Поливная керамика лезгин

Шери Пашаева
На фотографии глиняный водоносный кувшин, изготовленный испикским мастером Умасалимой Дадашевой в селе Испик в 1950 году. Техника: керамика поливная и роспись. Лезгинское название такого рода водоносного кувшина "Квар". Обратите внимание на саму роспись. Использованы приемы кистевой росписи. Основываются они на традиционных способах нанесения белого ангоба на красновато-коричневую поверхность черепка. На ранних этапах этой техники на черепок наносился слой белого ангоба, по которому процарапывались различные узоры. Затем изделие покрывалось прозрачной поливой, подцвеченной широкими мазками обычно в зеленый цвет. Затекая в углубления, полива контрастно выделяла узор. На данном кувшине же применена другая испикская техника, получившая широкое распространение в XVIII—XIX вв., которая состоит в нанесении белой ангобной росписи на природный терракотовый цвет черепка.

В небольших изделиях посудной группы села Испик чаще всего композиция узора строится на геометрической основе. Горизонтальные белые полосы наносятся на станке при вращении изделия, промежутки между ними заполняются зигзагообразными линиями, мазками, нанесенными по диагонали, треугольниками. В орнамент вкрапливаются солярные розетки в виде звезд, колеса со спицами, линии, расходящиеся от центра. Все эти мотивы чрезвычайно распространены в резном дереве, гравированной меди, камне и других видах декоративного искусства лезгин.

Лезгинский глиняный кувшин для сбивания масла также напоминает данный квар, но помимо одной высокой ручки, имеет также и отверстие (ул - глаз) для апробирования процесса, во время взбивания молока. При этом квар похож больше на амфору, нежели на традиционный кавказский кувшин. Любопытно, что у грузин "квеври" (груз. ;;;;;;) — керамическое изделие, также напоминающее амфору, но без ручек. Имеет форму конуса и используется при изготовлении вина. В Армении существует свой вид квеври, который называют карас. Аналогичные сосуды были известны также в Древней Греции (пифос). Обнаруженная в Грузии древнейшая глиняная посуда типа квеври относится к 6-5 тыс. до н. э.: это небольшие глиняные сосуды , имеющие высоту не более 1,5 метра, плоское дно и широкий живот. Существующая на сегодняшний день яйцевидная форма квеври сформировалась в 3-2 тысячелетии до н. э.
Такая ж форма и у лезгинского квар для воды и сбивания масла, но у квеври структура глины пористая, а у квар - плотная.

________________________________________________

Бадедин квар

Аманат яз хуьзва за
Багьа ядигар,
Нек1един чар юзурдай
Кьенч1ин яру квар.

Сун хранвай ц1ару еб,
Сив кут1ундай хъурхъ,
Галай кварци хутахда
Вахтар заз кьулухъ…

Къе зани а кварцелай
Вахчузва дуьдгъвер,
Багъишзавай гьакъисагъ
Зегьметди бегьер.

Юзурдайла ацукьна,
К1ват1 жеда кифлет,
Кварцик чпин пай кутун
Хьанвайбур хесет.

Гьатда к1вале манидин
Рик1из хуш аваз,
Квар вегьейла мет1ел кьаз
Бадед чирай заз:

«Нехирар хьуй калеркай,
Хиперкай суьруь,
Зи гафари темпелдиз,
Авурай регъуь.

Хкяйнек1ед къафунар,
Мукашни ниси,
Бул хьуй къаймах гет1ейра
Нек1един фири.

Ац1анват1ан суьрсетрив
Базарар пара,
Гьикьван, гьикьван дадлуда
Давугъад хап1а!

Элец1тавуй биц1екар,
Квар, куьмекдиз ша!
Гузанариз лавашар
Чразва хьра.

Кьегьалар яз ч1ехи хьухь
Алакьдай крар,
Тада за квез савкьват яз
Зи бадедин квар».

Анжах са кар аян я,
Заз хуьзвай и квар
Амукьдат1а юзурдай
Ч1ем ник1един чар?…

(Шаир: Джарият Магомедова)


На фото: "КВАР". Лезгинский водоносный кувшин.
Керамика поливная. Роспись.
Мастер: Умасалима Дадашева.
Село Испик. 1950 год