1. Последняя любовь

Александр Парцхаладзе
               
               
               
        Почему я так уверен, что последняя? Возраст? Нет, пожалуй, дело в нежности. Увлечение, желание, нетерпение - все это постепенно заслоняла нежность.
        А действительно ли можно в 50 лет влюбиться заново, влюбиться так, чтобы повторились  и боль от разлуки,  и ожидание встреч,  и трепет при каждом новом свидании?  Судите сами.               
               
        Мы попали в Приозерск не случайно.  Тогда, 20 лет назад,  я уже знал, что городок этот имеет долгую,  тысячелетнюю историю.  И видел на фотографиях крепость у реки,  крепость,  где доживали последние свои дни  вдова и дети казненного Пугачева.  Знал,  что основан он был новгородцами,  а одна из летописей сообщала:  именно тут был похоронен Рюрик - теперь об этом свидетельствует памятный знак  близ крепостной стены.               
        Знал я, что место для укрепленного города  новгородцы выбрали не случайно:  здесь заканчивался древний путь  из Сайменского озера к Ладоге,  путь, связывавший шведские земли с новгородскими.  И, как свидетельство этого,  у городка  было за его долгую историю  несколько имен:  Корела - первое,  данное ему основателями.  Кексгольм - в годы  шведского правления.  Кякисалми -  когда он принадлежал Финляндии...               
               
        И так хотелось побывать там,  увидеть своими глазами и Вуоксу,  и Ладогу,  меж которыми выстроен город.  Но все как-то не получалось.  Бесконечные переезды,  смена работы,  поиски нового жилья.  Наконец мы на какое-то время - на целых 8 лет! - осели в Сестрорецке.  И в первый же отпуск,  закончив ремонт  в предоставленной нам комнате в общежитии,  отправились на разведку.               
               
        Заканчивалось лето  1999-го года.  В последние дни августа погода  радовала,  но по ночам становилось уже по-осеннему холодно.  Холодным было и субботнее утро  на Финляндском вокзале.  В  джинсовках,  в одинаковых  динамовских кроссовках,  мы стояли перед большой картой  со схемой направлений электричек:  на Сестрорецк,  Выборг,  Приозерск-Кузнечное.  Некоторые названия в тех краях звучали совершенно не по-русски:  например, Хиитола!  Но до этой Хиитолы пройдет еще целых 10 лет,  а пока мы взяли билеты до Приозерска,  туда и обратно,  и сели в такую же обшарпанную,  как и наша,  сестрорецкая,  электричку. Судя по расписанию,  ехать нам предстояло два с половиной часа.  Конечно, мы поспешили занять места у окна.  С правой стороны.  И не прогадали.    
        Этой веткой  за поселком Кавголово я никогда раньше  не пользовался.  Да и то в последний раз - лет 30 назад,  зимой,  когда все вокруг было покрыто снегом.  Потому и разглядывал теперь,  не узнавая его,  большущее синее,  с белыми барашками, озеро.  Ветер гнал волну от западного берега,  но в бухте справа,  отгороженной песчаной косой и дамбой,  лишь чуть-чуть рябило.   
        Желтеющие уже камыши набежали вдруг  и потянулись вдоль путей,  ведущих в совершенно неведомый край.  Впрочем,  Марина здесь проезжала и раньше - в Орехово.  Но, как это бывает с нею всегда,  дорогу помнила плохо  и спрашивала теперь - что это за остановки?  Расписание лежало у меня на коленях, и я сверял его с названиями дачных поселков,  платформ,  которые появлялись из лесу каждые три-четыре минуты.  Жесткие сиденья из желтоватой,  с облезшим лаком, вагонки постепенно освобождались,  от дребезжащих окон  все сильнее дуло -  электричка постепенно пустела:  дачники и туристы выходили где парами,  а где и толпою, вытаскивая за собой тачки,  коляски,  велосипеды.               
        Двойное Лемболовское озеро  показалось мне еще больше оттого,  что было оно совершенно  безлюдным.  За Сосново поселки стали попадаться реже.  Солнце постепенно ушло к западу,  светило уже слева  и не грело нам,  как в начале пути, голову,  заставляя прятать её  за висящие на крючке куртки.               
        Петяярви. Я знал, что "ярви" по-фински значит "озеро". А причем здесь Петя?               
        На этот простой  вроде вопрос ответа не было, но озеро, озеро мы увидели очень скоро.  Вернее, даже два озера:  Вуокса слева и Суходольское справа соединялись прямо под нами,  под мостом,  по которому шла электричка,  широкой бурной протокой,  по которой весело - казалось, что мы слышим их крики! - неслись с ребятами  по перекатам  надувные плоты и байдарки.               
        Сплавщики!  Я увидел их тогда впервые - это неугомонное  задорное племя людей,  для которых вода - родная стихия,  которые весь год живут в ожидании лета,  этого вот ни с чем не сравнимого адреналина,  что дает скорость, опасность,  чувство невесомости,  когда твоя лодка  как бы уходит из-под тебя... Лосево!               
        Через  Лосево  течет теперь практически вся Вуокса.  Но 200 лет назад  здесь было лишь озеро,  тупиковый плёс,  не  сообщавшийся с Ладогой. В 1818 году воды его прорвали песчаную гряду и уровень воды упал сразу на 7 метров. А после взрывных работ 1857-го года  Вуокса полностью изменилась: южное русло стало основным,  а северным рукавом, через Приозерск, протекает сегодня лишь небольшая ее часть.  Остров же посередине реки,  на котором была выстроена крепость, увеличился втрое  и его отделят сейчас от левого берега только узенькая,  в пару метров шириной, протока.               
               
