Автографы в Рейхстаге - Стужнев

Леонид Игнатенко
     Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге…».

     *  *  *

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

                Леонид Игнатенко


         *  *  *

     Автограф (коллективная надпись):

    «Военные железнодорожники – от Хабаровска до Берлина: 1. СТУЖНЕВ, 2. ПОПОВ*, 3. ЕРМОЛЕНКО*, 4. ЗВУКОВ*. 16-5-45».

     *Не идентифицированы.

         *  *  *

     Место надписи:

     - Северный флигель, уровень Пленарного зала, южная стена, ниша C, справа.

     Ort der Inschrift: Nordfl;gel, Plenarsaalebene, S;dwand, Nische C *.

     *Место надписи определено с помощью фото-каталога, созданного сотрудницей Бундестага Карин Феликс: «Здесь был» (Karin Felix «Ich war hier», Berliner Wissenschafts -Verlag, 2018).

                *  *  *

     Авторы – военные железнодорожники Берлинской дистанции пути (1-й Белорусский фронт):

- инженер-капитан СТУЖНЕВ Григорий Дмитриевич, 1915 г.р., начальник дистанции пути, русский. Место рождения: д. Кузьминская (ныне Пошехонского района Ярославской области), РСФСР. Призван в РККА в 1941 г., Хабаровский  ГВК, г. Хабаровск, РСФСР.

                *  *  *

     Фронтовые награды Г.Д.СТУЖНЕВА: медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией».

                *  *  *

     Награды за мирный труд: ордена Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», присвоено звание «Почетный железнодорожник СССР».

                *  *  *

Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои.
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?

А. Фатьянов
1947 г.

                *  *  *

     Из сайта «Родной Брянск, милая сердцу Брянщина!»

     Страница – Стужнев

     СТУЖНЕВ ГРИГОРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

     Вот уже не думал простой деревенский паренек Григорий Стуж­нев, что однажды судьба сведет его с самим «отцом всех народов». Более того, он будет отвечать за его безопасность во время следования железнодорожного состава. Хотя и прошло с того дня много лет, но событие это запечатлелось в памяти Стужнева. Еще бы, подобное выпадает на долю не каждому.

     А начинался трудовой путь уроженца деревни Кузьминская Пошехонского района Ярославской области обычно. Из 13 детей в их семье в живых осталось только трое. Чтобы не пропасть от голода в деревне, подался Гриша в Вологду. Вначале подал заявление в кооперативный техникум, но, толком не поучившись, забрал документы. Понял – не его. Зато выбор техникума путей сообщения оказался безошибочным.

     После окончания его в числе пяти комсомольцев направили парня на Дальний Восток. Уже в 22 года Стужнева, как хорошо зарекомендовавшего себя специалиста, назначают заместителем начальника Дальневосточной дистанции пути. Такой ранний взлет карьеры даже по тем временам был редкостью. Григорий Дмитриевич поступает в Московский институт инженеров транспорта. С начала Великой Отечественной войны рвется на фронт и своего добивается. Разруха, царившая в разгромленных городах, больно отзывается в его сердце.

     -  Смоленск весь лежал в руинах, - рассказывает Стужнев, несмотря на свой 85-летний возраст обладающий неплохой памятью. - Только за одну ночь на моих глазах фашистская авиация уничтожила 98 паро­возов.

     В должности начальника дистанции Стужнев восстанавливает железнодорожные пути в Смоленске, Варшаве, Познани. Награждается орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета, медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Расписывается на колонне рейхстага. Ему присваивается звание инженер-капитана. Вскоре Стужнев становится почетным железнодорожником.

     Интересуюсь у ветерана, как произошла та памятная встреча со Сталиным.

     -  После падения Германии назначили меня начальником Берлинской дистанции пути, - вспоминает Григорий Дмитриевич. - Ответственность огромная, приходилось отвечать за любые малейшие неполадки.

     ... Стук в его квартиру на 3-м этаже пристанционного дома раздался на рассвете 16 июля 1945 г. Стужнев открыл дверь и обмер: на пороге стояли два красноармейца, заявившие, что ему срочно надо прибыть к коменданту станции для получения неотложного задания. Комендант с представителем разведки сообщили, что Стужневу предстоит сопровождать литерный поезд «А», и взяли с него подписку о неразглашении военной тайны. Намекнули: в случае чего ответишь головой. Поинтересовались даже, где он будет находиться в поезде.

     -  С левой стороны от машиниста, - доложил Стужнев. - Так мне будет удобнее подсказывать, на каком участке, и с какой скоростью ехать.

