Как и кто уничтожал памятники русского наследия

Владлен Дорофеев
Кто и как уничтожали знаковые памятники русского наследия. Факты и имена.

Летом 1988 года в отделе литературы и искусства еженедельника «Ветеран», тогда еженедельного «толстого» приложения (600000 экз.) к газете «Труд», группа энтузиастов-журналистов, во главе с заведующим отдела Андреем Поздняевым, решили опубликовать материалы по уничтожению памятников русской истории, культуры и архитектуры под рубрикой «Наши национальные потери».
Конечно, тогда мы и подумать не могли, что некоторые из них восстановят ещё при нашей жизни. Времена были советские, любая публикация, а уж тем более подобного рода, проходила строгую цензуру и требовала идеологической подоплёки. Вот и пришлось мне тогда «для запевки» писать письмо от имени ветерана КПСС с большим стажем А. Бобкова, конечно, с его согласия, о необходимости таких публикаций в нашей газете. Тогда нам удалось впервые раскрыть факты и фамилии людей, принимавших решение по уничтожению святынь, но через полгода «лавочку» прикрыли… Потом мы нашли выход, и я писал и печатал истории ещё сохранившихся памятников под рубрикой «Сбережем для потомков».

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя, памятник Отечественной войны 1812 года, всенародно строился, что называется, на века. Никто, конечно, не предполагал, что в 1931 году он будет взорван. Причиной такого кощунства послужило решение возвести на его месте помпезный Дворец Советов.
Эта история началась еще 30 декабря 1922 года на 1 съезде Совета СССР, на котором С.М. Киров предложил возвести будущий дворец «на самой красивой и лучшей площади» - намёк на Красную площадь?!. В 1931 году специальным постановлением образовали многоступенчатую «Комиссию построения»: Совет строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР, наделённый законодательной властью и исполнительный орган – Управление строительством Дворца Советов (УСДС). Создали и совещательный орган – Временный технический совет (ВТС УСДС), преобразованный в дальнейшем в Постоянное архитектурно-техническое совещание в составе: «Михайлов В.М. (председатель, новый начальник строительства), Бродский И.А., Веснин В.А., Вольтер А.А., Гельфрейх В.Г., Горький А.М., Грабарь И.Э. Желтовский И.В., Иофан Б.М., Красин Г.Б., Кржижановский Г.М., Крюков М.В., Лехт Ф.К., Лолейт А.Ф., Луначарский А.В., Людвиг Г.М., Манизер М.Г., Матвеев А.Т., Машков И.П., Майерхольд В.Э., Меркулов С.Д., Мордвинов А.Г., Петров-Водкин К.С., Роттерт П.П., Семенов В.Н., Станиславский К.С., Стецкий А.И., Стрелецкий П.О., Федоровский Ф.Ф., Хвесин Т.С., Черкасский И.К., Шадр-Иванов И.Д., Шверник Н.М., Щуко В.А. Щусев А.В., Алабян К.С. (секретарь).
На совещании Временного технического совета управления строительства Дворца Советов 30 мая 1931 года было принято постановление: «Признать как более или менее вероятные точки строительства Дворца Советов – Китай-город, затем Охотный ряд и Болото и на последнем месте храм Христа Спасителя , поскольку инициатор, тов. Ганнес Майер воздержался от подачи голоса» (Ганнес Майер – архитектор, иностранный специалист, привлеченный для работы по реорганизации Москвы). Но неожиданно для многих членов совета уже 4 июня ситуация резко изменилась. Начальник строительства М.В. Крюков информировал очередное совещание: «По вопросу выбора участка для постройки Дворца Советов, в результате которого совет строительства хотя ещё не дал окончательного решения, но склонен принять участок храма Христа Спасителя…»!
Решение принимали путем голосования постоянные члены совета: Крюков, Иофан, Красин, представители архитектурных обществ Лавров, Попов, Беседа, Крутиков, Мордвинов, Орлов, персонально приглашенные Щусев, Людвиг, Бахтин, Пожарлицкий.
Кто же продавил идею таинственного Ганнеса Майера? Неизвестно. К сожалению, 13 июля 1931 года «Известия» сообщают: «Для постройки намечен участок на набережной Москвы-реки в пределах между Самойловским пер., Волхонкой и ул. Ленивкой с расширением площади путем сноса б. храма Христа Спасителя».
А накануне, 4 июля, на совещании Временного технического совета управления строительства всё ещё было не так однозначно: «…Совет строительства хотя еще и не дал окончательного решения, но склонен принять участок храма Христа Спасителя, в следствии чего Управление строительством и пригласило участников настоящего совещания к обсуждению вопроса о возможности: 1. переключения проектировочных работ по заказным проектам на новый вышеуказанный участок; 2. продолжение той же проектировки, как задано было ранее на участке Охотный ряд, но с предоставлением вариантного решения запроектировки Дворца Союзов на участке храма Христа Спасителя; 3. как предлагает отсутствующий здесь по болезни тов. Ладовский Н.А. – предоставления заказных проектов, в том числе и на участке храма Христа Спасителя по свободному выбору авторов».
Участники Предварительного конкурса предложили 16 проектов, и только в шести не был учтен участок храма Христа Спасителя. Группа САСС - (Павлов, Кузнецов, Александров) и Иофан сделали проекты в двух вариантах, кроме площади храма Христа Спасителя САСС предлагали на Ленинских (Воробьевых) горах, а Борис Иофан - в Охотном ряду. А Г.Б. Красин и Куцаев запроектировали Дворец Советов по своим формам напоминающий увеличенный храм Христа Спасителя, завершенный золотым куполом.
Между прочим, Воробьевы горы фигурировали и в первом проекте храма Христа Спасителя по проекту архитектора А.Л. Витберга. Он хотел сделать его трехъярусным, где по стенам галереи первого яруса располагалась бы экспозиция, посвященная истории Отечественной войны 1812 года. Но от идеи отказались "по непрочности почвы", как гласила официальная версия.

