89 год. Гл. 21. Поражение, или победа?

Виктор Ааб
Глава 21. Поражение, или… победа?

История с Васей Андреевым имеет продолжение. О том, что реально подступает неизбежность схватки с Областным комитетом профсоюзов работников связи, информирует Пильникова Надежда Васильевна. Она встревожена.
– Виктор Васильевич, вокруг вас происходит подковёрная возня, и я удивляюсь вашей беспечности.
Пильникова сокрушённо вздыхает и не понимает моего равнодушия к вызывающей у неё тревогу активности профсоюзов.
– Я не буду раскрывать ваших недоброжелателей, но я изучила ваш характер. Вы кроме борьбы с повреждениями на сети на происходящие вокруг вас интриги не обращаете внимания, а зря! Как бы у вас не возникли по причине собственной беспечности, неприятности…

Я действительно, не придаю значения причинам озабоченности Надежды Васильевны. Конечно, по жизни, понимаю силу интриг. Сталкивался с неприятной грязью – основным продуктом, ими вырабатываемым. И этой грязью, объект интриг, в зависимости от поставленной цели, можно просто запачкать, просто измазать, а может быть – и изрядно вывалять. Ходи потом, отмывайся…
Конечно, грязь может и не пристать к человеку, но сколько сил и энергии на выработку защитных механизмов от её клейкости придётся потратить! И даже, если не пристанет, уже то, что силы его отвлечены на борьбу и отражение сути интриги – тоже результат для зачинщиков. Результат! Пусть хоть капля – но она камень точит… И накапливают  недоброжелатели силу, и ждут поводов для будущих интриг…
Ведь люди, плетущие интриги, – люди особого сорта, и жить без них они просто не могут.

В Эксплуатационно-техническом узле связи, где я раньше работал, тоже возникали попытки плести интриги по тому или иному вопросу. Но в мужском коллективе они большей частью сразу всплывают на поверхность, а Семенов Алексей Николаевич, умел их пресекать на корню и своей властью, и колоссальным авторитетом, в самом начале. Если это касалось меня, – правильно расставлял акценты. Я находился под его надежнейшей защитой и так, лишь лёгким мимолётным дуновением ветра, на короткий миг ощущал мерзостную вонь, исходящую от человека, пытающегося подковёрную интригу спровоцировать. Были такие и в той, моей жизни.
Не проходили у Семенова, – прямого, честного и открытого человека эти интриги. Любая интрига отвлекает от ДЕЛА и мешает ДЕЛУ, а ДЕЛО для Семенова было важнее всего.
Но Городская телефонная сеть является правопреемницей Телеграфно-телефонной станции, которая в преобладающем количестве состояла из женщин, а это совершенно  другие, чем в мужском коллективе, условия для возникновения интриг. И об этом меня Пильникова сейчас недвусмысленно предупреждает.

Мне кажется, что она сгущает краски. Подумаешь, – нерадивый работник дисциплинарное взыскание получил! Сделает выводы и впредь, будет поответственнее. С кем не бывает.
Я отмахиваюсь
– Надежда Васильевна, разъяснять работникам необходимость соблюдения дисциплины и исполнения производственных заданий – дело инспектора по кадрам и профсоюзного комитета. Пусть, совместно, Васю воспитывают.
Пильникова упорствует
– Вы, в период своего отсутствия несколько отстали от событий, Виктор Васильевич! Жалобу Андреева на несправедливое к нему отношение уже рассмотрел наш профсоюзный комитет и посчитал объявление выговора справедливым, но Васю кое-кто вразумил, теперь, обратиться за помощью в областной профсоюз, и он похоже, там нашёл поддержку.

– Ну и Бог с ним! Пусть Аликина, на то она и председатель профкома, находит общий язык с руководителями её профсоюзных инстанций. Сама пусть всё разъясняет и отстаивает, теперь уже её решение…
Не внял я предупреждению Пильниковой, а зря. Видно большой опыт по этой части получила мой главный бухгалтер в период руководства Телеграфно-телефонной станцией сначала Мирославцева, потом Ковалёва. Не понаслышке знает, изматывающую душу, силу этих интриг. Зря отмахивался.
Как снег на голову на меня наваливается всей мощью профсоюзного кулака председатель Обкома профсоюзов работников связи Ситникова Полина Ивановна. Приятная миловидная женщина, с солидным опытом профсоюзной работы, и уже давно выработавшая в себе, в соответствии со статусом, бойцовские качества лидера, бескомпромиссно отстаивающего права трудового человека.