        Отрадное - еще одно большое озеро - радовало глаз  весь перегон от Суходолья.  Я вышел в тамбур.  По схеме  ехать нам оставалось всего четыре остановки,  и мне захотелось немного размяться.  Поезд шел теперь гораздо быстрее, чем в начале пути.  Слева в редкие просветы в лесу  стала виднеться вода,  потом ненадолго показался дальний берег,  исчез... Синёво.  Следующая остановка - наша.  Я  ожидал,  что город появится совсем скоро,  но справа опять появилось большое озеро. - Судаковское - объяснили нам попутчики.  Подъезжаем...               
        Дома показались  неожиданно. Электричка шла еще полным ходом,  а мы уже выезжали на мост  и впереди по ходу движения  показались крепостные стены из рваного камня.  Круглая башня с красноватой кровлей,  дозорная башенка над нею... А слева внезапно открылось озеро.  Уходящее к горизонту,  с островами, заливами.  Приехали!               
               
        Двери с шипеньем закрылись,  электричка ушла дальше,  к Кузнечному.  Мы стояли на пустеющей платформе и не знали,   двигаться ли направо,  к терракотового цвета с белой  окантовкой вокзалу,  куда направилось большинство наших попутчиков,  или налево,  туда,  где у воды виднелись голубоватые лодки - в ту сторону туристы  тащили свои огромные рюкзаки с принайтованными к ним  спальниками и сидушками.               
               
       - В какой стороне тут гостиница? - спросили мы у них, и они махнули рукой вперед по ходу движения, но не к лодочной станции,  а куда-то в сторону, где за лестницей  со стертыми от времени бетонными ступенями  вела сквозь небольшой сквер  раздваивающаяся у самого своего начала дорожка.  Мы взяли правее,  и  оказались на Привокзальной улице. В город поднимался от неё широкий бульвар.  Правая его сторона, по которой мы шли  к белеющему вдали  собору,  называлась улицей Калинина. Противоположная, по другую сторону сквера,  была улицей Ленина.               
        Это напоминало линии Васильевского острова, где на поперечных проспектам улицах каждая сторона именовалась по-разному, и, если вы жили на 15-й, к примеру, Линии, дом напротив вашего стоял уже на 16-й.               
        На широкой площади за собором мы остановились. Большая вывеска - "ГОСТИНИЦА КОРЕЛА" - говорила, что мы у цели. Вкусно пахло свежим хлебом. Выяснилось - напротив работает пекарня, и в фирменном магазине при ней - всегда горячий хлеб и выпечка. А не доходя до гостиницы, на противоположном углу, очень кстати оказался кафетерий с домовой кухней. С разнообразными пирогами: с мясом и грибами, с рыбой и картофелем...               
        Гостиница разочаровала.  Номера с видом на центральную площадь были нам не по карману. Хорошо еще, что участливый администратор посоветовал нам другой отель. Назывался он "Гранат"  и идти к нему,  объяснили нам,  нужно было все по тому же бульвару,  двойной улице Ленина-Калинина,  по направлению к Ладожскому озеру.               
        Мы посидели немножко на площади. На возвышении, у собора, виднелся бюст Петра Первого, установленный, как гласила табличка,  на пожертвования военнослужащих расквартированного тут Кексгольмского полка,  в честь 200-летия взятия города  в годы Северной войны.  А напротив него стоял в распахнутом плаще  Ильич... Нас это  не удивило: в каждом райцентре  есть подобный памятник.  Смущало другое, само это соседство - того,  кто отвоевал Корелу у шведов и того, кто так легко  отдал ее потом финнам.               
               
