Брат

Алексей Земляков
               
                Редакторская правка Марии Евтягиной.


На новогодние праздники я традиционно включил телевизор и посмотрел Балабановский культовый «Брат-2». Впервые...  «Брат-1» я сразу, как он вышел, смотрел и уважал, потому продолжение не хотелось наспех, а всё некогда, да хорошее кино, спектакль, книгу хочется обсудить с друзьями, а все уже смотрели… и так прошло 20 лет.
Но оказалось: настоящее не стареет и, более того, «большое видится на расстоянии». И, таки, с друзьями обсудить хочется, а много моих друзей я и нашёл  на этом сайте. Во всяком случае, таких, с кем можно обсудить фильм.

Я не буду делить дилогию, так как тут никакой не сиквел и не сериал. Оба фильма составляют логическое целое, хотя между их съёмками прошло 3 года. За эти три года многое изменилось. И в жизни страны, и в жизни самого режиссёра. Когда он снимал первую часть, то был известен разве только в узком кругу свердловской да питерской творческой тусовки. И бюджет всего фильма был что-то около 10 тыс. долларов. А фильм стал популярнее всех снятых после СССР.

Ну и что — популярный? —  скажете вы — Много чести простому бандитскому боевику — разборы писать 23 года спустя!

В том-то и дело, что не прост этот боевик. Фильм стал явлением, не только отражающим происходящее тогда в стране, но программирующим будущее. Философской притчей, которая помогла нам обрести себя, поверить в возрождение и спасти Россию.

Сколько пафосу! Чё он тогда, если такой умный, чернушную стрелялку снимал?

Наверное, Балабанов мог и оперу написать, но только кто бы её услышал? И он вложил свои мысли в криминальный боевик. Потому, что ничего другого мы тогда не смотрели. То ли сами не хотели, то ли те, кто выделял деньги на кино, программировал нас именно так. Как бандитов, беспредельщиков, терпил.
Балабанов не гнался за реалистичностью. Все его картины по-тарантиновски сказочно-метафоричны. Каждый кадр, каждая реплика имеет скрытый смысл. Вот я и попробую эти смыслы расшифровать. Как сам увидел.
Главное здесь — новый герой.  Начиная с уже «зажёванного» — имени: Даниил – «суд Божий», и всего, что и ради чего он делает. Он не стяжает себе и не кичится удалью, не защищает собственную честь. Он вступается за слабых, справедливость, идеалы.
Да —– это русский богатырь из наших сказок. Взамен американскому всепобеждающему супермену, которым мы к тому моменту уже порядком наелись.  Это возврат к нашему пониманию Добра, нашим ценностям.
Потому у него не стальные мышцы и не волевой подбородок Шварца. У него толстые губы и добрые глаза. Мешковатый свитер домашней грубой вязки, похожий на кольчугу.
Потому «Брат». Здесь это не общепринятое тогда, привнесённое бандитским потоком с Кавказа, обращение к незнакомому мужчине:
«Не брат ты мне».
 Это именно традиционная семейная ценность, когда родного, тем более старшего не судят, прощают любя:
«Ты же брат мне, ты же мне как отец был в детстве…»

1. Старший.
Но, если Данила символизирует русскую традицию и будущее России, то его старший брат — настоящее (на тот момент). Нас. Сдавших все свои ценности, обретя лишь одну — деньги. Любой ценой и побольше.
«Сила в деньгах. Вот здесь — в Америке все деньги, и у них сила».
Так Балобанов просто объясняет наше тогдашнее очарование Америкой и подчинение ей. Потому старший брат сознательно сдаётся там полиции. Чтобы остаться. Пожизненно в тюрьме.

2. Америка.
«Скоро кердык придёт твоей Америке» — говорит Данила французу. Тогда это звучало как наивный наркотический бред.  Сейчас понятно, что для французов и прочих европейцев Америка, действительно, их. Их хозяйка. И что ей скоро «кердык» тоже уже вовсе не кажется советской пропагандой.
«Сила в правде, американец…» — сейчас эти слова Данилы становятся много яснее. Когда лживые пропагандистские построения Америки начинают разрушать её саму.

