12а. Блок мотивации проактивного поведения

Моисей Харитонов
Рассматривая возможность наличия в израильском еврейском сообществе потенциала к появлению лидерской структуры для жизнеспасительного маневра этого сообщества и его государства (хотя, надо бы рассмотреть и возможность появления части лидерской структуры, может быть – инициирующей части, из внеизраильского сообщества) под нарастающей угрозой полномасштабного военного противоборства глобальных гигантов «джихадизм» - «Запад (Америка)», надо ориентироваться на проактивное маневрирование. И более того, на генеративное маневрирование. Активное реагирование в ситуации, когда схватка гигантов обрушивается на Израиль, уже вряд ли будет жизнеспасительным.
 
В попытке обрисовать механизм лидерского поведения, сейчас попытаюсь сформировать концептуальную схему блока появления и проявления мотива к ПРОАКТИВНОМУ поведению.

В аспекте времени развития событий, есть несколько характерных вариантов поведения субъекта подвергающегося угрозе:

- реактивное поведение. Угроза осуществилась и теперь надо как-то приспособиться к последствия , подлечить что можно, по возможности – наказать обидчиков, виновных.

- активное поведение. Угроза осуществляется и одновременно с этим осуществляются защитные действия и, где приходится, приспособления к последствиям.

- проактивное поведение. По каким-то признакам ожидается или предполагается проявление угрозы. В упреждение её, в обеспечение способности, по-возможности, парировать её уже в процессе её осуществления, и в обеспечение способности приспособления к последствиям – осуществляется соответствующее поведение.

- генеративное поведение. По каким-то расчетам или очень предварительным признакам предполагается возможность появления угрозы. Содержание и характер угрозы неясны. Формируется прогноз вариантов с оценками вероятностей и ИЗОБРЕТАЕТСЯ надежное, возможно с упреждающими и профилактическими мероприятиями, противодействие.

То же относится и к благоприятным факторам.
К их проявлению можно оказаться не готовым, «упустить шанс» и реактивно сожалеть об упущенных возможностях.
Можно, в момент и период появления и проявления благоприятствования, спохватиться и напрягаться активно попользоваться открывшейся возможностью.
Можно, по некоторым признакам распознать приближение благоприятствования, и своевременно – проактивно – подготовиться использовать его. 
Можно интуитивно вычувствовать или, по каким-то аналогиям, предположить формирование благоприятствования, развить это предвидение в проработанный прогноз вариантов различной вероятности и изобрести – сгенерировать – неочевидное в текущей ситуации такое поведение, которое обеспечивает готовность не упустить благоприятствование, если оно, действительно, в каком-то варианте, наступит.

Реактивное и активное поведение – это, прежде всего забота, ответственность существующего «начальства», институционального руководства существующих организационных структур.

Озабоченность проактивного и, тем более генеративного, характера – проявляется лидирующими фигурами. Даже, если это формальные руководители, но в этих случаях они выходят в зону неочевидного, для такого поведения им объективно нужно понимание, доверие и поддержка многих людей – это ситуация объективно востребованного лидерства.   

Для того, чтобы наращивать уровень представлений о проблемной ситуации «Та часть безмерной системы социального мира, элементы которой вовлечены в процессы развития гибельной угрозы израильскому еврейскому сообществу или являются потенциалом для жизнеспасительного маневрирования сообщества», по ступеням реактивное-активное-проактивное-генеративное поведение, - надо суметь высматривать все более и более насыщенный системный объект.

«Мозговые тресты» гигантов – в Тегеране и в Америке развили и развивают дальше способности системно-целостного видения ситуации своего противоборства с подсистемой «Преодоление джихадизмом израильского еврейского препятствия в схватке с *Западом* + Использование *Западом* израильского еврейского населения для ослабления и притормаживания джихадистского наката». В этих условиях израильское еврейское сообщество, для выживания должно, в частности,  разглядеть мир на уровне системы, существенно превосходящей по содержательности и точности вИдение мира «мозговыми центрами» гигантов.

Такое превосходящее системное вИдение должно быть у лидера (коллективной лидерской структуры) – организатора жизнеспасительного маневрирования.

Рисунком над текстом я попытался представить спираль наращивания уровня вИдения искомой системы. От вИдения системы при реактивном поведении (R) через уровни активного поведения (A) и проактивного (PA) к уровню генеративного поведения (G).

