Пилот особого назначения ч. 3

Страница Памяти Великой Войны
Николай Мринский - http://proza.ru/avtor/whitebreakaway

КАПИТАН  П. Т. КАШУБА.
 
В среднем за день они перевозили около 150 тонн продуктов, иногда - до 200 т. Обычно экипаж делал два вылета в день: первый раз взлетали до рассвета, во второй - садились в сумерках. Обратно доставляли женщин и детей, ценных кадров для производства, а также орудия, миномёты, дефицитные радиостанции "Северок", которые продолжали выпускать ленинградские предприятия. Стремясь спасти как можно больше людей, самолёты нещадно перегружали. ПС-84 иногда вёз 35–38 чел. - почти вдвое больше нормы. Летали даже тогда, когда из-за непогоды немецкая авиация отсиживалась на земле. Одна только МАГОН вывезла из осаждённого города более 29 тыс. чел. К 1 октября 1941 г. общие потери ГВФ составили 36 ПС-84, к концу года - уже 69 (40 из них были уничтожены противником). Массовые полёты в Ленинград продолжались до января 1942 г. За годы войны "Дугласов" было произведено порядка 2000 машин. Кроме того, около 700 ДС-3 Советский Союз получил по ленд-лизу. В апреле 1942 г. началось формирование транспортных полков ВВС. Это означало кардинальное изменение концепции военно-транспортной авиации в СССР. В довоенное время её как таковой не существовало. Имелась лишь эскадрилья (затем полк) особого назначения под Москвой, частично выполнявшая транспортные функции, и малочисленные транспортные отряды в округах. При необходимости военные арендовали технику гражданской авиации. В случае войны для перевозок собирались мобилизовать все подходящие самолёты ГВФ, а обеспечение десантных операций возлагалось на бомбардировочную авиацию. Но к началу 40-х гг. уже накопленный опыт военных кампаний привёл командование ВВС к необходимости иметь собственную транспортную авиацию, со специальной техникой и экипажами, подготовленными для переброски войск и воздушных десантов.

Однако нехватка современных самолётов позволила реализовать эту идею лишь в 1942 г. Было сформировано два авиаполка - 101-й и 102-й, со штатом 20 самолётов ПС-84 в каждом. Несколько позже самолётов стало по 30, а полки были объединены в 1-ю транспортную авиадивизию и получили гвардейские знамёна. 101-м полком дальней авиации командовала известная лётчица, Герой Советского Союза, полковник (с 1943 г.) В.С. Гризодубова. Восемь самых отважных лётчиков прославленного полка стали Героями Советского Союза: подполковники Виталий Иванович Масленников, Иосиф Дмитриевич Козлов, майоры Борис Григорьевич Лунц, Алексей Парфенович Буланов, Иван Семёнович Валухов, Ашот Джульшутович Каспаров, Николай Николаевич Покачалов и Пётр Петрович Абрамов. Последний родился в селе Полтавченское (ныне Кущёвский район) Краснодарского края. 6 ноября 1941 г. МАГОН ГВФ (она же - авиагруппа особого назначения, Внуковская авиагруппа) была переформирована в 1-ю авиатранспортную дивизию ГВФ, которая в свою очередь с 5.11.44 г. стала именоваться 10-й гв. авиатранспортной дивизией ГВФ. Уже хорошо владея техникой пилотирования на Ли-2, в этих частях и продолжал летать офицер Павел Кашуба. 22 апреля 1942 г. первые 2 экипажа из 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ совершили рейд к партизанам. А уже ночью 28 июля 1942 г. состоялся и первый массовый вылет в партизанские отряды Белоруссии. Невзирая на всевозможные сложности и трудности лётчики не падали духом. Полёт в глубокий тыл врага они называли «задачей с многими неизвестными». И на самом деле, летит, скажем, экипаж в соединение минских партизан В.И. Козлова. Лётчикам нужно дать прогноз погоды по маршруту. А что мог сказать, не имея данных, офицер, начальник метеослужбы?

Он лишь предполагал. Пилоты смеялись и в другой раз не говорили метеорологу «дайте», а «угадайте» нам погоду. Не знал экипаж Ли-2 и воздушной обстановки в глубоком тылу противника, и это нередко приводило к потерям. Рассказывая о подвигах воздушных извозчиков, часто забывают тех, кто готовил им боевую машину, - техников, механиков, мотористов и многих других скромных тружеников аэродрома. Обеспечить два вылета в ночь, например, к брянским партизанам или рейс в глубокий тыл противника требовались и знания, и опыт, и большое трудолюбие. Однажды экипажу офицера Бабиевского уже нельзя было возвращаться домой, поздно, приближался рассвет. Лететь на транспортном самолёте над территорией противника днём - это то же самое, что броситься на танк с палкой. На маршрутах полётов стали чаще попадаться и ночные истребители врага. Экипаж Григория Бабиевского выбросил бобруйским партизанам взрывчатку и лёг на обратный курс. Не знал экипаж и его командир, что они уже попали «на мушку» радиолокатора. Как разбойник, крадучись, пристроился ночной "мессер" в хвост их самолёта и с близкой дистанции выпустил длинную очередь. Через несколько секунд машина горела как факел… Большой подвиг во имя Родины никогда не остаётся без последователей. Где-то мудро сказано, что подвиги не умирают со своими героями, а остаются и продолжают жить, так как повторяются другими. 15 сентября 1942 г. авиаполк, где служил Герой Советского Союза Павел Кашуба со Сталинградского направления был переброшен в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Требовалась срочная помощь партизанам Крыма, успешно сражавшимся в подполье с ненавистным врагом. У них кончились запасы продовольствия и боеприпасов, к тому же надо было вывезти раненых и больных.

