Асы кубанского неба ч. 44

Николай Мринский
ФЕДОРЕНКО ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Родился 31 декабря 1913 г. в г. Харькове, ныне административном центре Харьковской обл. Украины, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при Харьковском вагоноремонтном заводе. Летать учился в городском аэроклубе. Работал намотчиком. С 1935 г. в рядах Красной Армии. В 1938 г. окончил Чугуевское военное авиаучилище лётчиков. Участник боёв с японскими захватчиками в районе реки Халхин - Гол. 17 ноября 1939 г. награждён медалью "За отвагу". С сентября 1942 г. ст. лейтенант В.И. Федоренко в действующей армии. Участник весенних боёв в небе Кубани. К маю 1943 г. штурман 979-го ИАП (230-я штурмовая авиадивизия, 4-я ВА, СКФ) капитан В. Федоренко совершил 116 боевых вылетов. В 51 воздушном бою сбил лично 10 и в группе 2 вражеских самолёта. 24 мая 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 22 сентября 1943 г. он произвёл свой последний боевой вылет. О нём рассказал бывший замполит полка майор в отставке А.М. Журавлёв: "При подходе к линии фронта наша шестёрка внезапно была атакована группой истребителей врага, появившейся из - за туч, со стороны солнца. Четыре "Мессера" один за другим, круто пикируя, помчались в атаку на ведущего - капитана Федоренко. Когда один "Мессер" проскочил рядом, Федоренко расстрелял его. Но в это же время ещё 2 "Мессера" атаковали нашего лётчика. Самолёт командира содрогнулся... стал пикировать и скрылся за сопками... - Командира сбили ! - крикнул по радио майор А. Хвостов, шедший рядом с Федоренко... Наша пятёрка "ястребков" бросилась в бой. Вскоре ещё 2 фашиста нашли себе могилу на Тамани". Всего год воевал он. За это время совершил около 200 боевых вылетов на истребителе ЛаГГ-3, провёл более 50 воздушных боя, в которых уничтожил 13 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами. (М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных и 2 групповые победы лётчика). Навечно зачислен в списки воинской части. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен на центральной площади ст-цы Красноармейская Краснодарского края.

ФЁДОРОВ АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился 6 января 1917 г. в городе Иваново-Вознесенск (Иваново). Окончил 7 кл., а в 1940 г. - Чкаловское военное авиаучилище. 26 марта 1942 г. ст. лейтенант А.В. Фёдоров был переведён в 55-й ИАП (16-й ИАП), в котором и сражался до конца войны. Воевал под Ростовом-на-Дону и Новочеркасском. До мая 1942 года летал на И-16. В первой половине мая 1942 г. полк приступил к переучиванию на новую материальную часть - самолёт Як-1. После перевооружения полка Аркадий Фёдоров одержал победу в одном из первых вылетов на новой машине. Всего за первые 80 боевых вылетов сбил 5 самолётов противника. С мая 1942 года командовал звеном, быстро став умелым ведущим. В июне 1942 г. в районе Старобельска ведомый А. Комосы А.В. Фёдоров, взлетев на перехват в четвёрке А. Покрышкина, сбил Ме-109, а всего эта блестящая четвёрка уничтожила тогда 3 самолёта... В июне 1942 г. гвардейцы продолжали вести авиаразведку в районе Барвенковского плацдарма и воздушные бои с вражескими самолётами. Аркадий Фёдоров в паре с напарником мл. лейтенантом С. Вербицким на самолётах Як-1 получили задание на выполнение воздушной разведки в глубоком тылу фашистских войск. Это был сложный боевой вылет. По маршруту разведки было установлено интенсивное движение войск по дорогам и сосредоточение их во многих населённых пунктах в тактической глубине. Выполнив задание, лётчики возвращались домой и буквально на подходе к аэродрому встретили вражеский многоцелевой самолёт Me-110. Видимо, он тоже вёл разведку расположения наших войск и аэродромов. Фёдоров решил немедленно его атаковать и, выполнив несложный маневр, начал заходить ему в хвост. И вдруг, не успел Аркадий и глазом моргнуть, как двухмоторный "Месс" оказался в хвосте истребителя Фёдорова, и разведчик чуть сам не оказался жертвой вражеского самолёта.

