89 год. Гл. 44. Первый в жизни выговор

Виктор Ааб
Глава 44. Первый в жизни выговор.

Приближался конец очередного года. Тяжёлое напряжённое время. Грамотно подбить итоги года – совсем непростая задача. Семенов Алексей Николаевич то ли заболел, то ли полноценно в отпуске отдыхал – не было его в городе. А тут, выходит на меня – главного инженера, временно находящегося на ЭТУС-овском хозяйстве, итак замороченного двойной нагрузкой, начальник Областного управления связи и отдаёт срочное распоряжение, в общем-то, совсем простое – передать автопогрузчик Почтамту. С чего бы это…

Я растерялся. В условиях, когда сельская связь развивается в области рекордными темпами – автопогрузчик для ЭТУС просто стал острой жизненной необходимостью.
Автоматические телефонные станции, системы передач, установки электропитания, упакованные в тяжёлые, массивные ящики весом в сотни килограмм, аккумуляторы – неослабевающим потоком из Конторы материально-технического снабжения поступали в то время в область, набравшую со времён освоения Целины завидную инерцию развития сети сельской связи. Привозились они во двор при головном здании ЭТУС в Синегорске и оседали под сколоченным в один из субботников, основательным навесом. Складировались на импровизированной перевалочной базе с совсем неопределёнными сроками временного хранения, зависящими от того, когда выделит руководство очередного совхоза или колхоза подобающее помещение под АТС. Когда подготовит его в соответствии с техническими требования для использования связистами, да и имеет ли к тому же, возможность, самостоятельно выделить транспорт в помощь связистам, для доставки этого оборудования в своё село, остро нуждающееся в телефонах и собственной АТС.

А ещё, в крохотный ЭТУС-овский двор, привозились барабаны, с многопарным кабелем поставлявшиеся из Болгарии в комплекте с АТС, столбы и даже железо-бетонные приставки, и дожидались там транспорта, должного перевести их к месту назначения.
И потом, когда этот долгожданный транспорт за оборудованием из далёкого села приходил, – всегда не вовремя и внезапно, – собирался весь скудный мужской состав аппарата управления ЭТУС, группы технической помощи для погрузочных работ. В помощь себе одного – двух монтёров, оказавшихся на дежурстве, привлекали в придачу, из базирующего здесь же магистрального участка. Потом, под команды Семенова – эх, раззудись плечо, – и самого же, под самый тяжёлый угол, это плечо подставлявшего, с энтузиазмом надрывало и рвало собственные пупы, организованное мужское единство, сгустком мощи взваливая телефонные железяки в кузов. Куда денешься – машина из далёкого села простаивать не будет!

И как-то, сумел Алексей Николаевич, во время одной из встреч с высоким начальством из Министерства, посетившем Областное управление связи с инспекционным визитом, выпросить целевым назначением, так необходимый ЭТУС-у погрузчик. И вот уже с полгода, освоив нехитрое управление им, и назначение рычагов, лихо, либо лично я, либо начальник участка Пфляум Саша научились им управлять, и на радость и облегчение всем, механизировали, наконец, опостылевший мужикам процесс разгрузки и загрузки мощным потоком прибывающего оборудования.
И вот тебе на!
– Передайте погрузчик в Почтамт!
Там, видите ли, надо срочно внедрить автоматизированную доставку почты. Мол, старенький почтамтский погрузчик, имевшийся на доставочном участке, не достаточен по мощности и не справляется с возросшими объёмами доставляемых и отправляемых посылок. Поэтому требуется его срочно заменить, более свежим, а тот, маломощный, можете забрать взамен себе. Его, для ваших неритмичных и эпизодических погрузок – вполне хватит.

Эх, Фенин, Фенин – давно, наверное, собственный пуп не напрягал начальник Областного управления. Потерял представление о том, как могут обременённые долгом инженеры заниматься погрузочно-разгрузочными работами, и только потому, что и сам начальник, тут же, подставил собственное плечо под невыносимо тяжёлый груз, грозящийся выскользнуть, рухнуть на пол и непременно что-то раздавить. Потому что им неудобно перед ним, – вот и напрягают с ним вместе свои силы в общем порыве, пупы надрывают так, что сыплются из глаз яростные искры.
Посылки старый погрузчик, по словам Фенина, сил не имеет грузить, а тут, с ящиками, внутри которых вес сотенный, справится?
Начальник почтамта Селин Степан Иванович – добрый хозяин, и вряд ли допустит, чтобы вверенный, и так необходимый ему тоже, погрузчик, не справлялся с работой. Здесь явно другое подмешано. Как хозяин, радеющий за своё, конечно же, приметил Селин новое диво, появившееся в ЭТУС. Конечно же, глаз на него положил, и, конечно же, слюнки потекли у него из зависти.

С Семеновым Алексеем Николаевичем имеющим непререкаемый вес у руководства управления связываться не стал бы Степан Иванович, а тут, воспользовавшись случаем, что Семенова нет и непременно – ведь конец года же – надо о внедрении прогрессивной автоматизированной доставки почты отрапортовать Областному управлению перед Министерством – нашёл подход к Фенину и убедил его, что погрузчиками в интересах дела полезно будет обменяться. А кстати оказавшийся, вместо Семенова, временно исполняющий его обязанности в ЭТУС, ещё не достаточно оперившийся главный инженер – куда он денется, получив высокую команду?..
Просчитался Селин – я закусил удила.
Вообще не мог взять в толк – ну почему, такое важное министерское новшество, и судьба его внедрения, вдруг, оказалось в прямой зависимости от какого-то автопогрузчика находящегося в ЭТУС! В организации, с совершенно конкретными функциями, к перевозке почты не имеющими никакого отношения.