3. Война.
Это порядком затёртый киношный штамп: посттравматический ветеранский синдром — «Рембо», «Охотник на оленей», «Мусульманин». Но тут у Балобанова не то. Война у него и чистилище — все люди в фильме, сохранившие моральные принципы, прошли войну — и место действия:
«— На войне такое не слушают.
— Тут не война, мальчик, и я эти песни пою!»
 А для него война. Вечная война Добра со Злом. Война за будущее его Родины.

3. «Максим».
Пулемёт «Максим», установленный в автомобиле на манер махновской тачанки времён гражданской, которым братья расстреливают «братву». Не мог, конечно, в музее Ленина стоять рабочий пулемёт, да ещё с лентой боевых патронов. Это режиссёр символы заложил. Сказал, что у нас опять гражданская война, и победит в ней то же, что и тогда, при Ленине. Принципы, на которых строился СССР (по крайней мере, мечты, которые декларировались) — Братство, Равенство, Справедливость.
В общем, тогда было время отказа от своих советских корней, вычёркивания этого периода, Балобанов к ним вернулся. Может, кому-то показалось, что это просто стёб. Сейчас хорошо видно, что не стёб. И не просто.

4. Банкир.
Главный враг Данилы в России. Интеллигентный, умный, образованный, обаятельный, прекрасно владеющий английским. По сути, состоящий на службе у вора американца, выкачивающий из России деньги, полученные от распродажи России.  Совершенно беспринципный, хладнокровно готовый убить любого, кто ему мешает.  Явно не случайно выбран Балобановым на эту роль именно банкир. Именно такой. Главный враг России в России.

5. Деньги.
«В Америке всё не имеет значения, кроме денег». И в той России, сошедшей с ума, — деньги единственная ценность. Для всех, кроме Данилы и его армейских друзей. Тех, кто прошёл чистилище войны.
«— За деньги я могу купить всё!
—  И меня?»
Для Данилы деньги лишь инструмент. Он ищет их, когда они нужны для дела, и легко раздаёт, когда дело сделано. Да, он едет в Америку, чтобы забрать у американца деньги. Но не деньги цель. Цель — восстановить справедливость, выполнить просьбу убитого друга. В то время «хорошие ребята» таким занимались. Возвращали долги. Только брали долю, которую всегда легко было посчитать: пополам. Данила отдаёт брату друга все, и тот не предлагает вознаграждение, он ещё вспоминает, что там мог быть банковский процент. Этот русский хоккеист, играющий за американский клуб, уже не русский.

6. Рок.
Рок-музыка в фильме не просто саундтрек. Как не был русский рок тогда просто музыкой в нашей стране. Будучи изгоем, рок вобрал в свою поэзию, философию протеста. Против лжи, ханжества, унижения, несправедливости. В стране воинствующего атеизма эти песни, исполняемые далеко не ангелами, стали Библией, сформировавшей нравственный стержень поколения. Ну, эрзац, конечно, Библии. Потому рок в фильме — действующее лицо. Потому Данила, для спасения незнакомого ему режиссёра с радио, не сомневаясь, расстреливает «братанов» бандитов. Ведь, этот режиссёр знаком с самим Бутусовым...