Первый взрыв, в результате которого рухнул один из пилонов храма Христа Спасителя, был произведён 5 декабря 1931 года в 12 часов дня.
В течении последующих 45 минут были обрушены остальные пилоны и стены.
 Спусти три года после разрушения этой святыни при утверждении Генплана Москвы на плане реконструкции этого района столицы рядом с датой "22.IV-35 г." были поставлены подписи И. Сталина, В. Молотова, Л. Кагановича, С. Орджоникидзе, Н. Булганина.

Словно предвидя печальную судьбу этого памятника, в одной из московских брошюр 1918 года была опубликована заметка, которая прозвучала как реквием храму Христа Спасителя: «Обидно за Россию: воздвигнув всему миру и грядущим векам в наущение и восхищение величественный храм-памятник, она не слышит от своих сынов вдохновенного слово о нём, она не видит его в родной печати своей, она более знает о нём из восторженных описаний чужеземцев, чем от русских людей, охотно слагающих увлекательные гимны в честь иностранных курортов и красот иноземной природы и просмотревших чудный храм Спасителя, родную свою красоту, словно солнышком обогревающую и благословляющую сердце России - Москву!».
Но умом Россию не понять... Храм Христа Спасителя опять украшает Москву, а она вновь столица России.

Московские Красные ворота

В Москве есть станция метро «Красные ворота». Многих гостей столицы, возможно, удивляет такое название. Но малочисленные коренные москвичи знают, что ещё в начале ХХ века площадь на пересечении Мясницкой (Кирова) улицы и Садового кольца украшали Красные ворота. В 1709 году по указу Петра Первого на валу Земляного города, напротив Новой Басманной улицы, в честь победы в Полтавской битве была возведена деревянная триумфальная арка. За красоту и изящество по древнерусскому обычаю москвичи прозвали её Красными (красивыми) воротами.
В 1753 году Сенат распорядился на месте сгоревшей триумфальной арки, построенной заново в 1742 году архитектором М. Земцовым, возвести новую - каменную, но в прежнем виде. Работу поручили скульптору и архитектору Д.В. Ухтомскому.
Выдающийся русский зодчий разработал проект новой площади, поместив в её центре на возвышенности триумфальные ворота. В отличии от деревянных новые ворота представляли собой четырёхгранное объёмное сооружение, рассчитанное на круговой обзор со всех сторон площади. Ворота были расписаны под мрамор, позолочены и украшены живописными вставками. Строительство Красных ворот закончилось в 1757 году. Москва получила шедевр в стиле барокко.
Во время большого московского пожара 1812 года ворота обгорели, но позже были восстановлены, хотя в более скромном виде: они получили бело-красную окраску без живописных росписей, а портрет императрицы Елизаветы Петровны заменил государственный герб.
Красные ворота обновили в 1926 году. И в конце того же года они уже значились в списке отдела коммунальных услуг Моссовета, в числе сооружений, подлежащих сносу! Мотивировка: «…ввиду узости места для проезда транспорта». Позже она станет стандартной причиной уничтожения памятников русской истории, культуры и архитектуры.
На защиту городской достопримечательности поднялась московская общественность. За сохранение Красных ворот выступили архитектор А.В. Щусев, художник А.М. Васнецов, академик, секретарь АН СССР, С.Ф. Ольденбург, Московское архитектурное общество.
10 января 1927 года Наркомпрос РСФСР обратился в Президиум ВЦИК с просьбой приостановить постановление о сносе памятника. В письме говорилось, что Красные ворота «являются единственными в своём роде не только во всесоюзном, но и в мировом масштабе… Указание Моссовета на помеху для движения… представляется неубедительным, так как центр площади никогда не используется». Как и сейчас!
6 апреля Московский отдел народного образования направил в Моссовет просьбу о включении Красных ворот «в список памятников на учёте». 16 апреля пришёл ответ: «…Надобности о включении Красных ворот в список памятников нет». Вскоре ворота были снесены.
Некоторые декоративные украшения Красных ворот энтузиасты сохранили в филиале Музея архитектуры имени А.В. Щусева в Донском монастыре. До наших дней дошли чертежи обмера 1932 года, сделанные архитектором С.Ф. Кулагиным.   
В конце мая 1928 года снесли и стоящую рядом церковь Трех Святителей у Красных ворот, в которой крестили поэта Михаила Лермонтова, отпевали «белого генерала» - героя Плевны и Шипки - Михаила Скобелева. Накануне, 8 января 1927 года, Нарком просвещения Анатолий Луначарский в защиту этого памятника послал письма в Президиум ВЦИК, Совнарком, НКВД, Президиум Моссовета, обосновывая, что церковь «построена в 1699 г. и является отличным образцом архитектуры Петровского времени с современным внутренним убранством», а «разгрузка уличного движения в этом месте может быть в значительной степени достигнута теперь же устранением ларьков у тротуара и палисадника, примыкающего к церкви т. н. Трех святителей и даже в случае дальнейшей необходимости путем разборки северной пристройки к зданию церкви, выступающей на площади». Но все доводы напрасны, а злодейский маховик только раскачивался, набирая силу…

