Об уме и глупости

Альфред Авотин
Сказать, что люди делятся на умных и глупых – сильно упростить ситуацию. Человек, блещущий умом в каком-то вопросе, в другом может оказаться совершенно беспомощным. Но это нюансы, а нам важно дифференцировать понятия.

Ум – это стройность мышления, способность строить логические цепи и целые деревья, на которых трепещут листья новых истин. Только логическое мышление позволяет разбираться в потоках и залежах информации, сортировать их и делать верные выводы, позволяющие ориентироваться в сложном мире.
Ум неоднозначен, он может различаться по широте, глубине, оригинальности.
Широта ума – это логичность «вширь», способность к системному охвату разноплановой информации.
Глубина ума – логичность «вглубь», способность доходить до причин и корней в хитросплетениях фактов и слов.
Оригинальность ума – это логичность мышления на неожиданных поворотах мысли, способность к нестандартным подходам, особенно при разрешении сложных и тупиковых ситуаций.

С оригинальностью ума граничит остроумие – парадоксальность логики, своеобразие ассоциаций, игра слов, часто доводящая ситуацию до комизма. Обычно проявляется в анекдотах, афоризмах и стихах.
Вот несколько пословиц и поговорок – замечательных примеров народного остроумия:
*Быть бы ненастью, да дождь помешал.
*Сытая лошадь меньше ест.
*Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.
*В весёлой компании и зевнуть не скучно.
*Как сел да поел, так и ужин не нужен.
*Голова-то умная, да дураку досталась.
*Всё образуется, когда босой разуется.
*Хорошо ружьё бьёт: с полки упало, семь горшков разбило.
*Скажите нашим – на дедушке пашем. А бабушку бережём – её завтра запряжём.

Условно ум можно подразделить на три ступени.
Ум первой ступени – это способность к восприятию и анализу информации.
Ум второй ступени – способность к переработке информационного сырья в систематизированные информационные блоки.
Ум третьей ступени – это способность к выработке новой информации, в результате чего обновляется некая область знаний, заполняя в ней пустующие «клетки» подобно новым элементам в таблице Менделеева.

Большинство людей склонно доверять чувственному восприятию, а причинно-следственные цепочки у них выстраиваются с трудом. «По-настоящему понятно не то, что доходит до ума, а то, что доходит до сердца», – подметил Феликс Кривин. Поэтому широкие массы населения легко оболванивать, апеллируя к эмоциям.

Интересно, что ум и правота не всегда совпадают. Когда логика событий не улавливается и кажется нарушенной, даже верные выводы выглядят необоснованными, и ум их не принимает. А менее умный человек, пренебрегающий логикой, может чисто случайно или интуитивно оказаться здесь более прав. При этом двое умных могут отстаивать противоположные мнения, а умный и глупый – придерживаться совпадающих взглядов. И это происходит не так уж редко. «Величайший урок жизни в том, что и дураки бывают правы», – в этом убедился даже Уинстон Черчилль.

В таком случае как же отличить умного от глупого?

*«Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело» (А.Пушкин). Пушкин – наше всё, но это скорее о проницательности, чем об уме.
*«Мудрый гонится не за тем, что доставляет удовольствие, а за тем, что избавляет от неприятностей» (Аристотель). То есть, мудрый не ищет положительных эмоций, а избегает отрицательных. А кто полагает, что одно другому не мешает, рискует ошибиться. Но всё же мудрый – не обязательно перестраховщик.
*«Отличительный признак мудрости – радостное восприятие жизни» (Мишель Монтень). Действительно, для умного человека характерен оптимизм. Недаром сказано, что пока ты недоволен жизнью, она проходит. А другой-то не будет. Так что ты остаёшься в дураках.
*«Умный человек не теряет человека и не теряет слов» (Конфуций). С Конфуцием не поспоришь: в утратах мало прока.

Вот ещё очевидные признаки ума:

*Объективность,
то есть беспристрастность в оценке аргументов и фактов, исключение при этом двойных стандартов. Здравый ум вслед за логикой протестует против необоснованных предпочтений и тенденциозности.

*Разносторонняя оценка людей и событий.
Человек многогранен, а события диалектичны. Умный видит противоречивость цельного, конфликтность установок, борьбу мотивов, палитру возможностей, неоднозначность последствий.

*Недоверие без неприязни.
«Подвергай всё сомнению» – любимый девиз Маркса. Сомнению, но не охаиванию.