– Виктор Васильевич, вы подмяли под себя свой профсоюзный комитет вместе с Аликиной. Вы несправедливо объявили выговор Андрееву! Вам необходимо отменить Приказ о его дисциплинарном взыскании!
Полина Ивановна не ругается, не кричит и даже, не давит. Но из её уверенного тона так и сквозит, что интерес Васи Андреева она будет отстаивать до победного конца.
Я легкомысленно не подготовился к схватке с Ситниковой. Понадеялся на силу и весомость аргументов, которые и мотивировали наказание. Ведь паводок в городе, и разрушительная его мощь, годами почти парализующая телефонное информационное пространство областного центра, казалось бы, ещё долго будет с его наступлением, заставлять тревожно трепетать сердца связистов.
По сути – по крайней мере, так было, – это чрезвычайная ситуация, и в случае выхода из-под контроля, её последствия резко ухудшают управление народным хозяйством и города и области, серьёзно осложняют условия жизни горожан, несут неисчислимые, трудно просчитываемые, экономические потери.

А ведь Полина Ивановна  – сама в прошлом, связистка, и телефонисткой поработала и телеграфисткой. Предотвращать потенциальные угрозы и бороться с последствиями паводка коллектив Городской телефонной сети, а если потребуется, и все связисты области, просто обязаны с помощью любых, доступных методов. Уж ей ли не понимать этого?
Наивный человек, я и с того бока, и с другого, пытаюсь вразумить Полину Ивановну – ведь поддерживать трудовую дисциплину на производстве – тоже, одна из прямых обязанностей и обязательств, добровольно взятых на себя профсоюзами.
Тщетно. Полина Ивановна – кремень, и упорно стоит на своём. Она назначает мне срок и недвусмысленно даёт понять, что у неё имеется достаточно и сил и времени измотать меня в изнурительной борьбе за интересы работника.
Во мне всё кипит от возмущения. На добрую неделю я выбит из колеи, нахожу и привожу всё новые и новые доводы, объясняющие мотивы для принятия решения, но они даже не царапают мощную броню, в которую облачилась доблестная Ситникова, защищая права Васи Андреева.

Меня зацепило! Я плохо сплю ночами. Ну как же так! Ведь это же не справедливо оставить поступок Андреева без последствий, ведь она же не глупая женщина, ведь сама же – связистка…
И вдруг, осеняет, – глупый, наверное, всё-таки, я.
Да по большому счету – проблемы повреждений и качества работы сети – это мои проблемы и проблемы вверенного мне предприятия. А вот, сколько конкретно работников будет защищено от произвола «сумасбродного начальства» – это проблемы Ситниковой, и не только проблемы. Это прямой количественный показатель эффективности работы профсоюзов. И не важно, что защищаемый может быть, просто, обыкновенный лентяй и бездельник. Он является той самой заветной единичкой в цифрах отчёта, интересы которой отстоял профсоюз.
И совсем Полину Ивановну не беспокоит, что совестливый работник, как правило, постесняется пойти в профсоюзы за защитой от полученного в ходе работы взыскания. Потому что – совестливый. В первую очередь, самому стыдно, что указали на недостаток. Переживёт, примет к сведению и сделает выводы. А наглый он для того и наглый, чтобы в отстаивании своих интересов – ничем не брезговать. Вот и защищает, по большей части с помпой, профсоюз в лице Полины Ивановны – бездельников.

Вот только мне кажется, всё-таки, что тихий и скромный увалень Вася Андреев не принадлежит к откровенным наглецам.
Кто же, интересно, так его накрутил? Пильниковой и не надо называть прямые имена. Я всё больше и больше задумываюсь над тем, что не всем в коллективе хорошо оттого, что дела коллективу порученные – ладятся. И я всё больше и больше догадываюсь – кому «не всем»…
Как всё-таки отвлекает от главных дел и как вяжет по рукам и ногам, как больно бьёт по самолюбию вылившаяся в противостояние с обкомом профсоюзов, затеянная кем-то, подковёрная война! Противник стреляет адресно и точно, в цель – и объектом обстрела является именно руководитель предприятия, ибо, от неправильно принятого решения, страдает именно его авторитет. И дело совсем не в Васе Андрееве. Мне даже его жаль. Я ведь вижу, как переживает и мучается этот, в общем–то, безобидный человек. На потеху, замаскировавшимся в засаде кукловодам – он мучается, и я – мучаюсь…