Сухареву башню

Удивительное творение русских «каменных дел мастеров» - знаменитая Сухарева башня была возведена в 1695 году Михаилом Ивановичем Чолковым по повелению Петра Первого, дабы увековечить память о стрелецком полку сподвижника царя Лаврентия Сухарева.
Построенная на пересечении Садового кольца с улицей Сретенка, башня первоначально служила Сретенскими воротами Земляного города. В нижней её части по сторонам от проездных ворот разместились караульни, над которыми находились палаты, окруженные открытой галереей. В 1698 – 1701 годах возможно при участии зодчего Дмитрия Аксамитова был построен третий ярус и четырёхэтажная башня, на третьем этаже которой поместили часы. Высота башни достигала семидесяти метров. За счёт высокого шпиля, ярусного расположения этажей, подчёркнутого белокаменным декором, здание напоминало корабль. «Она была красивая, сказочная, розовая…» - запишет в своих воспоминаниях писатель Юрий Олеша.
Некоторое время в палатах башни действовала петровская школа математических и навигационных наук шотландца математика Андрея Даниловича Фарварсона. В верхнем ярусе башни размещались астрономическая обсерватория и кабинет президента горной и мануфактурной коллегии Якова Вилимовича Брюсса. В обширной Рапирной зале Сухаревой башни он, после смерти Франца Лефорта, проводил заседания тайного «Нептунова общества» с участием царя и его «кумпании»: А. Меншикова, П. Гордона, A. Остермана, Ф. Апраксина, А. Черкасского, Б. Голицына, Фарварсона. Москвичи в те годы обходили «колдовскую» башню стороной.
До 1806 года в Сухаревой башне размещалась Московская контора Адмиралтейской коллегии.
В 1829 году при постройке Мытищенского водопровода во втором ярусе башни соорудили чугунный резервуар на семь тысяч вёдер, откуда вода поступала в центр города.
В дни октябрьских боёв 1917 года красные с башни обстреливали из пулемётов юнкеров, оборонявшихся на Сретенке.

На июньском Пленуме ЦК ВКП(б) 1931 года по докладу Лазаря Моисеевича Кагановича была поставлена задача разработки плана реконструкции Москвы. В новом генплане не нашлось места многим памятникам русской истории и архитектуры, в том числе и Сухаревой башни. Заместитель руководителя планировочной мастерской №4 архитектор В.О. Шнайдрус, которому была поручена реконструкция Сухаревой площади, так аргументировал снос башни: «Все проекты планировки площади, которые составлялись с учётом оставления башни на старом месте, не давали никакой разгрузки движения (транспорта). Естественно, что МК ВКП(б) и Моссовет признали необходимым произвести коренную реконструкцию площади со сносом башни…».
За снос Сухаревой башни в 1934 году и реконструкцию площади В.О. Шнайдрус был удостоен «премии за ударные темпы и хорошее качество работы».
В августе 1934 года, выступая на Первом съезде писателей СССР, один из руководителей работ по реконструкции Москвы - Коробов – не без радости констатировал: «Нет Китайгородской стены, нет Сухаревки, нет той старины, за которую многие цеплялись, той старины, которая нам мешала переделывать Москву старую в Москву социалистическую. Некоторые цеплялись за эту старину. Наш испытанный руководитель Л.М. Каганович, инициатор нового архитектурного оформления Москвы, дал отпор этому сопротивлению…».