*Стремление прежде разобраться, а уж потом делать выводы.
«Не спеши судить, торопись понять», – гласит пословица.

*Предусмотрительность, не переходящая в трусость.
Кто-то сказал: «Ум без смелости напоминает хитрость».

*Гибкость оценок, суждений, точек зрения, критичность по отношению к своим установкам.
Бертран Рассел на этот счёт советовал: «Я думаю, что мы всегда должны относиться к своим взглядам с некоторой долей недоверия».
А Хосе Антонио Марина считал, что «признать ошибку и суметь воспользоваться осознанием этой ошибки – признак гениальности».

*Честность тоже не чужда уму.
«Очень умные люди могут быть честны по расчёту и действовать начистоту там, где люди ограниченные будут вилять и метать петли», – наблюдение Дмитрия Писарева.

Все эти признаки объединяет то, что они так или иначе направлены на предотвращение неприятных или опасных последствий. Так что ум работает на идею выживания. Но он не гарантия вашего процветания. «Чтобы завоевать положение, мало одного ума, надо ещё держать себя с умом», – поучал Бальзак. Иначе будет горе от ума, как у умного Чацкого, который не держал себя с умом и вынужден был бежать «к тётке, в глушь, в Саратов».

Теперь обратимся к глупости.
Глупость переполняет мир. Глупые слова, глупые мысли, глупые планы, глупые поступки, глупые мероприятия, глупые песни, глупые фильмы… И всё это тешит глупых людей, а может, и плодит их. Говорят, в России дураков больше, чем дорог. Сомневаюсь, что в других странах их меньше.
«Чем человек глупее, тем он ближе к общему уровню», – сделал вывод далеко не русский мужик Анри де Бейль, или попросту Стендаль.
А Альберт Эйнштейн выразился по-научному: «Есть только две бесконечные вещи: вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт вселенной я не уверен».
          
Конечно, на Земле немало и умных людей, но глупые массы им не внемлют. Безнадёжность глупости именно в том, что к уму она невосприимчива. Она его просто не видит.
«Умное слово доходит до умных ушей» (Джангули Гвилава);
«Отдать дань уму могут только платёжеспособные» (Ю.Базылев);
«Нельзя научить людей ограниченных должным образом судить о людях одарённых» (Бальзак);
«Оценить чужие достоинства чаще всего не позволяют свои недостатки» (В.Снегирёв).

В отличие от свободного в суждениях ума глупость ходит вдоль флажков из когда-то усвоенных истин, да ещё опирается на палку своей убеждённости. Ей присущ страх перед свободой мысли и даже ненависть к ней. Она стремится всё зарегламентировать, иначе чувствует себя неуютно, словно на сквозняке.

Для глупости характерны:

*«Плоские» суждения (правое – левое, чёрное – белое), в том числе навешивание ярлыков. Человек либо хорош, либо плох, и различаются они так же просто, как брюнет и блондин. Убийца детей якобы не может быть хорошим отцом. А жизнь преподносит любые варианты и сочетания.

*Огульность суждений, стремление к скорым и необоснованным обобщениям, поспешность выводов, распространение частных выводов на явление или человека в целом.
«Умный ищет истину, дурак уже нашёл» – пословица.

*Неколебимость убеждений, категоричность суждений, безапелляционность оценок, неспособность к изменению позиций в соответствии с новой информацией, а значит, к обучению и развитию.
«Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения» (Уинстон Черчилль). «Из общего потока вычленяются только те сведения, которые подкрепляют существующие предубеждения» (Хосе Антонио Марина).
«Твёрдость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления» (Василий Ключевский).
Даже в физике и математике незыблемые, казалось бы, истины нередко оказываются относительными, – вспомним Эйнштейна и Лобачевского. Незыблемость убеждений свидетельствует о том, что мозг вцепился в точку зрения, как утопающий в спасательный круг, и не может её отпустить, поскольку не умеет плавать в этой стихии.
 
*Упрямство близко к той же неколебимости убеждений.
«У людей, ум которых не отличается ни гибкостью, ни широтой, твёрдость воли часто переходит в упрямство», – отмечал неиссякаемый Бальзак.
Яков Княжнин рубил наотмашь: «Упрямство – вывеска дураков».
А древние индийцы предпочитали образность: «говорить с дураком – что выпрямлять собачий хвост».