Стоило только упустить момент выхода из-под удара атакующего "Месса", и он влепил бы смертоносную очередь в краснозвёздный "Як". Оказалось, что двухмоторный Ме-110 с убранными оборотами одного из моторов способен разворачиваться почти на месте. Но эту истину Фёдоров забыл и, вступая в бой с Ме-110, допустил грубую ошибку, которую нужно было быстро исправлять, чтобы не стать добычей фашистского лётчика. Но нет худа без добра - в момент атаки "Як" имел большую скорость, и это позволило ему боевым разворотом уйти вверх от "Месса". Затем, произведя повторную атаку, Фёдоров и Вербицкий зашли с двух сторон, взяли врага в клещи и сбили Me-110, который упал невдалеке от аэродрома. Так была одержана очередная победа над воздушным противником. На следующий день полку была поставлена задача обеспечить боевой вылет группы бомбардировщиков Пе-2, наносящих удар по скоплению войск противника. Для сопровождения "Пешек" были собраны все наличные силы полка - 4 МиГ-3 и 6 Як-1. После взлёта истребители встретились с бомбардировщиками, заняли своё место в общем боевом порядке, и "Пешки" пошли с набором высоты. К сожалению, истребители не всегда знали, в какой район следуют бомбардировщики и какую цель они должны поражать. Так было и на этот раз, направление полёта определяли по курсу следования. Встречи лётчиков-истребителей с "Пешками" были нечастыми по многим причинам - то ли расстояния между аэродромами базирования были довольно значительны, то ли время на организацию вылета было ограничено при интенсивных действиях, и истребители в таких случаях руководствовались общими положениями. Набрав высоту 3000 м, лётчики "Яков" почувствовали падение мощности моторов и включили вторую скорость нагнетателя.

Что касается "МиГов", то они были на высоте положения и чувствовали себя превосходно - мощность их моторов с увеличением высоты полёта только возрастала. Подошли к району, занятому немецкими войсками. Заработали зенитки, а вскоре появились вражеские истребители, пытаясь с ходу прорваться к "Пешкам". Лётчики "МиГов" и "Яков" предприняли все меры, чтобы отразить атаки вражеских истребителей. Завертелась карусель. А бомбардировщики всё идут к цели... Наконец, бомбовый груз пошёл на гитлеровские войска. Но что это - среди "Мессов" появились "ишачки"? Лётчики знают, что этих самолётов в данном районе не должно быть. Они подходят всё ближе и ближе... Вот и развязка: на малом расстоянии опознаны были "Макки-200" - итальянские самолёты, они довольно схожи с нашими И-16. Фёдоров стремится со своим звеном к ним навстречу и с ходу атакует. В результате меткого огня один самолёт из группы "Макки" сбит и горящим пошёл к земле - оказывается, они горят не хуже "Мессов"! "Пешки", сбросив бомбы, взяли обратный курс. В этом воздушном бою сопровождающие истребители сбили 4 Ме-109 и 1 "Макки". Самолёты Пе-2, выполнив задание без потерь, возвратились на свой аэродром. 25 июля 1942 года немецкие войска, переправившись основными танковыми и моторизованными силами на захваченные на левом берегу Дона плацдармы, перешли в наступление из районов Ростова, Константиновской, Николаевской, Цимлянской, нанося главный удар 1-й и 4-й танковыми армиями через Сальск и Тихорецк на Ворошиловск  (Ставрополь). 17-я немецкая армия наступала из района Ростова на Кущевскую, Тимашевскую, Краснодар. Войскам Приморской группы, оборонявшимся на этом направлении, пришлось отойти на водный рубеж рек Ея и Куго-Ея.

Командование 17 казачьего кавкорпуса на этом рубеже организовали оборону и в контратаках нанесли противнику значительные потери, уничтожив до 1800 вражеских солдат и офицеров, захватив 18 орудий и 25 миномётов. В этих условиях 16-й ГИАП после одного дня пребывания в Кущёвской перебазировался на аэродром Шкуринская, где пробыл 4 дня, а 30 июля приземлился на аэродроме Незамаевская. В конце июля действия нашей авиации по поддержанию наземных войск были слишком ограниченны из-за отсутствия самолётов. Из 216-й САД временно убыл 103-й штурмовой авиаполк, отправившийся за новыми самолётами. 1 августа дивизия в составе 16-го гвардейского и 247-го полков перелетела на аэродром Геймановская. С этого времени боевая работа дивизии сократилась до минимума как из-за отсутствия материальной части, так и из-за быстрого отхода на юг. Рано утром 2 августа 1942 г. 2 группы вражеских бомбёров следовали через аэродром Геймановская в направлении на Кропоткин для нанесения удара по железнодорожному узлу. С аэродрома Геймановская поднялись 5 Як-1 - все, чем располагал 16-й ГИАП. Звено "Яков" возглавил Александр Покрышкин, с ним в качестве ведомых шли Андрей Труд и Владимир Бережной. Пару "Яков" возглавил Аркадий Фёдоров со своим ведомым Степаном Вербицким. Как оказалось, в первой группе шло до 15 Ju-88, её атаковал Покрышкин с ведомыми. Вторая группа насчитывала, до 18 Ме-110, с ними завязала бой пара Фёдорова. В результате воздушного боя звено Покрышкина сбило 2-х "Юнкерсов", а Фёдоров уничтожил одного Ме-110. На многих фронтах довелось драться отважному лётчику, отстаивая, а затем и освобождая священную землю Родины, пройдя должностной путь от командира звена до командира прославленного 16-го ГИАП.