«Осуществление жизнеспасительного маневрирования» - это не более, чем пафосная декларация о миссии, которую может принять для себя израильское еврейское сообщество.
Для подступа к действительной проработке проекта такого маневрирования – надо определить Цель с более конкретной структурой. В определении цели, релевантно (Relevant) потребности Сообщества «выжить», должно быть обозначено соответствие доступных Сообществу ресурсов с их сильными, продуктивными возможностями (S - strength) и ограничениями, слабостями (W - Weaks) – соответствие угрозам и благоприятствованиям в контексте указанного гибельно опасного противоборства гигантов. Роли элементов контекста меняются во времени в вариантах:

- «несущий или способствующий гибельной угрозе» (competitor),
- «потребитель» (customer) какого-то нужного ему проявления Сообщества, реакцией-«платой» за которое является проявление, поддерживающее перспективу жизнеспасительного маневрирования,
- владелец ресурса (supplier), который может быть предоставлен Сообществу в обмен на какую-то «услугу».
 
(понятно, что в израильское еврейское Сообщество, в ведомых рассуждениях, включаются и примыкающие нееврейские израильтяне, примыкающие неизраильские евреи …)
 
Потенциальные ресурсы, на которых может строиться достижимость цели осуществления жизнеспасительного маневрирования, я, пока, очень обобщенно определил содержащими:

- человеческие способности, «Личностный ресурс» (он же – «личный неотторжимый») с его когнитивной составляющей (знания, умения, навыки, способность находить творческие решения) и аффективной составляющей (система ценностей, волевые качества, коммуникативные способности),
- «личный отторжимый» - статус в системе социальных отношений, образовательные свидетельства,  договорные обещания (типа Договор о ненападении или союзничестве), иные правовые возможности, и «имущественные» - земля, оборудование, финансы и т. д.

Меняющееся во времени (t) ролевое распределение (competitor – customer - supplier, от которых исходит благоприятствующее целям субъекта влияние О - opportunities и неблагоприятствующее Т - threats) в контекстной среде зависит от того, что происходит на более глобальном уровне взаимовлияния факторов различной природы:

- социокультурных S(t),
- накопленных человечеством технологий решения проблем и задач в различных областях T(t),
- экологических Е(t),
- экономических Е(t),
- политических Р(t).

Происходящее с этими факторами порождает и меняет ситуацию в непосредственном контекстном окружении израильского еврейского сообщества с его государственностью «competitor – customer – supplier».

На основе соотношений M(ii) располагаемых ресурсов и ситуации в зоне «competitor – customer – supplier» определяется ДОСТИЖИМАЯ цель (специфицируются целевые результаты - Specification of results)  в деталях её содержания (contents) и их уровнях (М).

Кстати (и, весьма!).

Слово «проактивный» было впервые введено Виктором Франклом (1905 - 1997) в его книге «Человек в поисках смысла», написанной по материалам пребывания в нацистском концлагере, -  для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин для происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах. Находясь в невыразимо тяжёлых обстоятельствах, Франкл воспользовался человеческим даром осознания себя и открыл фундаментальный принцип человеческой природы: между стимулом и реакцией у человека остаётся свобода выбора.

Франкл родился в Вене в еврейской семье, родители его были гражданскими служащими.
В юном возрасте проявил интерес к психологии. Дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. В 1933 - 1937 годах Франкл возглавлял отделение в одной из венских клиник. С приходом к власти нацистов Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Он занялся частной практикой, а в 1940 году возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы - в тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В сентябре 1942 года Франкл, его жена и родители были депортированы в концлагерь  Терезиенштадт. В лагере он встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Тот поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру, организовать выполнение этой задачи.
Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.
Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам,  психопатам, «асоциальным», а кроме того, всем пожилым и немощным. В этих условиях необходимо было принимать особые меры и проводить специальную подготовку.

В октябре 1944 года Франкл был переведён в концлагерь Аушвиц, оттуда - в один из лагерей системы Дахау. Здесь его использовали в качестве чернорабочего. Жена была переведена в концлагерь Берген-Бельзен и там погибла. Отец скончался в Терезинштадте, мать убита в Аушвице.

В апреле 1945 года Франкл был освобождён американскими войсками. В 1946 году возглавил Венскую неврологическую клинику.
В 1947 году женился, вторая жена была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество  и Хануку.
Франкл опубликовал более тридцати двух книг, многие из которых были переведены на иностранные языки. Посетил с лекциями и семинарами большое число стран, стал обладателем двадцати девяти почётных докторских степеней.

Пример Виктора Франкла мне интересен по двум причинам:

- он дополняет мои представления о поведении евреев в гитлеровских концлагерях, в противопоставление тем евреям, которые, в силу образованности и общественного статуса располагали неиспользованными возможностями ПРОАКТИВНО и ГЕНЕРАТИВНО обеспечить выживание евреев в условиях СТАНОВЛЕНИЯ и РАЗВИТИЯ гитлеризма, но вовремя и обустроено «слиняли» из Европы (сборник «Кардиолог адской закалки», сборник «Мои европейские евреи», главка «Цели еврейских сообществ Америки»),

- я пользуюсь метафорой отношений в гетто для интерпретации много из того, что имеет место в поведении русскоязычных евреев-иммигрантов в Израиль и Америку из Советского Союза и постсоветских стран. К сожалению, метафора вполне себя оправдывает (см. многие мои произведения).

