89 год. Гл. 23. Гости из Министерства

Виктор Ааб
Глава 23. Гости из Министерства

С начала года мы учимся жить и работать в условиях хозрасчёта и самофинансирования. На полный хозрасчёт переведены все цеха, Недавно добавилась и начала работать в новых условиях хозрасчётная бригада цеха проводного вещания. Бригадный метод организации труда выгоден работникам, становится востребованным и довольно хорошо распространяется. Уже шесть бригад с оценкой труда по конечному результату действуют на предприятии. Практически во всех цехах, хотя бы одна такая бригада, да есть. И пока больше всего – целых три их, в цехе АТС. Понятно – самый многочисленный цех у Шмидта.   
Жёсткие требования предъявляются к работникам, входящим в состав коллективных производственных бригад с оценкой труда по конечному результату. И не только, за конечный результат.
Люди сами заработанную на бригаду премию распределяют в соответствии с коэффициентом трудового участия. Но что особо важно – они готовы поддерживать и дисциплину производства, и готовы также, за её нарушение отвечать рублём. Конечно, для бригад, в которых преобладают женщины – это не актуально, но для мужских бригад – даже очень. Нет-нет, да и выплывет случай пьянства…
А вот, буквально в феврале, опять отличился кабельщик Витя Чурсин. Наверное, не успел отойти от хмельного воскресенья – и просто не вышел на работу, дабы не подвести бригаду. Всё равно подвёл – жёстко. За прогул допущенный членом бригады – вся бригада кабельщиков лишилась пятидесяти процентов коллективной бригадной премии.
Пусть сами члены бригады с Чурсиным разбираются и, уверен, – разберутся. Конечно – не всем в бригадах, такая ответственность, за товарища по работе, по нутру. Но куда деваться – когда каждый был сам за себя, процветала расхлябанность – и еле дышала телефонная сеть. Всем, всё равно, было плохо.

А без дисциплины производства, её – сеть, содержать – ну, никак не получается. А в порядке содержать – всем выгодно и материально и морально. На криках и угрозах – далеко не уедешь, а вот экономически… И лучших методов как коллективная материальная ответственность с фиксацией конкретного вклада в общее дело труда каждого работника – пока ещё, по крайней мере, в отрасли связь, никто не придумал.
Коллективная ответственность за поддержание дисциплины – обязательное условие выгодных в материальном плане бригадных форм организации труда – и с этим надо членам бригад мириться. О том, что бригадные методы работы выгодны – на ГТС уже все поняли, и администрации совсем нет нужды тянуть работников в бригады силой – сами просятся.

Активно работает комиссия по изучению и внедрению хозрасчёта, разбирается – что же за зверь такой – самофинансирование. Экономист Мурносова так и рассыпается терминами – самоокупаемость, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, коэффициент собственных доходов… Вроде бы умеет когда это необходимо, чётко излагать свои мысли – а тут, когда прошу популярно пояснить – бормочет что-то невнятное… Как это ни странно, но выручает главный бухгалтер.
Вот – Пильникова! Вот – счётная машина!  И всё у неё по полочкам разложено – чётко, просто и понятно. Любой вопрос касающийся, будь то бухгалтерских дел, будь то экономических, раскладывает простым языком. Буквально, на пальцах объясняет.
Я это уловил, и Мурносову на обсуждение того или иного вопроса, приглашаю обязательно с ней. И у меня складывается точное ощущение, что главный бухгалтер, ориентирующаяся как рыба в воде и в экономике и в учёте, без экономиста – если потребуется – точно обойдётся, а вот Мурносова без неё – вряд ли. И всё, что преподносит в качестве свежих идей Мурносова – явно навеяно мыслями и прикидочными расчётами Пильниковой. Вот, только в зарплатную часть экономики Городской телефонной сети Мурносова никого не подпускает – даже Пильникову. Здесь она – король!

Коэффициент собственных доходов – доведённый нам Областным предприятием, –  он довольно обременителен и не устраивает коллектив. Аргументы и расчёты, обосновывающие необходимость его корректировки, выполненные Мурносовой и Пильниковой – областным отделом экономики в лице Кислицыной Татьяны Борисовны  явно не принимаются. Мой разговор на эту тему с Фениным тоже ничего не решает. Андрей Алексеевич уклончиво похмыкивает, скороговоркой неразборчиво что-то обещает, но время идёт, и все его неопределённые отговорки пропадают в пустоте.
Вопросы внедрения хозрасчёта очень непросты и с целью изучения реального положения дел в областях с его освоением, а попутно и для оказания реальной помощи на местах, бороздят командировками Республику специалисты из Министерства Связи Казахской. ССР.
Какая ворона нам это на хвосте принесла, но мы узнаем – в наше областное Управление сегодня прибыла министерская группа. Авантюрно поблёскивают глаза Мурносовой, не находит себе места, от жажды действовать, Пильникова.

– Виктор Васильевич, пока они не вникли в дела Управления – они сегодня только прибыли, устроены в гостиницу Достык и отдыхают, – давайте их навестим, изложим свои проблемы. Мы же – реальное производство, и они просто не могут нам не помочь. Изложим ситуацию и суть конфликта по поводу коэффициента собственных доходов из первых уст, и тогда появится шанс, с их помощью – добиться его пересмотра в нашу пользу.
Мурносова говорит, что одну из приехавших Шаракуль Жуманазарову, хорошо знает, общалась с ней. Конечно, предложение моих помощниц попахивает сумасбродством, и как-то совсем неудобно вечером будоражить уставших гостей, но это – единственный, пусть и зыбкий, но шанс, – добиться всё-таки изменения, не устраивающего нас показателя, в нашу пользу.
– А что? В кафе пригласим, там и побеседуем, – разбивает мои сомнения Мурносова. Управление связи ограничилось тем, что устроило их в гостиницу и явно – вечером, они будут предоставлены сами себе.

Мурносова права, – Андрей Алексеевич, сам – аскет, и не в его привычках баловать гостей из вышестоящих организаций разносолами. А собственно, что мы теряем, – я соглашаюсь.
Тёплый весенний вечер на дворе. Пьянящий запах распускавшихся листьев и цветов, райский вкус воздуха – которым не надышишься. Из новой, недавно пущенной в эксплуатацию гостиницы, по ступенькам спускаются две миловидные женщины. Одна, чернявая – Жуманазарова, вторая – резкий её контраст – светленькая Светлана Караманова. Они даже рады, что появился повод – прогуляться в незнакомом им городе под чудесную погоду – перед сном. Ни о каком кафе и слышать не хотят, а вот побеседовать о наших проблемах и выслушать нас не возражают.

Хорошая получилась беседа – приятная, непринуждённая. И длилась-то не более получаса. Мы сопроводили гостей туда же, откуда и взяли. А результат, спустя несколько дней – ощутимый. Из норматива – 0,8 коэффициент собственных доходов откорректировался до уровня – 0,7.
Интересно, сообщили – они Фенину и Кислицыной о нашем посещении? Скорее всего – нет. По крайней мере, открытой реакции и недовольства со стороны непосредственного вышестоящего руководства мне впоследствии высказано не было.