        Из Петербурга мы выехали в 9.26. Теперь часы показывали уже 13.30. Пора было двигаться. Мы направились вперед прямо по липовой аллее. Липы, очень старые,  не пахли, они отцвели еще в июле, но в густой их тени идти было легко и приятно.               
        Уже через сотню шагов мы остановились - меж деревьев показалась скульптурная группа: сидящий на коленках мальчик с длинными  темными волосами и рядом с ним  Черная  Пантера.  Они глядели в одну сторону,  Маугли и Багира,  они будто высматривали там что-то неведомое.  Этот, единственный в своем роде в России памятник подарил Приозерску  Борис Карагод - студенческая еще его работа, созданная в 67-м году во время летней практики - как жаль, что ни на постаменте, ни рядом, нигде нельзя прочитать имя скульптора!               
        Как далеко, однако, находится эта гостиница "Гранат"! Мы все шли и шли по бесконечной улице Ленина, за площадью в конце бульвара отделившейся наконец от той, что Калинина:  теперь по обе её стороны  небольшие двухэтажные дома  имели таблички с одним и тем же названием. Черная сумка на моем плече с каждым новым шагом  казалась все тяжелее.  И правда - сколько всего можно понапихать в одну небольшую сумку! Палку колбасы-сервелата /на всякий случай/, бутылку сухого красного /а вдруг на месте не окажется?/,  два свитера,  сменную пару белья,  носки,  два складных зонтика...               
               
        Прохожий объяснил,  что к отелю нужно повернуть,  когда покажется ДОК - деревообрабатывающий комбинат,  главное предприятие города.  Здание отеля было в годы финского правления клубом, в котором проводили свой досуг управляющие и инженеры завода. А жили они по соседству, на той же Инженерной улице.               
        Наконец показался отель!
        Красивое старинное здание в характерном для Скандинавии стиле - сейчас оно признано памятником архитектуры. Рядом - конечная остановка городского автобуса.  Но в 99-м рассчитывать на него не стоило,  ходил он сюда всего четыре раза в сутки...          
        У стены, увитой зеленым плющом, стояла удобная скамейка. Тяжелая дверь в нише, полутемный холл за нею, лестница на второй этаж и выше, в мансарды. Приветливая женщина-администратор предложила нам просторный, с тремя кроватями номер. С солидным комодом у входа, большим старомодным телевизором на нем.             
        До заката оставалось еще несколько часов.  Мы справились,  в какой стороне Ладога и снова вышли на улицу.  С километр мы шли по этой самой Инженерной улице, потом повернули к метеостанции. Здесь, на гранитном мысу, озеро, похожее, скорее, на море,  показалось нам неприветливым.  Становилось все холоднее.  К северо-востоку,  на горизонте,  виднелся далекий гористый остров.               
        Почти без сил, прилично замерзшие, мы добрались обратно до гостиницы. В номере нас ожидал приятный сюрприз: вся стена,  у которой стояла одна из широких добротных кроватей,  была теплой!  Оказалось,  под нами работала пекарня  и её  дымоход  так кстати согревал нашу стену.               
        Мы  вернулись домой  на следующий день.  До отъезда успели еще спуститься к гавани  за заводскими корпусами,  к длиннющему пешеходному мосту  через Вуоксу,  полюбоваться  пришвартованными судами,  катерами, яхтами.  И решили обязательно вернуться сюда в следующий отпуск,  уже надолго.               
        По пути к вокзалу нам снова повезло:  в газетном киоске мы купили атлас с картами всего Карельского перешейка, очень подробный.  Надо же! - сколько еще, оказывается, прекрасных, неизвестных нам мест,  и совсем недалеко,  всего-то пара часов езды от Петербурга!