     Хотя Григорий Дмитриевич как свои пять пальцев знал эту дистанцию, но все равно было страшно. Все-таки самого Сталина придется сопровождать. Кроме Стужнева в кабине находились машинист, его помощник и кочегар, подкидывающий уголек. Всего Григорий Дмитриевич насчитал семь вагонов. Возле каждого из них с двух сторон стояли по четыре охранника. Итого, 56 вооруженных бойцов. Сталин появился не сразу и быстро исчез в третьем вагоне. Как потом узнал Стужнев, ехал он на Потсдамскую конференцию, где во дворце Цецилиенхоф, недалеко от Берлина, состоялась его встреча с президентом США Трумэном и премьер-министром Великобритании Черчиллем. По признанию Григория Дмитриевича, ничего, кроме рельсов, он не замечал.

     В семейном альбоме Стужнева есть снимок, сделанный в Берлине. В центре первого ряда сидит он сам. Слева от него – заместитель начальника, справа – инженер. Фамилии их и других сослуживцев по Берлинской дистанции пути он не помнит. Все-таки прошло более полувека с тех пор. Немало после того поколесил по стране Григорий Дмитриевич, пока в 1953 году судьба не забросила его на Брянщину, где до сих пор о работоспособности бывшего начальника пути станции Брянск I ходят легенды.

     -  Он даже дом себе построил поближе к железнодорожной станции для того, чтобы быстрее было ходить на работу, - говорит жена Татьяна Алексеевна, с которой вместе они прожили 46 лет. До последнего времени почетный железнодорожник Стужнев возглавлял Совет ветеранов дистанции пути и лишь нездоровье заставило его расстаться с этой должностью. Мало кто знает, что Григорий Дмитриевич, перенесший два инфаркта, уже 20 лет жил с кардиостимулятором, вживленным в сердце. Не­смотря на это, ветеран не жаловался на судьбу. Ведь жизнь прожил, счи­тал Григорий Дмитриевич, не напрасно. Его не стало в 2001 году.

     Николай ЗИБНИЦКИЙ.

                *  *  *

     Из газеты «Московский железнодорожник»,
     Выпуск № 23,
     15.06.2007 г.,
     10 полоса.

     ПУТЕЕЦ С ДУШОЙ ХУЖОЖНИКА

     Альбина Григорьевна Медведева, почетный железнодорожник, заслуженный работник транспорта, бывший начальник финансового отдела Брянского отделения, называет своего отца ласково, только папочкой.
Григорию Дмитриевичу Стужневу, уроженцу деревни Кузьминская Ярославской области, дважды почетному железнодорожнику, бывшему начальнику Брянской дистанции пути исполнилось бы в мае 92 года. Он пережил две мировые войны, был награжден медалями «За взятие Берлина», «За победу над Японией», орденами Трудового Красного Знамени, Знак Почета.

     Вся жизнь Григория Дмитриевича была посвящена железной дороге, а точнее путевому хозяйству. Он любил говорить, вспоминает Альбина Григорьевна: «Путь – основа железной дороги». Эти слова он попросил художников крупными буквами масляной краской написать на заборе путейских мастерских.

     Выбор профессии у Григория был осознанным и, что называется, по любви. Окончив путейско-строительный техникум в Вологде, в 1935 году Стужнева направили помощником дорожного мастера на Дальневосточную железную дорогу. Заметив молодого грамотного специалиста, руководство дороги вскоре назначило его заместителем, затем начальником дистанции пути станции Архара.

     Григорий всегда с уважением относился к рабочей прессе, понимал важность освещения в ней трудовых будней и праздников железнодорожников. А в 1937 году и сам возглавил газету «Путеец», став ее редактором. Его руководство обеспечивало «Путейцу» регулярный выход – один номер в 10 дней. Каждый номер газеты был наполнен хорошо продуманными, боевыми материалами, художественно оформлен.

     Война застала Стужнева на Дальнем Востоке в качестве командира военно-эксплутационного поезда. Оттуда поезд отправился укреплять путевое хозяйство Западной железной дороги, затем по приказу НКПС – на Варшавский узел в Познань.

     Советские войска рвались к Берлину. Нужно было как можно быстрее восстанавливать путь. Кругом разруха, пожарище. Требуется много сил, техники, находчивости и воли, чтобы проложить широкую колею для переброски наших воинов, а также доставки без перегрузки и остановки всего необходимого для наступающей армии. Командование высоко оценило труд железнодорожников, которые буквально на второй день после взятия Берлина обеспечили пропуск эшелонов к городу. Григория Стужнева назначили начальником берлинской дистанции пути.

     Под обстрелом путейцы проложили в центр Берлина линию и подвезли орудия, которые прямой наводкой открыли огонь по мощным оборонительным сооружениям в городе. 12 мая Стужнев расписался на стене рейхстага.