*Предвзятость мнений.
Ещё не прояснилась ситуация, а позиция уже готова: глупец обнаружил аналогию с чем-то знакомым.
«Предвзятость дальше от истины, чем невежество», – гласит французская пословица. «Часто человеку всё ясно и понятно именно тогда, когда он заблуждается», – заметил герой фильма «Человек, который закрыл город».
А русский сатирик Дон-Аминадо острил: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Парадоксально, но факт.

*Неумение извлекать полезную информацию из чужого опыта.
«Умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих» – пословица.

*Неспособность предвидеть варианты развития событий.
Нередко ведёт к ошибкам и неудачам, а то и катастрофам.

*Совершение поступков, последствия которых противоречат их целям.
Это из той же оперы.
 
*Стремление больше говорить, чем слушать.
Воспринимать новую информацию сложнее, чем повторять известную.
«Пустая мельница без ветру мелет». Умным остаётся слушать, вставляя реплики в паузах.
«Соловьи умолкают, когда начинают орать ослы» (восточная пословица). Конечно, ведь слово – серебро, а молчание – золото. Но «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами» (Ф.Гойя).

*Предубеждение, неспособность признать положительные черты в неугодном человеке. Белая краска на чёрное не ложится.

*Неспособность к анализу и выявлению причинно-следственных связей. Неумение отличать основательные аргументы от неосновательных.
Немудрено, когда с логикой проблемы.

*Потребность в кумирах и идолах.
Подверженность влиянию авторитетов и культам личностей, подобострастие. Подслеповатая вера в общепризнанное, освобождающая от необходимости мыслить самому.

*Неспособность к обоснованию своих позиций.
Ведь позиции-то не свои, а заимствованные у авторитетов или у кумушек. К тому же с обоснованиями тут вообще дело плохо.

*Пренебрежение истиной в угоду своему психическому комфорту.
«Правда хорошо, а счастье лучше» – поговорка.
 
*Ограничение своих интересов кругом частных и бытовых проблем, равнодушие к мировым коллизиям.
«Моя хата с краю, ничего не знаю» – поговорка.

*Нежелание и неспособность ставить себя на место другого, рассуждать с чужих позиций.
Так это сродни рефлексии, требуется известное напряжение ума. А как? А зачем?

*Неумение отсеивать ненужную информацию.
«Мудр тот, кто знает нужное, а не многое» (Эсхил).
«Многознание уму не научит» (Лев Толстой).
«Начитанный болван – самая докучливая разновидность болвана» (Бейярд Тейлор).

*Манера «стричь других под свою гребёнку», судить по себе.
«Гнуснейшая привычка карликовых умов – приписывать своё духовное убожество другим» (Бальзак).

*Пристрастие к поучениям мирно соседствует у глупости с отторжением новой, непривычной информации.
«Глупость всегда поучает, тогда как ум учится» (Геннадий Малкин).

*Доверие к предрассудкам, слухам, доносам.
Это тоже подпорки, заменяющие работу своего ума.

*Необоснованная доверчивость к людям.
«Я думала, что он…», «Я его просил…», «Она обещала…», «А я надеялась…».  Над такими надеждами в Одессе смеются: «Обещал баклан ставриде, что устроит в лучшем виде».

*Негибкость ума, инертность, плохая приспосабливаемость к изменениям среды. «Разумный человек старается приспособиться к миру, а неразумный пытается приспособить мир к себе» (Бернард Шоу).
Правда, на этот счёт есть и другое мнение: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас!». Может, и лучше. А ему это надо?

*Творческая бесплодность.
Что поделаешь – ум не рожает. Правда, иногда можно обходиться дурацкими фантазиями.

*Переход на личность в спорах.
Нападение – лучший способ защиты. К тому же огрызаться проще, чем аргументировать.

*Недостаток чувства юмора, неуместная серьёзность.
«Будь человек хоть семи пядей во лбу, но если у него нет чувства юмора, то он дурак» (А.Чехов).
«Серьёзность – это щит дураков» (Монтескье).
«Постоянная серьёзность – это всего лишь маска посредственности» (Вольтер). «Серьёзное лицо – ещё не признак ума. Все глупости на земле совершаются именно с этим выражением» (Григорий Горин).

*Ну, а на последней стадии глупости дурак рубит сук, на котором сидит, и ест курицу, несущую золотые яйца.

Короче, у глупости признаков – тьма. И они делают её непобедимой. «Против глупости бессильны даже боги», – в отчаянии говорил Шиллер. А у нас предупреждали: «Бойся козла спереди, коня сзади, а дурака со всех сторон».

(Из книги «Прописные истины в популярном изложении», доступной в интернете).