Как тяжело оказывается, иногда, для ликвидации возникших на пустом месте проблем, принимать правильные решения. Я – принимаю и тут же, собственноручно формулирую…

9 и 13 марта 1989 года тов. Андреевым В.М. – электромехаником ГТС совершено два дисциплинарных проступка достойных строгого наказания. Однако приказ о наложении дисциплинарного взыскания на тов. Андреева В.М. был сформулирован неверно, с нарушением КЗОТ и на основании этого подлежит отмене.
В настоящее время на ГТС участились случаи отказов в исполнении работниками своих обязанностей, а также распоряжений и приказов своих непосредственных начальников.
Это связано с тем, что работники ГТС не ознакомлены с одним из основных документов определяющих поведение на работе – Уставом о дисциплине работников связи Союза ССР.

На основании вышеизложенного,
 ПРИКАЗЫВАЮ:

Приказ №41 от 16 марта 1989 года «О наложении дисциплинарного взыскания на тов. Андреева В.М. – отменить.
Инспектору отдела кадров Мелонской Р.Ф. начальникам цехов т.т. Висящеву А.Д., Шмидту А.С., Сторожиловой Н.И. – организовать и завершить до 1 июня 1989 года изучение рабочими и администрацией Устава связи СССР и Устава о дисциплине работников связи Союза ССР с письменным подтверждением работниками об ознакомлении с  вышеназванными  документами.
Начальникам цехов т.т. Висящеву А.Д., Сторожиловой Н.И., Шмидту А.С., инспектору отдела кадров Мелонской Р.Ф. усилить контроль за соблюдением трудовой дисциплины на производстве.
Заместителю начальника тов. Журба В.Я. – откорректировать Правила внутреннего трудового распорядка в соответствии с действующим законодательством о труде и Уставом о дисциплине работников связи и вынести на утверждение на очередном собрании трудового коллектива.

***
Перестройка шагает по стране, перестройка. Печатает шаг и обширными милями захватывает пространство. И профсоюзы, в ходе реализации идей Перестройки в жизнь, в формировании общественных отношений играют совсем не последнюю роль.
Разбуженный идеями Перестройки и полностью раскрепостившийся, свободный Вася Андреев сумел защитить свой личный, корыстный интерес, идущий вразрез с интересами общего дела. Возвысился над своими товарищами по цеху, по-прежнему, общественный интерес для которых, да и просто верность долгу, является приоритетом над личным.
Как-то ещё не распространилось широко, но уже появилось обидное слово – СОВОК, которым припечатывают этих людей. А Вася не совок! Вася – свободный человек, который учится ходить сам по себе, свободный от исполнения элементарных трудовых обязанностей и дисциплины. Пока ещё – только трудовой дисциплины. Но желающих нарушить и общественную дисциплину в стране явно появляется всё больше и больше. И от осознания  этого как-то муторно на душе.

Устав, предназначенный для применения в ключевых отраслях народного хозяйства, к которым принадлежит и связь – ещё никто не отменял. И оспорить пункты Уставов профсоюзам пока не под силу. Посмотрим!..
Больше всех отменой приказа поражён Висящев.
– Виктор Васильевич, я теперь каждое своё задание буду письменно согласовывать с цеховым профсоюзным комитетом, буду выносить на согласование в цеховую ячейку Совета трудового коллектива! Где гарантия, что в запале дела я ненароком не нарушу священные права пьяницы Чурсина – как-то совсем не смешно иронизирует он. – Ещё уволят как негодного, для васьандреевых! Я же, теперь – «избранный» коллективом...

– Не перегибайте палку Александр Дмитриевич, – я его успокаиваю, хотя у самого, тоже, на душе скребут кошки.
Александр Дмитриевич искренне считает, что в «борьбе» с Васей Андреевым и я и, безусловно, он – оба мы, потерпели поражение. И как на всё это коллектив посмотрит?..
Я же считаю, что я одержал победу. Труднейшую, в мучениях самого себя, невыносимо большой ценой давшуюся победу. Победу – над собственной гордыней, над самим собой. Отступать – тоже, надо уметь. И не всегда отступление, – суть, непременно поражение. Время всё расставит по своим местам. Поживём – увидим…