===  перевод на английский

===  In an attempt to describe the mechanism of leadership behavior, let me try to form a conceptual scheme of the block of the appearance and manifestation of the motive for PROACTIVE behavior    ===

Considering the possibility of the presence in the Israeli Jewish community of the potential for the emergence of a leadership structure for the life-saving maneuver of this community and its state (although it would be necessary to consider the possibility of the emergence of a part of the leadership structure, maybe the initiating part, from the non-Israeli community) under the growing threat of a full-scale military confrontation of the global giants "jihadism" - "The West (America)", it is necessary to focus on proactive maneuvering. And moreover, on generative maneuvering. An active response in a situation when the fight of giants is falling on Israel is unlikely to be life-saving.

In the aspect of the time of the development of events, there are several characteristic behaviors of the subject being threatened:

- reactive behavior. The threat has been realized and now we need to somehow adapt to the consequences , treat what we can, if possible – punish the offenders, the guilty.

- active behavior. The threat is carried out and at the same time protective actions and, where necessary, adaptations to the consequences are carried out.

- proactive behavior. According to some signs, a threat is expected or expected to manifest. In anticipating it, in ensuring the ability, if possible, to parry it already in the process of its implementation, and in ensuring the ability to adapt to the consequences, the appropriate behavior is carried out.

- generative behavior. According to some calculations or very preliminary signs, the possibility of a threat is assumed. The content and nature of the threat are unclear. A forecast of variants with probability estimates is formed and a reliable counteraction is invented, possibly with preventive and preventive measures.

The same applies to favorable factors.
You may not be ready for their manifestation, "miss the chance" and reactively regret the missed opportunities.
You can, at the time and period of the appearance and manifestation of favorability, catch yourself and strain yourself to actively use the opportunity that has opened up.
It is possible, by some signs, to recognize the approach of favorability, and in a timely manner-proactively-prepare to use it.
You can intuitively feel or, by some analogies, assume the formation of favorability, develop this foresight into a well-developed forecast of variants of various probabilities and invent – generate-a behavior that is not obvious in the current situation, which provides a willingness not to miss favorability if it really comes in some variant.

Reactive and active behavior is, first of all, the concern and responsibility of the existing "superiors", the institutional leadership of existing organizational structures.

The concern of a proactive and, moreover, generative nature is manifested by the leading figures. Even if they are formal leaders, but in these cases they go into the zone of the non-obvious, for such behavior they objectively need the understanding, trust and support of many people – this is a situation of objectively demanded leadership.

In order to increase the level of ideas about the problem situation "That part of the immeasurable system of the social world, the elements of which are involved in the development of a disastrous threat to the Israeli Jewish community or are the potential for life-saving maneuvering of the community," according to the stages of reactive-active-proactive - generative behavior, it is necessary to be able to look out for an increasingly saturated system object.

The "brain trusts"of the giants - in Tehran and in America-have developed and are further developing the ability to systematically and holistically view the situation of their confrontation with the subsystem" Overcoming the Israeli Jewish obstacle by jihadism in the fight with the *West* + Using the *West* of the Israeli Jewish population to weaken and slow down the jihadist onslaught". In these conditions, the Israeli Jewish community, in order to survive, must, in particular, see the world at the level of a system that significantly exceeds in content and accuracy the vision of the world by the "think tanks" of giants.

Such a superior system vision should be in the leader (collective leadership structure) - the organizer of life-saving maneuvering.

Using the drawing above the text, I tried to imagine a spiral of increasing the level of vision of the desired system. From the vision of the system with reactive behavior (R) through the levels of active behavior (A) and proactive (PA) to the level of generative behavior (G).

"The implementation of life-saving maneuvering" is nothing more than a pretentious declaration of the mission that the Israeli Jewish community can accept for itself.
To approach the actual elaboration of the project of such maneuvering, it is necessary to determine a Goal with a more specific structure. The definition of the goal, relevant to the Community's need to "survive", should indicate the correspondence of the resources available to the Community with their strong, productive capabilities (S - strength) and limitations, weaknesses (W - Weaknesses) – compliance with threats and favours in the context of the specified disastrous confrontation of giants. The roles of the context elements change over time in the variants:

- "carrying or contributing to a fatal threat" (competitor),
- the "consumer" (customer) of some necessary manifestation of the Community, the reaction - "payment" for which is a manifestation that supports the prospect of life - saving maneuvering, is the
owner of a resource (supplier) that can be provided to the Community in exchange for some "service".

