89 год. Гл. 37. Новая координатная АТС-3

Виктор Ааб
Глава 37. Новая координатная АТС-3.

Звукоусилительная автомашина – это конечно хорошо. Но многократно более важная новинка появилась в городе у связистов и активно встраивается сейчас в телефонную сеть города. Это принципиально новая АТС с уже выделенной для неё свежей группой нумерации, для будущих телефонов. Номера будет начинаться первой цифрой – «3».
Основная сеть города работает сейчас на декадно-шаговых АТС. Из 16200 действующих в городе номеров, доля образованных декадно–шаговыми станциями составляет 75 процентов от общей ёмкости.
Расклад таков, что из семи телефонных станций, четыре АТС – современные, координатные, но в совокупности –  это всего четыре тысячи номеров.
Из координатных – три АТС одного типа. Это АТС чехословацкого производства ПСК-1000. И ещё одна, приспособленная для нужд города и установленная в Северной промышленной зоне – сельская АТСК-100\2000, с нумерацией, не вписывающейся под городской стандарт.

К ним недавно добавилась ещё одна типовая ПСК-1000 активно заполняемая абонентами юго-западной части города сейчас, по мере подтягивания к ней, собственными силами линейно-кабельного цеха, свежепроложенных кабелей.
Но три, самые крупные АТС – «четвёрка», «шестёрка» и «семёрка» – декадно-шаговые, образца разработки – 1954 года.
АТС-7 к концу года увеличится ещё на тысячу номеров для Боровского микрорайона. И в этом году процентное соотношение между декадно-шаговыми и координатными номерами в городе не изменится.
Да и ладно. Что тут особенного? Номер телефонный – он и есть номер. Какое дело до того абоненту, в какую он включён станцию – лишь бы работал исправно телефон.
Но разница есть для обслуживающего персонала телефонных станций. Разительно отличаются условия труда закреплённых за ними людей. И в первую очередь – уровнем шума.

Да, реле на координатных станциях тоже, бывает, клацают, но это клацанье – нежная мелодия по сравнению с оглушительной трескотней, особенно в период наибольшей нагрузки, декадно-шаговых искателей прыгающих в поисках необходимой точки соединения по вертикали и разворачивающихся по горизонтали, коммутируя проводные линии жаждущих переговорить абонентов.
И если персонал в чистеньких халатах на координатных АТС, в основном, проводит профилактику реле и приборов прямо на стативах, практически не снимая их, и совершенно не тяготясь шумом, поэтому и рабочие места у него – тут же, на станции, – то на декадно-шаговых, – совершенно иная картина.
Не устоишь долго, не рискуя нажить головную боль у громыхающих стоек. Снимешь зашаливший прибор, подменишь его резервным и поскорее тащишь в регулировочную комнату, чтобы там с ним разбираться.

Прибор, в общем-то, однотипный. Их на АТС – сотни и сотни – механический декадно-шаговый искатель. Снимать и носить его надо часто. Ведь он прыгает, трясётся и постоянно вращается в работе, а значит, интенсивно изнашивается – который, реже, который – чаще. И их надо постоянно регулировать, а то и ремонтировать. А ещё – постоянно прочищать спиртом, правда – техническим.
Специальная профессия – регулировщик, есть на декадно-шаговых АТС. Сподручнее  заниматься этой работой мужчине, но у нас он единственный, прикреплённый к самой крупной станции АТС-4 в семь тысяч номеров. Это – бригадир сводной хозрасчётной бригады – Иван Отдельный. Самую сложную и тонкую работу по настройке и регулировке приборов выполняет Иван.
А в основном регулируют приборы женщины. Как ни стараются выглядеть опрятно, но халаты у них хоть и темных тонов, а всё – кажутся грязными. Потаскай-ка всю смену, прижав к животу, совсем не лёгкие, нуждающиеся в профилактике, железяки. Числятся девчата все монтёрами и инженерами, с электрическими схемами тоже работают и колдуют над ними, а по сути – слесаря…

А бывает, и часто, – работать надо прямо на месте – в грохоте. И тогда – шум надо просто терпеть, не обращать на него внимания – куда денешься…
Основной состав цеха АТС работает именно на декадно-шаговых станциях.
Но прикипели к неброской и очень сложной работе мои женщины. Трудятся не на страх, а на совесть и тикают-грохочут у них в едином ритме расположившиеся на больших площадях механически-электрические механизмы, как часы, не путая соединения и осуществляя их быстро и надёжно. Десятками лет работают.
И собирающаяся скоро выходить на пенсию Семенда Ольга Кирилловна, и старающаяся быть незаметной, но незаменимая в работе, Гаврилюк Флёра Валиевна, и по виду медлительная, а в работе – совершенно иная, – Валя Новокрещенова. Более молодые Ульданова Валя и Дьяченко Лариса, и совсем недавно пришедшие Юлуева Надежда и Савельева Татьяна.