7. Женщины.
Их Данила или спасает, или влюбляет в себя. Одновременно и те и другие помогают ему. Света помогает ему, раненому, убежать от преследователей, но отказывается, когда он предлагает ей всю свою спасённую жизнь, Она довольствуется лишь её кусочком. Она понимает, что это благодарность, а не любовь? Для неё неприемлемо то, как он это делает? Она считает обязанной нести свой крест до конца? В ней есть смелость, мудрость, жалость и жертвенность — она русская.
В отличие от наркоманки-тусовщицы. В той уже ничего русского нет, пожалуй, и человеческого тоже. Образ, на котором режиссёр показал новые тогда российские ценности в их чистом, предельном виде: следуй за модой, думай только о себе, в жизни ищи только удовольствий, как ты добудешь деньги на эти удовольствия не имеет значения. Деньги не пахнут.
Она для Данилы проводник в какой-то таинственный мир, где, как ему кажется, обитают его рок-герои, но там он находит лишь пустоту. И узнаёт, что для таких совершенно неважно, на какой концерт вечером идти: ценимого им «Наутилуса» или презираемого «Шуры». Для этих важна только модность тусовки. Навязанные кем-то стереотипы. Новые люди — бездушные, бездумные, легко управляемые потребители.  Данила оставляет ей деньги. Достаточные, чтобы всё поменять, но даже не говорит об этом. Слишком явно ощущение что для неё возврата нет. И вперёд её путь недолог.
Получается, что спас он только одну — уехавшую за границу в поисках лучшей жизни и потерявшую всю? Всю свою жизнь, всё человеческое достоинство, веру в людей и надежду на возвращение. Спасает ту, которая потеряла Россию, возвращая её домой. Потому, что тому, кто потерял Россию, находясь в ней, помочь нельзя?
«— Русские своих на войне не бросают».
А влюбляются в него даже самые избалованные звёзды первой величины. (Салтыкова тогда точно была символом сверхпопулярности). Потому, что от него исходит сила? Женщины чувствуют это не хуже диких животных. Или от того, что он видит в них женщин? Просто женщин, а не «богинь телеэкрана»?

8. Немец.
Единственный друг, старший товарищ, учитель Данилы, в первой части фильма, по национальности немец. Почему? Балобанов хотел показать, что его герой не нацист? Как можно было решить после сцены с кавказцами. Потому и во второй части много времени уделил легко возникшей дружбе с простым американским работягой. Дальнобойщиком.  И добавил возникшую ещё легче мимолётную страсть с негритянкой. Для русских не имеет значения твоя национальность, важно то, с чем ты пришёл.
Немец — друг, а фашист в фильме — русский. Возможно, в немецкой теме режиссёр заложил что-то ещё. Что пока не очевидно. Недаром англичане, за ними американцы так боятся союза Германии и России, уже не первую сотню лет старательно вставляя ему палки в колёса.

9. Румын.
Он же болгарин. «…да какая разница» — говорит старший брат, и это, вроде, шутка, просто гэг. Ну, тогда так воспринималось.
Румын «братушками» никогда не называли. Тем более те, кто во время Отечественной попал под оккупацию. Но братушки-болгары предали столетия дружеских отношений ничуть не медленнее румын…

10. Хохлы.
То есть украинская мафия в Штатах. Которая на побегушках у американского афериста. Приказал тот русского убрать — да с радостью! «Москаль мени не брат». И камера долго демонстрирует чёткое разделение вывесок в эмигрантском районе Нью-Йорка — русские и украинцы отдельно.
По-моему, режиссёрский посыл тут предельно ясен: весь этот раздел пришёл оттуда, и весь нью-бандеровский национализм у них в услужении. Сейчас это очевидно всем. 20 лет назад было ясно Балобанову.

11. Негры.
«Они остались ближе к природе, в них сила» — сказала в фильме американская проститутка об американских неграх. Как-то в свете БЛМ-беспредела 2020 года этот момент фильма выглядит интересным.

12. Таксист.
В смысле два разных таксиста: в Москве и в Штатах, совершенно одинаково поносящие всё вокруг. Шутка со смыслом: человек, который ищет причины своих бед вовне, всегда и везде их найдёт. И всегда будет недоволен, хоть какие блага ему предоставь. Таких много — оглянитесь вокруг, такими делают революции...

И ещё там показано, что их оскорбления только веселят Данилу. Штришок к характеру: в нём нет пустой гордыни.

13. Стихи.
Он поднимается по пожарной лестнице на небоскрёб. На бой — убивать или погибнуть. И бормочет стишок. Бесхитростный, детский…
Мы все из детства. Там закладывалось всё. Во всяком случае, лучшее.  В значительной части нас формирует искусство: песни, книги, стихи.


Я думаю: этот фильм не просто точно и глубоко рисовал происходящее тогда. И даже не просто гениально предвидел произошедшее позже. Он формировал будущее.  Способствовал прекращению саморазрушения страны, вернув нам наше. Осознание себя русскими. И тут я не о национальности, а о принадлежности к цивилизации.