Шутники

Ольга Бунина 3
В шестидесятые годы судоходство по Амуру было очень интенсивным: большие и маленькие суда сновали туда-сюда, обеспечивая рыболовецкие колхозы, леспромхозы, население всем необходимым. Да и судостроительный завод, имеющий большое оборонное значение для страны, ради которого и была задумана в тридцатые годы великая стройка – Комсомольск – выпускал боевые корабли. Так что для людей, обеспечивающих безопасность судоходства от Комсомольска до Николаевска, работа была напряженной и ответственной за весь навигационный период.

На всех судоходных реках движение теплоходов осуществляется по створным знакам и буям. На каждой такой реке существуют службы БУПы (Бассейное управление пути). Весь судовой ход делят на участки протяжённостью от 120 до 250 километров, в зависимости от сложности обстановки. За каждым обстановочным участком закрепляют теплоход с командой, которая и  поддерживает всё это "хозяйство".

Обстановочный теплоход «Иволга» обслуживал участок от села  Софийска до населённого пункта Сусанино. В обязанность команды входило: измерение глубин судоходного русла, и, согласно этим измерениям, установка створных знаков и буёв в фарватере   реки.

В светлое время суток команде не раз приходилось заменять, переставлять, ремонтировать и красить створные знаки; расчищать просеки от тальника, который растёт очень быстро и закрывает знак от визуального обзора судоводителям.

Ночью же, для ориентира судам, все створные знаки и буи освещаются фонарями, подпитываясь от батарей, поэтому необходимо регулярно в ночное время проводить проверку качества их горения.
 
В один из таких ночных проверок произошла довольно поучительная история, которая пересказывалась и обрастала всё новыми и новыми подробностями, вызывая хохот слушателей.

Дело в том, что к створному знаку  повадился ходить медведь и с  яростным упорством разламывал ящик, где стояли батареи, вылизывал всю "начинку" из них.

Ночью теплоход  "Иволга", убавив обороты, подошёл к обрывистому, высокому берегу, где не освещался задний знак и выбросил трап. Трое моряков, гружённые  инструментами, захватив с собой ведро и ружьё, сошли на берег.
Расстояние между передним и задним знаками было метров двести. Узкая тропа, заросшая колючим кустарником, вела через распадок.  Рельеф местности  не казался лёгким. Люди шли с шумом, громко разговаривая и стуча по ведру палкой.

Проводив ремонтников, вахтенный хотел уже убрать трап. Улово крутило корму судна так, что  незакреплённый трап, елозя и цепляясь за кустарник и острые камни, мог повредиться, и в это время на палубе появился Фёдор в вывернутом наизнанку тулупе. Приветливо махнув рукой, придерживая полы тулупа, он ловко пробежал по неустойчивому трапу и скрылся за ближайшим большим кустом у тропы. Надо сказать, что Фёдор был любитель розыгрышей и небезобидных шуток.
 – Куда он ? – спросил Михаил, появившийся следом, прикуривая сигарету.
– По всей вероятности решил пошутить.
– Ну, погоди. Я его отучу от подобных шуток!
 
Постояв ещё немного с вахтенным, Михаил, отбросив окурок в воду, пригибаясь и таясь,  направился к большому кусту, обойдя его сзади, сделав при этом небольшой крюк.
 
– Ну и ну, – подумал вахтенный, убирая трап, – опять со своими шутками. Поджидая матросов  и тех двоих шутников, спешно покинувших судно, он и предположить не мог, как развернутся события дальше.

Один за другим на палубе стали появляться  члены ночной вахты. Прикуривая и рассуждая о пакостной натуре медведя, который неоднократно разрушал ящик, они  обсуждали различные варианты защиты от непрошенного гостя.  Прохладная свежесть ночи приятно обдувала горячие тела спорщиков.

А тем временем, Михаил, выждав несколько минут, хрустнул веткой  и рыкнул. Фёдор, увлечённый своим планом изобразить медведя, сначала не придал значение этим звукам. Хруст и рычание повторились, но уже более  зловеще. Тогда до сознания шутника дошло, что он в опасности. Не раздумывая, Фёдор бросился бежать. Ходовые огни, освещавшие судно, слепили глаза, длиннополый тулуп , цеплялся за кустарники, а Фёдор, не помня себя, задыхаясь от  тулупа, бега и  страха   бежал и бежал, и одна только мысль подстёгивала его: успеть добежать до трапа. Привычно шагнув, Фёдор с криком полетел с обрыва в пустоту...

Услышав крик, опомнились и на палубе.  "Человек за бортом!" Лучи прожектора, багры, круг – всё было пущено в ход. Барахтаясь, пытаясь удержаться, Фёдя бил отяжелевшими руками по воде, взывая о помощи. Намокший тулуп тянул его вниз, а течение упорно подтягивало несчастного к днищу катера. Но вот удалось одним багром, а затем и другим зацепить за тулуп и подвести к месту, где уже другие члены команды подхватили обезумевшего товарища.

Ещё долго моряки теплохода вспоминали  этот случай, прибавляя всё новые и надуманные эпизоды  происшествия, покатываясь со смеху. И если в компании оказывался  Фёдор, то обязательно кто-нибудь, скрывая улыбку, спрашивал: "Федь, расскажи, как ты медведем был".
 
Улово (суводь) – водоворот, встречающийся преимущественно за крутыми изгибами берега, за мысами.

12.01.2021 г.