О мужестве ивановца рассказывается на многих страницах изданных после войны книг: В. Погребного "Человек из легенды", трижды Героя Советского Союза А. Покрышкина "Небо войны". Кстати, Фёдоров служил продолжительное время с Покрышкиным в одном полку, не раз летал вместе на выполнение заданий, прикрывал боевые действия героических десантников Малой земли. Александр Покрышкин охотно брал его для выполнения самых сложных заданий. Иногда Фёдоров летал у него ведомым. К лету 1943 г. начались ожесточённые бои в небе Кубани. В этих схватках Фёдоров уничтожил несколько самолётов врага и проявил себя опытным и решительным командиром. Особенно трудный бой провёл он 29 апреля с большой группой истребителей противника. В том вылете 8 "Аэрокобр" под командой Покрышкина встретили более 80 пикировщиков Ju-87 в сопровождении истребителей. Звено Фёдорова бросилось на "Мессеров", а Покрышкин занялся "штуками". В сентябре 1943 г., после боев за Донбасс, за 498 боевых вылетов, 62 воздушных боя, 16 личных побед и 4 групповые победы зам. комэска 16-го гиап гвардии капитан А. Фёдоров был представлен к званию Героя. В ноябре 1943 г. он был назначен комэском три, в начале 1944 г. - штурманом, а в конце войны стал командиром одного из лучших истребительных авиаполков Советской Армии - 16-го гиап. Совершив более 600 боевых вылетов, Аркадий Васильевич сбил лично 24 и в группе 4 вражеских самолёта. В 1948 г. он окончил Высшие лётно-тактические курсы, летал на реактивных самолётах. Уволился в запас в 1955 г. в звании полковника. Жил и работал у себя на родине. Умер 3 марта 1992 г. Герой Советского Союза (13.04.44). Награждён двумя орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

ФЁДОРОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

Один из лучших советских лётчиков-истребителей, всю войну провоевавший на "яках", И. Федоров был осужден во время войны, и лишь выдающиеся результаты его боевой работы и заступничество командира 3-го иак Е. Савицкого спасли этого блестящего пилота от несправедливой расправы. Энергичный и отважный, старшина Фёдоров ещё до боев, несмотря на молодость, считался одним из лучших лётчиков полка, в который был направлен сразу после окончания Качинского лётного училища в 1941 г. После переучивания на Як-1 812-й иап, в составе которого всю войну воевал Фёдоров, был направлен на Кубань, где 19 апреля 1943 г. полк в полном составе выполнил первый боевой вылет в район станицы Абинской. На следующий день Иван Фёдоров одержал свою первую победу. Ранним утром 10 мая, находясь в группе прикрытия над той же Абинской, он был отсечён и вынужден принять бой с шестью "мессерами". Пушечным огнём лётчик уничтожил ведущего одной из пар, но и сам был подбит, ранен и на горящем "яке", на сходящихся курсах, крылом по кабине ударил самолёт врага. При ударе его выбросило из истребителя (сила инерции была столь велика, что он оборвал привязные ремни), контузило, но, на какое-то мгновение придя в себя, И. Фёдоров раскрыл парашют... Через месяц он вновь вылетел на боевое задание и в одном вылете уничтожил два немецких бомбардировщика... В сентябре 1943 г. перед боями за Мелитополь и Никополь полк был перевооружён на Як-9 и возвращён на фронт, под Большой Токмак. Через несколько дней на аэродром приехал командующий воздушной армией, и в его присутствии случился налёт нескольких групп немецких бомбардировщиков на 4-й гв. кавкорпус ген. Н. Кириченко. Командир полка приказал группе Фёдорова взлететь и с ходу атаковать противника. Разгонявшие машины лётчики попали под удар одной из немецких групп прикрытия, потеряли двоих и не смогли прорваться к бомбёрам.

Продолжение следует в части  45                http://proza.ru/2021/07/08/1095