     Однажды, 16 июля 1945 года, в квартиру, где жил начальник берлинской дистанции пути Стужнев, пришли военные. Взяв подписку о неразглашении тайны, сообщили, что именно ему доверили сопровождать литерный поезд «А».

     Заняв место помощника машиниста, Стужнев зорко следил за состоянием пути перед поездом, идущим с малой скоростью. Состав остановился в назначенном пункте. И тут Григорий Дмитриевич увидел за плотно зашторенными окнами вагона знакомый силуэт с трубкой в руках. Сталин! – мелькнуло в голове у Стужнева. Переведя дыхание, он понял, что сопровождал Генералиссимуса и делегацию военачальников и дипломатов, прибывших на Потсдамскую конференцию, на встречу с Черчиллем и Трумэном.

     После войны, поработав немного начальником дистанции пути на Горьковской дороге, прибыл в Брянскую дистанцию пути.

     - К тому времени папочка окончил МИИТ, - продолжает свой рассказ Альбина Григорьевна, - тяга к учебе у него была велика. Несмотря на свою занятость, много времени уделял нам, детям. Он успевал и проверять уроки, и ходить на родительские собрания. Мы никогда не слышали от него грубого слова. Старались изо всех сил не огорчать его, радовать своими оценками.

     Каждое лето Стужнев возил детей в Вологодскую область к бабушке помогать ей по хозяйству: накосить сена корове, прополоть большой огород, заготовить солений на зиму. Как любой руководитель, он мог бы взять путевку в санаторий, отдохнуть. Да и детям хотелось посмотреть мир, искупаться в море. Но он всегда говорил: «У вас, дети, вся жизнь впереди. А кто бабушке поможет?»

      Он очень любил природу, мог часами смотреть на бегущие облака, шелестящие листвой деревья, а потом писал красивые картины. В юности он даже мечтал стать художником.

     Иметь такого отца – величайшее счастье. В самые ответственные и радостные минуты жизни Альбина Григорьевна, ее сестра Лариса и брат Дмитрий вспоминают свой дом. В их дружной семье всегда царили умиротворение, покой, теплота.

     Альбина Григорьевна вспомнила, что при назначении ее начальником финансового отдела Брянского отделения  И.Л.Паристый, возглавлявший тогда Московскую дорогу, спросил ее фамилию.

      - Медведева – Стужнева! - ответила она с гордостью.

      - Это Григория Дмитриевича дочь? – уточнил Иван Леонтьевич.

      Он почти не задавал ей вопросов, только пожелал успехов в нелегкой работе и выразил уверенность, что дочь Стужнева не подведет своего отца. 26 лет руководил Григорий Дмитриевич Стужнев Брянской дистанцией пути. Неоднократно коллектив выходил победителем дорожных и сетевых соревнований. В 1977 году Григорий Дмитриевич перенес тяжелый инфаркт. Пять операций было сделано ему на сердце. Со стимулятором в сердце он прожил почти 25 лет. И… продолжал трудиться, передавая свой богатый опыт молодым специалистам, встречался с трудовым коллективом, был в курсе всех событий отделения и дороги.

      Альбина Григорьевна, не скрывая слез, рассказала, что Григорий Дмитриевич, чувствуя, что скоро придется уйти из жизни, заказал себе заранее памятник, уж очень он не любил быть обузой для окружающих, тем более для детей и внуков. Маленький штрих в картине жизни большого человека, которую он писал сам – путеец с душой истинного художника.

     Наталья ПОДЫМОВА

                *  *  *

     ПРИМЕЧАНИЯ

     Фото 1 и 3 (в Рейхстаге, Ниша C) взяты из книги Карин Феликс «Здесь был» (Karin Felix «Ich war hier», Berliner Wissenschafts -Verlag, 2018). Автор фото: Мюллер (M;ller), Бундестаг.
     Фото 2 (в центре) – СТУЖНЕВ Г.Д. скопировано с учетно-послужной карточки (УПК), хранящейся в ЦАМО РФ.
    Идентификация надписи и художественная обработка снимков произведены автором статьи.


     2021г.

     Для ознакомления с данными о других воинах Красной Армии, фамилии которых сохранены на стенах Рейхстага, и идентифицированы, необходимо перейти на начальную страницу, по ссылке: http://www.proza.ru/avtor/ignatenko1949  .

     В 2020 г. в украинском издательстве «Харьков на ладонях» была издана моя книга «Автографы на стенах Рейхстага», куда вошли биографии первых 212* идентифицированных мною авторов сохраненных в Рейхстаге автографов Победы (см. первую статью - «О книге «Автографы на стенах Рейхстага» по ссылке: http://proza.ru/2020/02/23/1988 ).
     После дальнейших исследований стали известны биографические данные еще более 70 авторов надписей.

     *Автограф СТУЖНЕВА Григория Дмитриевича идентифицирован после издания книги.