(it is clear that the Israeli Jewish Community, in guided reasoning, includes adjacent non-Jewish Israelis, adjacent non-Israeli Jews ...)

The potential resources on which the achievability of the goal of implementing life-saving maneuvering can be built, I have, so far, very generally defined as containing:

- human abilities, "Personal resource" (also known as "personal non – alienable") with its cognitive component (knowledge, skills, skills, the ability to find creative solutions) and affective component (value system, volitional qualities, communicative abilities),

- "personal alienable" - status in the system of social relations, educational certificates, contractual promises (such as a non-aggression or alliance agreement), other legal opportunities, and "property" - land, equipment, finance, etc.

The time-varying (t) role distribution (competitor-customer - supplier, from which the influence of O - opportunities favorable to the subject's goals and unfavorable T - threats comes from) in the contextual environment depends on what is happening at a more global level of the mutual influence of factors of different nature:

- socio-cultural S(t),
- technologies accumulated by mankind for solving problems and tasks in various fields T (t),
- environmental E(t),
- economic E(t),
- political P(t).

What is happening with these factors generates and changes the situation in the immediate contextual environment of the Israeli Jewish community with its "competitor – customer – supplier" statehood.

Based on the ratios M(ii) of available resources and the situation in the "competitor – customer – supplier" zone, an ACHIEVABLE goal is determined (the target results are specified - Specification of results) in the details of its contents and their levels (M).

By the way (and, very much!).

The word "proactive" was first introduced by Viktor Frankl (1905 - 1997) in his book "A Man in search of Meaning", written based on the materials of his stay in a Nazi concentration camp , to denote a person who takes responsibility for himself and his life, and does not look for reasons for events happening to him in the surrounding people and circumstances. Being in unspeakably difficult circumstances, Frankl took advantage of the human gift of self-awareness and discovered a fundamental principle of human nature: between a stimulus and a reaction, a person has freedom of choice.

Frankl was born in Vienna to a Jewish family, his parents were civil servants.
At a young age, he showed an interest in psychology. He devoted his thesis at the gymnasium to the psychology of philosophical thinking. In 1933 - 1937, Frankl headed a department in one of the Vienna clinics. When the Nazis came to power, Frankl was banned from treating Aryan patients because of his Jewish origin. He went into private practice, and in 1940 he headed the neurological department of the Rothschild Hospital - at that time it was the only hospital where Jews were admitted. Thanks to Frankl's efforts, several patients were saved from destruction as part of the Nazi euthanasia program.

In September 1942, Frankl, his wife and parents were deported to the Theresienstadt concentration camp. At the camp, he met Dr. Karl Fleischmann, who at that time was hatching a plan to create an organization for psychological assistance to newly arriving prisoners. He instructed Viktor Frankl, as a former psychiatrist, to organize the implementation of this task.

Frankl devoted all his time in the concentration camp to medical work, which, of course, he kept secret from the SS. Together with other psychiatrists and social workers from all over Central Europe, he provided specialized assistance to prisoners. The task of the service was to overcome the initial shock and provide support at the initial stage of the stay.
Special attention was paid to people who were in particular danger: epileptics, psychopaths, "asocial", and in addition, all the elderly and infirm. In these conditions, it was necessary to take special measures and conduct special training.

In October 1944, Frankl was transferred to the Auschwitz concentration camp, from there to one of the Dachau camps. Here he was used as a laborer. His wife was transferred to the Bergen-Belsen concentration camp and died there. His father died in Theresienstadt, mother was killed in Auschwitz.

In April 1945, Frankl was liberated by American troops. In 1946, he became the head of the Vienna Neurological Clinic.
In 1947, he married, his second wife was a Catholic. The couple respected each other's religious traditions, attended church and synagogue, celebrated Christmas and Hanukkah.
Frankl has published more than thirty-two books, many of which have been translated into foreign languages. He visited a large number of countries with lectures and seminars, became the owner of twenty-nine honorary doctorates.

The example of Viktor Frankl is interesting to me for two reasons:

- it complements my ideas about the behavior of Jews in Hitler's concentration camps, in contrast to those Jews who, due to their education and social status, had unused opportunities to PROACTIVELY and GENERATIVELY ensure the survival of Jews in the conditions of the FORMATION and DEVELOPMENT of Hitlerism, but "disappeared" from Europe in time and arranged (collection "Cardiologist of infernal hardening", collection "My European Jews", chapter "Goals of the Jewish communities of America"),

- I use the metaphor of relations in the ghetto to interpret much of what takes place in the behavior of Russian-speaking Jewish immigrants to Israel and America from the Soviet Union and post-Soviet countries. Unfortunately, the metaphor is quite justified (see many of my works).