Забытое слово пассионариев, Нагал!

Евгений Пимонович
    "Шашки наголо!" Без восклицательного знака не обойтись.

  А были еще не только буденновцы в нашей истории. Были еще казаки-характерники, успевающие схватить стрелу на лету, были бесксерки, стремящиеся в атаку без доспехов, в наглую, были политбойцы – «Коммунисты вперёд!». Были каппелевцы с их психической атакой, были вошедшие в раж, прущие на рожон без оглядки.

Пассионарность – слово магнитом притягивающее внимание. Как же мы жили без тебя до Гумилёва, до коммунистов и Петровских реформ?

  Так же как и сейчас.

   Только песен было больше,  о чём осталась песенная же память: «Я не люблю любое время года когда веселых песен не поют».

   Кроме веселых не поют и других песен. Все топкие берега укреплены сваями, все баржи сняты с мелей, «Дубинушка»-песня ухнула в прошлое – и кругов по воде не осталось.

    В 1715 году царь Петр I издает приказ о подготовке города к зиме. В документе есть слова: «…каждый бьет против своего дома паженные сваи для обивки берегов, мерою трехсаженные, числом сколько против каждого двора оных бы столбов могло пойти».
  И в том же году, осенью – новый приказ «Об окончании Санкт-Петербургскими жителями к будущей весне бития свай против домов своих, по берегам большой и малой Невы и протокам, под опасением отобрания тех дворов». По тому приказу каждый житель обязан был бить сваи и трамбовать землю на берегу напротив своего участка.

    Копёр песню любит, подсказывает Даль. Никак в этом деле не справиться без запевалы, без закопёрщика!

     ИНФОРМАЦИЯ к РАЗМЫШЛЕНИЮ.

    КОПЕР в Словаре Даля:
«муж. козлы, для бойки свай: чугунная баба подымается через каток, калитку, вручную или воротом, и падает на сваю.»
    - Да прежде нужно эту бабу поднять. Рывками, всей артелью копёрщиков. – «Вдруг, вместе, дружно, смаху, одним разом, нагалом, ухни».

     Расхожие выражения, устоявшиеся обороты нашей речи:

лёгок на помине...,

наглость – второе счастье...

   Как же изменился смысл пословиц за последние пару веков.

 Первую пословицу, неверно поняв и применив аксиому: краткость сестра мудрости,  уполовинили, отбросив СУТЬ изначальную: «легок на помине КАК СНОП НА ОВИНЕ!».

  Вторую пословицу понизили в ранге от когерентности до броуновского движения частиц до бытовой распущенности и вседозволенности.
   От нагала до кагала.

  Моя мама частенько говаривала, видя ситуацию – глаза страшатся, а руки делают: «Да что ж сидеть и ждать? Давайте ка всем нагалом: навалиться  - и слелать!».
   Впрочем, стенографических записей у меня не осталось.

    К сожалению.

 А память может подвести: Нагалом или кагалом?! – теперь уже не у кого спросить...

 Разве что Достоевский поможет?!

   ИНФОРМАЦИЯ к РАЗМЫШЛЕНИЮ.

   <Всем кагалом Простонародое. Пренебрежительное. В смысле все вместе, скопом.
  Пример применения: «Вот что, Серёжа, и, во-первых, самое важное: мы все решили его завтра непременно поздравить с днём рождения, Фому-то, потому что завтра действительно его рождение… так-таки и пойдём всем кагалом ещё перед обедней, пораньше». (Ф.М.Достоевский. "Село Степанчиково и его обитатели").
 Происхождение — От др.-еврейск. k;h;l — собрание.>

  Да, спасибо, помог русский писатель, именно так я и услышал впервые, в быту, в семейном обиходе: «всем кагалом», в смысле сообща, гуртом!

   Но древнееврейский язык? С какого боку он затесался в нашу русскую речь?!!

  Детство советского школьника в украинском городе в офицерской семье, доселе кочевавшей по сопкам Манчжурии...

 В этом детстве не было евреев, хасидов, шиитов и игиловцев. Не было синагог и крестного хода, мацы и пасхи, даже мелодии «Семь сорок» не слыхал!!
  В классе, во дворе, на улице, в пионерлагере – везде были люди как люди. Советские. Одноклассники Янсон, Гершкович, Глимчар,  учительница Сима Рахмиловна.
   Люди были, а евреев, греков, литовцев, украинцев, белорусов я просто не помню в СВОЁМ школьном детстве. Наверное, просто не замечал.

   «Вдруг заметил я нас было двое», - спел Высоцкий о другом, но и об этом тоже.
    Пока все вместе, всем миром тянули советскую баржу против течения судьбы, - не было ни эллина, ни иудея.

  Но! Лопнули канаты, разогнулись скрепы – бурлацкая ватага повалилась всем скопом на берег, и стали выбираться из неё и западенцы и литвины и укры, чьи предки отковали земную ось и научили медведей тереться об неё!

 Впрочем, кагал и копёр как ни странно, оказались связаны исторически.
Считается, что русское  «копёр», как и польское  «kаfаr» – то же, заимствованное из немецкого «K;рfеr» голова бруса.

КАГАЛ  же  в широком смысле слова — община евреев, в узком — административная форма самоуправления евреев Польши и других стран Восточной Европы в XVI—XVIII веках, в российской империи 1772 — 1893 годов. В переносном смысле — шумная толпа, беспорядочное сборище.

   Развиваясь, перенимая западные технологии,  приглашая специалистов для их освоения, зацепили и чужие словечки, занесли их в свой быт. Но язык наш не только  могуч, но и гибок, азартен и как ванька-встанька после внешнего воздействия стремится к самовосстановлению.

  Вот так и освоили чуждый кагал, превратив его в известный с давней поры нагал, корень наглости. И закрепили в словаре Даля: «Копер песню (или нагал) любит».
   Еще и неологизм создали, «закопёрщик». Кто скажет, что это не старинное русское слово?

   Но закопёрщику, зачинщику не обойтись без заединщиков.

    Синонимы позволяют уловить оттенки процесса.

   НАХРАП слышимый , НАВАЛ- зримый. НАГАЛ – ощутимый резонансно. 
   Как блеск сотен сабель, как лазерный луч, когерентный и  возбужденный из толпы праздно шатающихся атомов, из хаоса броуновского разноголосья – аккордное УХНЕМ !

- ...и чугунная баба сдвинулась вверх на сажень.

 - РАЗОМ,  ЕЩЕ РАЗ – и дрогнула севшая на отмель баржа!

     -  САМА ПОЙДЁТ !!