Воспоминание о родителях Глава 4

Владимир Чугай
               
У отца в роду с ленцой относились к порядку на грядках и в доме. Поэтому он покорно выполнял требования матери в этих вопросах. У него были свои пристрастия. Он любил охоту, рыбалку. Обожал бродить по лесу. В свободное время зимой ездил на охоту на белок. Потом выделывал их шкуры и сдавал в заготконтору. Все прибавка к семейному бюджету. Осенью ездил за дарами тайги: орехи кедровые, кишмиш (из семейства деревянистых лиан, напоминающие мелкие киви).

У отца был полный набор столярных инструментов. Всю мебель в доме он делал сам. Долгими зимними вечерами он шил обувь, или чинил изношенную. Мать занималась вышивкой. Все это при тусклом свете лампы. Электричество провели позднее, лет через семь.

Начиная с середины апреля и до завершения уборки урожая напряженно трудились на земле. Меня вовлекали в эту работу уже с первого класса. Весной и осенью при необходимости могли на два-три дня оставить дома для помощи копать землю и сажать картошку, а осенью – убирать урожай.

Родители просыпались рано. К семи часам утра уже был готов завтрак, обед и ужин. И так каждый день, холодильников тогда еще не было. Зато еда была каждый день свежая.

Жили родители дружно. Иногда поругивались, и даже матерно. Но это все без злобы, а так для связки слов и оперативного решения возникающих вопросов. Но взаимопомощь, взаимопонимание и общая забота о благополучии семьи - красной чертой прошли через их жизнь.

Летом к восьми часам утра я с матерью уже были на пашне, в выходные дни втроем с отцом. Чтобы на грядках «не было ни травинки», надо было и рыхлить землю, и вырывать сорняки. Больше всего я не любил пропалывать кавельян – так называли растения, из которого делали веники. Сажали его много и густо. Когда он подрастал сантиметров на десять, начинали его прорывать, чтобы растения были друг от друга на расстоянии около 7 – 8 сантиметров. На корточках по много часов в течение нескольких дней – весьма утомительное занятие. Кто сажает морковь и после всходов прорывает ее, представляет, что это такое. С той лишь разницей, что моркови сажают немного.
 
Зимой вечерами отец из этого кавельяна делал веники для продажи на базаре, так называли тогда рынок.

Говор у матери, как и многих других, был смешанный между украинским и русским языками. Была у нее и своя философия жизни, и поговорки на ее языке.
О любителях славы она говорила: - «высоко литае, да низко падае».
О подвергающихся насмешкам она говорила: - «с посмиху люды бувають».

Я никогда не слышал от матери слово «дурак». Она говорила: - «дурному ридный брат».

Соседи внешне были порой весьма грубоватые и неприятно поражали своими выражениями. Приходилось слышать иногда восклицания матерей в адрес своих детей: - «ах, вы сукины диты» или того хуже «а шоб вы повыздыхалы».

Ничего подобного я от матери не слышал. Но и хвалиться своими детьми, в отличие от некоторых матерей, она не любила. «чого я буду хвалыть, хай другие хвалят, если заслужат».

Весна, лето и осень – время напряженного труда на пашне. Зимой относительный отдых. И не обходилось без застолья.

                Продолжение:  http://proza.ru/2021/02/04/640