Классический футарк 12 гл

Надежда Мирошникова
1816 год. Осень. Хутор Трансао

Адриан открыл дверь и они с отцом Дидериком опять оказались в коридоре. Зажже-ный факел осветил проход и показалось совсем небольшое помещение, потолок ко-торого был низковат , а стены покрыты инеем. Да, именно иней покрывал стены и потолок, а сам воздух какой-то колючий, застревал в горле. Адриан застыл в изумлении и не понимал как среди теплой осени, с еще цветущим  золотарни-ком и горцем, возможно такое.

Он даже закрыл на мгновение глаза, но вдохнув еще раз ледяного воздуха, понял, что вся эта картина реальна.

Адриан помнил рассказы своего деда, а ему рассказы перешли от  дальнего пращура, как во времена его похода в эти земли  в далеком 1322 году,  Бал-тийское море замерзло так, что датские купцы проложили санный путь к куп-цам Ганзейской лиги  и совершали свои переходы по льду.

Он и раньше читал в рукописях монастырской библиотеки, что Балтийское мо-ре в очень далекие времена было слабосоленым водоемом в большой впа-дине, которая находилась в том месте, где сейчас оно катит свои воды. Но да-же тот, считавшийся небольшим, процент соли в воде водоема, отличался от современного в сторону высокого её содержания. Литориновое море- так назывались воды сегодняшней Балтики, отличалось повышенной соленостью и только по прошествии многих столетий вода его разбавилась через Датские и Финский проливы.

Именно в те времена произошло так называемое кратковременное резкое похолодание, известное как « Холодное событие 8200 лет назад» и в последующем вызвало деградацию ледника.

С природой такое происходило не один раз. Десять самых морозных зим в истории Европы описываются как самые страшные кары Господни. Что стоит, например, время, когда в 859 году замёрзло Адриатическое море и в Венецию можно было пройти пешком. В 1326 году замёрзло всё Средиземное море, в 1365 году Рейн был скован льдом в течение трёх месяцев, а в 1408 году замёрзли все озёра Швейцарии. Адриан читал даже о том, как  в 1010 году сильнейшие морозы ско-вали льдом южные берега Чёрного моря и, даже, нижнее течение Нила.

Зимы в те страшные времена, их еще называли «Зимы мертвецов», уносили жизни скота, птиц и, конечно же, людей. Пастухи забивали целые стада, чтобы как-то до-жить до тепла. Мясо съедалось быстрее, чем снег таял в котелке очага. Жалкая ис-худавшая скотина не могла найти себе пропитание под коркой льда, там просто ни-чего не было кроме голой земли.

Днем же солнце, серое и тусклое, словно закутанное в саван погребальных облаков, совсем не грело землю. Ветер же и вовсе безнаказанно рыскал по миру и загляды-вал во все щели, выкрадывая остатки тепла из жилья.

Вот и сейчас состояние обреченности и страшного холода охватило путников под-земелья. Но что могло вызвать такую температуру в этом подземном кори-доре? Адриан не мог ничего предположить и продвигался вперед, наклоняя голову, чтобы не задеть потолок. Одежда Адриана и отца Дидерика покры-валась инеем. До следующей двери оставалось совсем немного, а сил сделать эти шаги у них уже не осталось. Вдох давался с трудом, а иней, покрывав-ший коркой одежду и, напоминавший похоронный покров, казался камен-ным панцирем и сковывал путников все сильнее. Дыхание отца Дидерика уже не раздавалось за спиной Адриана и он, собрав остатки сил, издал крик, полный ярости и боли, словно это кричал не человек, а неведомый зверь. Через мгновение он открыл следующую дверь, что казалась миражом и ступил на порог.

Вытащив обездвиженного отца Дидерика, Адриан разжал ему зубы, влил немного своего чудодейственного вина в рот и только потом сде-лал пару глотков сам. Как оказалось, они были в портале камина, кото-рый находился в келье отца Дидерика. Вот такой путь проделал Адри-ан со своим напарником.
Сидя на камнях в камине, Адриан огляделся. Он вспомнил свой сон, а точнее мимолетное забвение, что посетило его во время путешествия по подземелью и развернувшись увидел тот самый кирпич, что высту-пал на треть по отношению к другим. Адриан взялся за него и потянул. Кирпич поддался и оказался в руке посланника, а в нише лежала не-большая жестяная коробочка не больше детской ладони.

-Вот и всё, слава Создателю, я её нашел, -громко произнес Адриан.
Отец Дидерик открыл глаза, шумно вздохнул и с удивление повел гла-зами вокруг.
Уже потом, когда силы вернулись к путешественникам по подземелью, когда они  сначала напились горячего чаю с лесным медом, а потом плотно пообедали тушеным зайцем, Адриан поблагодарил отца Дидерика за помощь и оставил на память подношение-мешочек с горстью святой земли из Иерусалима.

http://proza.ru/2021/06/18/786