По одной из версий почему большевики снесли Сухареву башню считается, что в поисках магических артефактов тайного «Нептунова общества», в частности брюсовской «Чёрной книги». Будто из-за этого аккуратно разобрали Сухареву башню по кирпичику. Но тайну, что они нашли, до сих пор хранят архивы спецслужб. В последнее время из немецких открытых источников поступают сведения, будто мистические организации «Германенорден», «Туле», «Вриль» и «Аненербе» вынашивали планы тщательного исследования подземелий Сухаревой башни, которые сохранились и поныне.
Но главный ответ известен - переделать Москву старую в Москву социалистическую!

Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве

В 60-е годы одиннадцатого столетия сын Ярослава Мудрого князь Изяслав основал на Михайловской горе в Киеве монастырь Святого Дмитрия в честь крещения Руси. Князь Святополк, сын Изяслава, построил здесь в 1108 году чудесный храм под стать Софии Киевской. О том свидетельствует летопись: «Заложены бысть церкви святого Михаила Златоверхая Святополком князем». Позднее монастырь был переименован по названию храма в Михайловский. А название Златоверхий пошло от того, что здесь впервые на Руси храм покрыли золотом.
В двенадцатом веке монастырь стал усыпальницей русских князей. Здесь упокоились Святополк Изяславович (1113 г.), его жена Варвара, Святополк Юрьевич (1190 г.), туровский князь Глеб Юрьевич (1196 г.), митрополиты И.Борецкий (1631 г.) и И. Копинский (1640 г.).
В начале восемнадцатого века была возведена колокольня и трапезная в стиле барокко. Позже монастырь обнесли каменной оградой. Хотя и без нее монастырь устоял под ударами орд Батыя, литовских и польских завоевателей, первой мировой и гражданской войны.
Но после переезда советского украинского правительства из Харькова в Киев, был объявлен закрытый конкурс на создание эскизного проекта планировки Правительственной площади, зданий ЦК КП(б)У и Совнаркома в новой столице. 11 октября 1934 года специальное жюри рассмотрела проекты. Они отличались друг от друга архитектурными особенностями, но были едины в одном – предполагалось построить будущие помпезные здания на месте Михайловского монастыря, памятника Богдану Хмельницкому и комплекса домов бывшего губернского правления. Жюри отметило проекты харьковской группы архитекторов под руководством Штейнберга, братьев-москвичей Весниных и киевской бригады «Гражданстроя».
А на следующий год в Киеве грохнули два мощнейших взрыва. Михайловский монастырь, медленно оседая, превратился в руины. Приказ об уничтожении этого уникального памятника истории и архитектуры был отдан руководителем НКВД УССР В. Балицким, возглавлявшим специальную комиссию по ликвидации культовых сооружений. В целом лишь в Киеве в 1929 – 1936 годах по его указанию были уничтожены 21 церковь и собор.
Вскоре на месте Михайловского монастыря началась постройка комплекса правительственного сектора, но в итоге был возведён лишь Дом ЦК КП(б)У.
Против этого бессмысленного акта вандализма выступил Николай Макаренко, историк с мировым именем, основатель Киевского музея западного и восточного искусства, созданного на основе его личной коллекции. Он был единственный, кто не поставил своей подписи на акте снесения Михайловского Златоверхого собора и выступил против постройки на его месте правительственного квартала. По ложному доносу Макаренко был арестован и расстрелян в 1937 году.
Часть чудом уцелевших фресок и мозаик Михайловского монастыря сохранились с тех пор в Софийском соборе. Мозаика «Дмитрий Солунский» находится в Третьяковской галерее, верхняя часть фресковой фигуры Самуила – в Русском музее.

