стихотворения Ольги Викторовны Фокиной «Портрет А. Ахматовой»

Чтение наизусть стихотворения Ольги Викторовны Фокиной «Портрет А. Ахматовой» учащимся.

ПОРТРЕТ АННЫ АХМАТОВОЙ
(автор: Ольга Викторовна Фокина, Иркутская область, г. Усть-Илимск)

Вы неразгаданной загадкой
Поверх смотрели на меня…
И королевскою осанкой,
Чеканным профилем пленя...
А я стояла под гипнозом,
Не смея ничего сказать…
Прямая чёлка, горбинка носа
И гордо-царственная стать…
В пол-оборота, равнодушно
Испепеляя взглядом вслед
Смотрели Вы. А я послушно
Читала образ Ваш – портрет.
В момент тревожного покоя,
В печали призрачных минут
И в молчаливости настроя
Черты души не проведут.
Туманный взгляд и бледнолика,
Строга и думами полна.
Беспечный холод ядовитый
Обманчив с тем, в ком есть душа.
Вы – утончённая натура,
В холодных красках – хрупкий мир.
И в острых линиях фигуры
Художник, словно ювелир,
Подметил тонкость молчаливо,
Всю женственность и красоту.
Вы – самый наш поэт любимый,
Всё переживший на веку.
В палитре яркой, жёлто-синей
Самоуверенна, стройна…
Травили Вас, то возносили…
Но пред читателем честна.
С умом натруженным поэта,
Упрямой чёлкой до бровей,
Вся грациозность силуэта…
Вы на пороге новых дней.
Как власть портрета нас пленила!
Ваш светский образ и авангард.
Величественность покорила.
Портрет Ваш, право, дивный фарт.
Как извержение вулкана,
Вы вновь решимости полны,
С портрета Альтмана Натана
Вы предо мной в тот миг сошли…
И шаль, воспетая поэтом,
Спадая с плеч, мой взгляд пленит.
Тотчас сошедшая с портрета,
Вы предо мной… О, этот миг…
В период дерзкого волненья
Никак не дрогнувшей строки,
В эпоху нового рожденья
Ушли беззвучные шаги.


 Какой картине посвящено стихотворение? (Картине  Альтмана Натана Исаевича «Портрет Анны Андреевны Ахматовой. 1914»).

Знакомо ли вам имя А. А. Ахматовой?

Дополнительное сообщение «Литературоведов» об Анне Азматовой

А;нна Андре;евна Ахма;това (урождённая Го;ренко) - поэт Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе (1965 и 1966). Репрессиям были подвергнуты близкие ей люди: первый муж, Николай Гумилёв, был уже после их развода расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, трижды подвергался аресту и умер в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Горе жён и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой - поэме «Реквием». Ставшая классиком отечественной поэзии, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и преследованиям, многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и более двух десятилетий после её смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Слайд №8 из презентации: https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw

Рассмотрите репродукцию картины. Кто изображён на этой картине? Какое впечатление она произвела на вас?

Обратимся к стихотворению Ольги Викторовны (распечатано для каждого).

Какие чувства  к картине проявляет Ольга Викторовна Фокина в своём стихотворении? Зачитайте:

«Вы неразгаданной загадкой
Поверх смотрели на меня…
И королевскою осанкой,
Чеканным профилем пленя»
(Фокина Ольга Викторовна, «Портрет А. Ахматовой»)

Что значит «пленя»? Приведите синонимы: брать в плен, овладевать; покорять, завоевать.

Какие ещё строчки говорят о том, что картина нравится?

Слайд №9 из презентации: https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw

«А я стояла под гипнозом,
Не смея ничего сказать»
(Фокина Ольга Викторовна, «Портрет А. Ахматовой»)

«Вы – утончённая натура»
(Фокина Ольга Викторовна, «Портрет А. Ахматовой»)

«Вы – самый наш поэт любимый»
(Фокина Ольга Викторовна, «Портрет А. Ахматовой»)

Какие эпитеты использует Ольга Викторовна Фокина для описания портрета?
(«Утончённая натура», «туманный взгляд», «беспечный холод ядовитый», «с умом натруженным», «светский образ»).

Многие художники того времени считали, что в образе А. Ахматовой на картине нет «женского обаяния». Поддерживает  ли их Ольга Викторовна Фокина? (Нет. У неё другое отношение к портрету):

«Беспечный холод ядовитый
Обманчив с тем, в ком есть душа»
(Фокина Ольга Викторовна, «Портрет А. Ахматовой»)

«Подметил тонкость молчаливо,
Всю женственность и красоту»
(Фокина Ольга Викторовна, «Портрет А. Ахматовой»)

«В палитре яркой, жёлто-синей
Самоуверенна, стройна»
(Фокина Ольга Викторовна, «Портрет А. Ахматовой»)

«Вся грациозность силуэта»
(Фокина Ольга Викторовна, «Портрет А. Ахматовой»)

Какие ещё изобразительные средства языка использует Ольга Викторовна Фокина в своём стихотворении «Портрет А. Ахматовой»?
(Сравнения: «художник, словно ювелир, «Как извержение вулкана, Вы вновь решимости полны…»).

Что очень точно подметила Ольга Викторовна Фокина в описании лица, одежды?
(«прямая чёлка, горбинка носа», «туманный взгляд и бледнолика», «И шаль, воспетая поэтом, Спадая с плеч, мой взгляд пленит», «В пол-оборота, равнодушно, Испепеляя взглядом вслед…»).

Понравилась ли вам картина? А стихотворение? Какими словами бы подчеркнули ваше отношение к портрету и отношение  к портрету Ольги Викторовны?

«Как власть портрета нас пленила!
Ваш светский образ и авангард.
Величественность покорила.
Портрет Ваш, право, дивный фарт»
(Фокина Ольга Викторовна, «Портрет А. Ахматовой»)

Заключительное слово учителя

Поэзия учит понимать  красоту, открывающуюся в слове, в словесных образах. Н. В. Гоголь заметил как-то, что «прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать…». Не каждый может сказать, что живёт в красоте. Для этого её нужно видеть и выразить в слове так, чтобы мы, читатели, могли представить в своём воображении описываемую картину. Искусство  художника  помогает человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты. Но творческое слово не повторяет жизнь - оно само готово преобразить жизнь человека, оно способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово поэт буквально означает «творец».
Поэзия возвышает человека, делает его лучше. Поэзия – мостик к прекрасному.

Слайд №10 из презентации: https://yadi.sk/d/o4j-7dIzCPFeVw

Подведение итога урока: что нового вы узнали на уроке?


Творческая работа для участия в конкурсе "Несу добро в ладошках!" (информация о конкурсе внутри ссылки): http://proza.ru/2017/09/17/447