Я не мог себе представить, как смогу объяснить потом Семенову, что просто профуфунил, им, с таким трудом, добытую технику, обменял на «добро», которое после совершенного, пусть по Приказу, обмена никак, кроме как в сторону ухудшения, на работе ЭТУС не скажется.
Ладно, своё-то плечо под погрузку лично я всегда подставлю, а вот как опять на это вдохновлять людей – моих товарищей по работе, в функции которых погрузка оборудования, да ещё довольно тяжёлого, по должностным обязанностям – не входит?
Семенов, вынужденный их привлекать, всё-таки на эпизодическую работу, приобретением погрузчика облегчил им труд, и он настоящий начальник о них реально заботящийся. А вот главный инженер, только стал у руля – на короткое время встал – и тут же, всё это улучшение свёл на нет!

Ну, совсем не верилось мне, что в обещаниях Фенина возвращённый нам взамен старый почтамтский погрузчик сможет что-то реально тяжёлое грузить, если даже хозяйственный Селин не может выжать из него положенной мощности. И это совсем не заслуга управления связи, что в кои века появился в ЭТУС погрузчик – целевым назначением. Это лично Семенов, всей силой своего авторитета, умудрился выбить его для своего производства.
Как мог я подчиниться распоряжению Фенина? И как потом – мог бы я смотреть в глаза моим грузчикам-инженерам, интересы которых не смог отстоять…
Я закусил удила. Конечно, не ругался и не матерился вслух, но видно что-то нехорошее было написано на моем лице, ибо как шустро прибыли, так шустро и без рассусоливаний, ретировались из моего кабинета почтамтские работники, посланные своим начальством этот злосчастный погрузчик забирать. Я и слов-то подобрать не успел, обычных слов, не грубых…

Фенин естественно такой наглости стерпеть не смог. И родился Приказ.

«О наложении взыскания на главного инженера ЭТУС тов. Штольца В.В. ».

Управлением связи было дано распоряжение о передаче автопогрузчика почтамту для внедрения контейнерной перевозки почты, взамен предлагался другой погрузчик такой же грузоподъёмности, но с меньшей мощностью двигателя.
Это распоряжение тов. Штольц В.В. не выполнил, тем самым сорвал начало контейнерной перевозки по плану Мин. Связи Каз. ССР
 
ПРИКАЗЫВАЮ:
За невыполнение распоряжения о передаче погрузчика и недисциплинированность гл. инженеру ЭТУС тов. Штольцу В.В. объявить строгий выговор.
В срок до 27 декабря 1984 года передать погрузчик на баланс почтамта и доложить в ПТУС.
Начальнику почтамта тов. Селину С.И.  внедрить контейнерную перевозку почты на участке Синегорск – Алма-Ата с 28 декабря сего года.

***
Обстановка накалилась неимоверно. И кто же устроил мне такой негаданный сюрприз под занавес того злополучного года, – Селин, Фенин, или я сам? Казалось бы, на ровном месте, по собственной глупости и закрутил собственноручно карусель неповиновения. А всего-то надо было сделать лицо кирпичом и браво отрапортовать об исполнении.
Ведь есть недвусмысленное распоряжение вышестоящего начальства, а ему всегда виднее. Им определена более важная задача, вполне понятная и объяснимая. И с тобой всё понятно. Ты, простой исполнитель – знай, подчиняйся… Да и Семенов скорее всего не осудил бы – тёртый управленец, – всё понял бы...
Уже и Приказ о наказании облетел всех, кому для сведения, а кому, чтобы неповадно было. И не освобождал он от исполнения распоряжения о передаче погрузчика.
А меня как будто заклинило в ощущении СВОЕЙ правоты. По-прежнему, всего себя, стиснув в комок от обиды за непонимание, держался в упёртости и  не расслаблял упрямства.

И двадцать седьмое декабря – тянулось по минутам, и двадцать восьмое, и тридцатое, и… весь новогодний праздник...
А сразу после его окончания появился на работе Семенов и как-то совсем без скандала разрулил ситуацию. На удивление, последствий после этого никаких для меня больше не было. И как оказалось, успешно без нашего погрузчика внедрил прогрессивную контейнерную перевозку почты в отведённый срок действительно настоящий руководитель Селин Степан Иванович.
И самое главное! Наш погрузчик за нами так и остался. Прав я был или не прав, – до сих пор не знаю. Это как посмотреть…

Тот выговор был первым в моей трудовой биографии, потому и запомнился.
Так что нынешнюю Макарычевскую медлительность по ряду решений, ох как хорошо понимаю. Не сжималась, на сей раз, под ним властная пружина из вышестоящих инстанций, и хорошо.
Я ещё совсем не ведаю, что совсем скоро в аналогичной ситуации окажусь вновь, но уже в ранге первого руководителя, и не будет у меня, там впереди, защитника Семенова…