Главный монумент русским войнам, павшим на Бородинском поле

Когда Россия готовилась отмечать 25-летие Бородинского сражения, было решено воздвигнуть по проекту архитектора А. Адамини Главный монумент русским войнам, павшим на Бородинском поле.
В октябре 1836 года деревянную модель монумента, сделанную в натуральную величину, установили для всеобщего обозрения на царицынском лугу в Петербурге. Вскоре на Александровском литейном заводе были отлиты части будущего памятника и отправлены водным путём на 15 судах в район Можайска.
Торжественное открытие монумента состоялось 26 августа 1839 года и сопровождалось грандиозными трёхдневными военными манёврами, в которых участвовало около ста пятидесяти тысяч солдат и офицеров.
Главный монумент представлял собой усечённую восьмигранную пирамиду, установленную на гранитном постаменте и увенчанную золотой главой с крестом. Покорённый красотой и величием памятника, В.Г. Белинский писал: «Мелка и лишена искры Божьей душа того, кто не увидит в этих немногих сторонах глубокого смысла и обширного содержания, заключённых в дивно-поэтическую форму, бесконечно много говорящую в своей благородной простоте, энергичной сжатости и величавой грандиозности!».
С восточной стороны к монументу примыкал склеп, в котором покоились останки выдающегося полководца П.И. Багратиона, перенесенные сюда по указу императора Николая Первого из села Сима Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. Об этом сообщала надпись на гранитной надгробной плите.
В 1912 году, когда отмечали столетнюю годовщину исторического сражения, на Бородинском поле появились десятки новых памятников. Однако в начале тридцатых годов все они были взорваны, либо повалены.
Печальная участь постигла Спасо-Бородинский женский монастырь, основанный вдовой генерала А.А. Тучкова на месте гибели её мужа и его однополчан. В этом монастыре устроили свиноферму.
Осенью 1932 года был взорван Главный монумент, как «не имеющий ни исторической, ни художественной ценности». Его искорёженный остатки, общим весом около 30 тысяч пудов, инициатор разрушения Можайский райисполком продал… как чугунный лом «Рудметторгу» за шесть тысяч рублей!
Тогда же был разрушен склеп Багратиона. Свинцовый гроб разломан, останки полководца разбросаны по полю.
Только в 1961 году Бородинское поле было объявлено музеем-заповедником. И лишь 18 августа 1987 года в восстановленном склепе было совершено перезахоронение остатков праха Багратиона. На прежний фундамент вернули копию Главного монумента. Но многие памятники так и остались невосстановленными.

Памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске

«Каждый день генерал вставал чуть свет… Ложился спать позже всех… Носил серую армейскую суконную шинель… Ел солдатские щи и кашу с ржаными сухарями… Не терпел почестей. Всегда замечал и благодарил всех за исправную службу, отстраняя нерадивых и нечестных чиновников» - так отзывался о Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском один из его современников.
Н.Н. Муравьев став генерал-губернатором Восточной Сибири (самым молодым среди русских губернаторов того времени), освободил горнозаводских крестьян и каторжников Нерчинского округа, объединил их в Забайкальское, а затем Амурское казачье войско. При его помощи генерал преобразовал обширные территории Приамурья, Приморья, Сахалина, построил города Хабаровск, Благовещенск, Николаевск, Владивосток.
В 1881 году, после смерти Муравьева, был организован комитет по созданию памятника в Хабаровске выдающемуся государственному деятелю, во главе с генерал-губернатором Приморского края А.Н. Корфом. После всенародного обсуждения выбрали проект академика А.М. Опекушина, автора знаменитого памятника Пушкину в Москве.
На строительство монумента со всех концов страны поступали добровольные пожертвования. Скульптуру отлили в бронзе на художественной фабрике В.З. Гаврилова в Петербурге и в январе 1891 года выставили на всеобщее обозрение в Михайловском дворце.
30 мая 1891 года в присутствии наследника престола и депутаций городов Дальнего Востока состоялось открытие памятника в Хабаровске на амурском утесе – том самом, впервые увидев которой, Муравьев воскликнул: «Вот где будет город!».
Однако, памятник простоял недолго. 26 января 1925 года Дальревкомом было принято решение о его ликвидации. Вскоре под покровом ночи скульптура была сброшена с постамента. Многие хабаровчане были возмущены этим кощунственным актом вандализма. Спустя полгода газета «Набат молодежи» опубликовало письмо местных комсомольцев, которые спрашивали, почему сбросили памятник основателю города?!.
В советское время на массивный постамент поставили маленькую фигурку Ленина, которая вызывала улыбку своей непропорциональностью.
Уже в 1988 году в Русском музее разыскали опекушинскую рабочую модель памятника, а Хабаровский крайком КПСС принял решение восстановить фигуру Муравьева на сохранившемся постаменте. 

продолжение следует…

Владлен Дорофеев

Подробности книге Владлена Дорофеева «Русская история: неизвестное об известном»