К лесным народным мстителям направили П.Т. Кашубу и ещё ряд лётчиков на легкомоторных самолётах По-2. В течение октября-ноября 1942 г. в сложных условиях глубокого тыла мужественный пилот Кашуба совершил 8 посадок. Крымским партизанам было доставлено 15 тонн продовольствия и вывезено из горных лагерей 139 тяжело раненых, больных и истощённых. За это же время Павлом Тарасовичем совершены ещё 8 беспосадочных полётов по сбросу спецгруза партизанам. Известны пять основных площадок, на которые садились и взлетали самолёты. Первая - Тарьер, в Крымском заповеднике; вторая, Иваненкова казарма, на Долгоруковской яйле, чуть севернее; третья, «малая» - на нагорье Орта-Сырт в зуйских лесах; четвертая и пятая на Караби-Яйле, причём называется одна «Большим баксанским аэродромом». Но совсем немногие знают, что была ещё одна площадка, на границе старокрымского и эльбузлинского лесов, с которой связана интереснейшая история разведчиков специальной группы и спасения Героя Советского Союза П.Т. Кашубы. За период с 1941 г. по 1943 г. он налетал 1180 часов, из них 315 ночью. Совершил 69 ночных вылетов в тыл врага, в том числе 10 с посадкой. Как вспоминал лётчик Иван Нижник в беседе с другим Героем Советского Союза, авиатором и писателем Василием Емельяненко, разведотдел посылал на площадку пилота Колдылаева с каким-то агентурным разведчиком, но самолёт разбился и сгорел. «Обожглись на нём, и площадку с учёта сняли, - рассказывал Иван Яковлевич, в преклонных годах живший в Щебетовке. - Её ещё называли «страшенной»!» Нижник умер, и похоронен в щебетовской земле, недалеко от «своей» «страшенной». В наше время площадка частично заросла кустарником, и по ней ходят и пасутся стреноженные лошади.

Всего в паре километров расположено с. Переваловка, ранее дер. Эльбузлы. Дороги мимо бывшего колхозного поля разбиты лесовозами, и добраться до места можно только пешком. Конечно, никаких памятных знаков на «страшенной» нет. Пожилые люди в Переваловке и не слышали, что здесь садились самолёты – но дело в том, что со времён войны тут почти не осталось местного населения, все приезжие, переселенцы. Ничего не знают тут и о Герое Советского Союза Павле Кашубе. В феврале-марте 1943 г. Павел Тарасович, продолжал служить в составе 2-й авиагруппы особого назначения - аэродром г. Адлера. С него он совершил 21 вылет в Крым, забросил партизанам 25 тонн различных грузов и 29 парашютистов-подрывников. В том числе его экипажем с Ли-2 была выброшена интернациональная ДРГ из 11 чел. в ночь с 13 на 14 марта 1943 г. в район дер. Шубино Кировского р-на (подробнее см. в очерке "Парашютисты приземлялись ночью" - авт.). На следующую ночь Ли-2 командира П. Кашубы снова был запланирован на переброску спецгруппы в Крым. Но вражеский налёт на аэродром, казалось, внёс коррективы – едва спасли самолёт от пожара, штурмана забрали в другой экипаж. За него остался Волынский, опытный радист. И вылет из Адлера всё-таки состоялся! Но никто из летевших в самолёте не знал, что всем придётся стать партизанами и испытать на себе всевозможные трудности. Снова над морем, через свет прожекторов. Над Чаудой (мыс - на южной оконечности Керченского п-ова, восточный край Феодосийского залива. Высота мыса 15-30 м над уровнем моря) самолёт - в зоне зенитного огня. Небо лизали прожекторы, снаряды рвались вокруг Ли-2 так близко, что осколки градом стучали о металлическую обшивку фюзеляжа. Но полёт продолжался, однако в условленном месте выброски предыдущей ДРГ, сигналы с земли замечены не были.

Павел Кашуба принял решение повернуть назад. И тут у злополучной Владиславовки снова обстрел и попадание снаряда. Из строя выходит управление рулями высоты, они перебиты. Опытный пилот, Кашуба, всё же спланировал и посадил самолёт! Почти без потерь – у Волынского переломана нога, да десантники отделались ушибами. Из официальных наградных документов: «При выполнении задания в ночь с 14 на 15 марта самолёт Героя Советского Союза был подбит зенитным огнём в районе ж/д станции Владиславовка и экипаж смог совершить вынужденную посадку. Оказавшись на территории, захваченной врагом, Павел Кашуба принял все меры к спасению своих подчинённых и находившихся на борту десантников-подрывников и вывел их в безопасное место». За отвагу и геройство Кашуба был награждён орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Правительственные награды вручены и его славному экипажу: штурману ст. лейтенанту Волкову, второму пилоту лейтенанту Павлову, бортмеханику лейтенанту Зубову, бортрадисту Волынскому (посмертно), ст. технику Глушкову. Но вернёмся к потерпевшим аварию, спешно покидающим место падения самолёта. Они устремились на юго-запад, к спасительным горам и старокрымским лесам. Ночью передвигались, днём приходилось ползти. Немцы и румыны организовали резвую погоню, задействовав более 200 чел., миномёты и даже воздушный корректировщик. Для прикрытия боевых товарищей добровольно остались бортрадист Волынский, с переломанной ногой, и минёр-парашютист Грабаров. Они погибли в неравном бою, но группе П. Кашубы удалось выйти в район старокрымской горы Козьей. В лесу снова был бой с преследователями, но это уже не голая степь – и десантники с авиаторами прорвались.



Продолжение - http://proza.ru/2021/02/08/1204