На этих женских плечах и держится, расположенная, разве что в помещениях, важнейшая составляющая, часть, собственно, единой телефонной сети в городе Синегорске. Все они, безусловно – золотой фонд связистской профессии.
На свободных площадях огромного автозала, где расположена АТС-4, разместились недавно, стативов пятьдесят новенькой современной АТС-3. Тем и примечательна, новичок, что современная. Имеет все преимущества координатных АТС, как и уже освоенные и вовсю работающие ПСК в городе, но не в пример им – мощная станция.
Пока её мощность по вводу в эксплуатацию будет составлять – две тысячи номеров, но в будущем она будет наращиваться – и может достигнуть десяти тысяч. И уже ясно, что с её появлением – нового развития ёмкостей в будущем, в городе на декадно-шаговых АТС проводится, не будет. Продолжат они потихонечку – дорабатывать свой срок, и постепенно, по мере износа, будут уменьшать номерной объем. И дело не только в сложности и трудоёмкости их обслуживания.

Всё-таки, гораздо качественнее соединение на координатных соединителях по сравнению с декадно-шаговыми, без характерного для последних, шума и треска в электрических проводах. И монтируется АТС-3 в автозале АТС-4 не случайно, а с намерением, со временем, постепенно вытеснять слишком шумную нынешнюю морально устаревающую хозяйку, разворачивая и переключая на себя её мощности.
Но это в будущем, а сейчас в городе каждый номер на учёте, и в центральной его части, например, их просто катастрофически не хватает.
Наконец, наладилось своевременное выполнение технических условий телефонизации застройщиками новых жилых домов и промышленных зданий, и опережают возможности центральных «шестёрки» и «четвёрки», вновь протянутые кабели по свежей канализации к их кроссам.
Очень важно для города, разрастающегося на глазах новостройками, чтобы свежие номера на новой АТС-3 могли быть включёнными в работу уже к концу года. Но и коту понятно, это реализовать – слишком проблематично.

Я часто поднимаюсь в автозал, чтобы своими глазами оценить, как движется монтаж станции. Ведёт его СМУ Телефонстрой. Сначала приехала бригада из мужичков, выполнила всю тяжёлую, слесарную работу – расставила в нужном порядке и закрепила стойки. Сейчас, трудится бригада из девчат – монтажниц. Обвязывают стативы соединительными жгутами-кабелями, распаивают провода. Несколько ускорила эту работу хаотическая прокидка межстативных жгутов-кабелей не по кабельросту, в его истинном представлении, а на специальной, над станцией, крыше-сетке-площадке, просто в хаотическом порядке, по кратчайшему пути. Но всё равно – распайка концов кабелей идёт очень медленно.

Слишком кропотлива эта работа. Каждую жилу надо предварительно прозвонить, а потом ещё увязать кабеле-концы строго по порядку, и наконец, надёжно, а значит, красиво их пропаять на специальные гребёнки. И хоть активно помогают монтажницам девчата эксплуатационники, когда в нерабочее время, а когда и нет, всё равно, движется работа медленно. Я делаю вид, что не замечаю их желания, тут же на рабочем месте, подзаработать совсем не лишние их семьям рубли – лишь бы не в ущерб основному делу. Убеждён, до того момента, когда станция оживёт, в работе по её монтажу обязательно должны принять участие и мои специалисты.

Они пока ещё не сталкивались с новой станцией и скоро  – после запуска её в работу, останутся с ней, очень сложной по конструкции, гораздо сложнее, чем механическая декадно-шаговая АТС,  практически один на один. Пусть, пока работают, специалисты  монтажники, – помогают им девчата, пусть приобретают практические навыки, пусть изучают новую технику на практике, сходу. Ведь основное требование к ним – обеспечить после ввода в эксплуатацию её надёжную работу. Где эти курсы по новой для нас станции – и когда поедет на них мой человек?..
Я часто поднимаюсь в автозал и не для того, чтобы подогнать своим присутствием и так движущуюся работу, а просто полюбоваться стройностью рядов и совершенством приборов новой АТС. Разящий контраст между ней, за которой – будущее, и в полную силу вырабатывающей свой ресурс сейчас, громыхающей на все лады «декадкой». Неужели наступят когда-то времена, когда в этом громаднейшем техническом зале наступит приемлемая для уха человеческого, так необходимая женскому обслуживающему персоналу – тишина! Когда это будет…