Пров Михайлович Садовский (Ермилов)[11(23).10.1818-16(28).07.1872], актёр Московского Малого театра. Родился в городе Ливны Орловской губернии. В метрической книге Воскресенской церкви г.Ливны есть запись от 11 октября 1818 года: «У купца Михаила Ермилова сына Ермилова родился сын Пров. Таинство крещения совершено того же октября 12-го дня». Девяти лет Проша Ермилов лишился отца, был взят на воспитание дядей Григорием Васильевичем Садовским и получил его фамилию. Талант, страстная любовь к театру помогли Садовскому стать великим актером. Пров Михайлович — родоначальник династии артистов Садовских. Искусство Садовского оказало влияние на многих русских актёров. Был автором юмористических рассказов и великолепным рассказчиком.
(Ливенские дали. - С.350).
(Бельский Александр. Орловский Энциклопедический словарь, 2009. - С.510).
Пров Миха;йлович Садовский (старший) (настоящая фамилия Ермилов; 1818—1872) —
актёр Малого театра. Считался выдающимся исполнителем ролей в пьесах Александра Островского. От него происходит известное театральное семейство Садовских.
Пров Михайлович Ермилов родился 11 (23) октября 1818 года в городе Ливны. После смерти отца воспитывался братьями матери, актёрами Григорием и Дмитрием Садовскими. Именно тогда актёр сменил фамилию на Садовский. В подростковом возрасте подрабатывал перепиской ролей для артистов тульской труппы, а в 1832 году Садовский в возрасте 14 лет был принят в ту же труппу. Играл в театрах провинции (в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани). Михаил Щепкин видел игру Садовского в Казанском театре в труппе П.А.Соколова. В 1839 году Пров Михайлович дебютировал в Малом театре, куда попал по приглашению М.С.Щепкина. Прова Михайловича Садовского современники называли представителем высокохудожественного реализма. Одно появление Садовского на сцене вызывало внимание зрительного зала. Первые роли Пров Михайловича были сыграны в водевилях и комедиях, драмах и мелодрамах. Критики отмечали в Садовском одновременно черты нескольких амплуа: комика, простака, хара;ктерного актёра. Пров Садовский не старался смешить зрителя, держался на сцене серьёзно и достигал этим необыкновенного комизма. Большой успех приносили ему водевильные характерно-бытовые роли. В 1850-е годы Садовский играл в пьесах И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, А.Ф.Писемского. Расцвет сатирического таланта Прова Михайловича связан с выступлениями в новом русском реалистическом репертуаре, пьесах Н.В.Гоголя и А.Н.Островского. Роли в пьесах Островского стали центральными в творчестве Садовского. В конце 1840-х годов Садовский сблизился с кружком московских литераторов, артистов и музыкантов, куда входил и Островский. Именно Садовский познакомил Московское общество с пьесой «Свои люди — сочтёмся», вызвал у молодой части труппы Малого театра интерес к творчеству Островского. В первых 28 постановках пьес Островского в Малом театре Садовским было исполнено 29 ролей. Следует отметить опыты Садовского на литературном поприще. Всего можно перечислить пять его сочинений: «О французской революции», «О Наполеоне на острове Елены», «Рассказ татарина», «Встреча двух приятелей» и драма «Честь или смерть».
Похоронен на Пятницком кладбище в Москве. Его сыновья и внуки также были актёрами Малого театра, из числа их наиболее известны: сын Садовский Михаил Прович (1847—1910); жена — Садовская Ольга Осиповна (1849—1919)
Внук Садовский Пров Михайлович (младший) (1874—1947); жена — Рославлева, Любовь Андреевна (1874—1904); внучка Садовская Елизавета Михайловна (1872—1934).
Роли в театре
На различных сценах им было сыграно множество драматических ролей и несколько оперных партий — музыкальная и драматическая труппы ещё не были разделены. Восстановить весь список его ролей невозможно. Известны лишь те, что были исполнены в московской императорской труппе, среди них как роли в лёгких несерьезных водевилях, так и в драматических спектаклях, требующих вдумчивого глубокого анализа:
Оперные партии
1846 — «Аскольдова могила» Верстовского — Фрелаф
1855 — «Мельник — колдун, обманщик и сват», комическая опера Аблесимова, музыка Фомина — Фаддей
1865 — «Орфей в аду» опера-фарс Оффенбаха — Стикс
Среди драматических ролей П.М.Садовского:
1839 — «Филатка и Мирошка — соперники» Григорьева 2-го — Филатка
1839 — «Любовное зелье», перевод Д.Т.Ленского с франц. — Жанно Бижу
1839 — «Дезертир» перевод Д.Т.Ленского с франц.
1839 — «Хороша и дурна, и глупа, и умна» перевод Д. Т. Ленского с франц. — Емельян
1841 — «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т.Ленского — Пустославцев
1843 — «Что имеем не храним, потерявши плачем» Соловьёва — Петухов (впервые 8 октября 1843 в бенефис И.В.Самарина)
1843 — «Король Лир» Шекспира — Шут
1843 — «Женитьба» Н.В.Гоголя — Анучкин и Подколёсин
1843 — «Игроки» Н.В.Гоголя — Замухрышкин
1844 — «Мещанин во дворянстве» Мольера — Журден (в собственный бенефис 19 апреля 1844)
1844 — «Дочь русского актёра» Григорьева 1-го — Ушица
1845 — «Ябеда» Капниста — Хватайко
1845 — «Ревизор» Н.В.Гоголя — Осип
1846 — «Вицмундир» П.Каратыгина — Разгильдяев
1846 — «Мнимый больной» Мольера — Арган
1846 — «Тяжба» Гоголя — Пролетов
1848 — «Хорош Петербург, да друзья одолели» Григорьева 2-го — Безмерин
31 января 1849 — «Лекарь поневоле» Мольера (впервые 31 января 1849 года в бенефис М.С.Щепкина).
1849 — «Скапеновы обманы» Мольера — Скапен (Сайт Малого театра называет другую дату постановки: 6 октября 1847 в собственный бенефис)
1851 — «Дайте мне старуху!». Водевиль В.И.Савинова (26 сентября 1851 в собственный бенефис).
1852 — «Комедия ошибок» Шекспира — Дромио Сиракузский
1852 — «Всемирная выставка». Водевиль А. М. Красовского (15 октября 1852 в собственный бенефис).
1853 — «Не в свои сани не садись» А.Н.Островского — Русаков
1853 — «Жених из ножевой линии» А.Красовского — Мордоплюев
1853 — «Утро молодого человека» Островского — Смуров (впервые в Москве 11 мая 1853 в бенефис Ф.Н.Усачёва).
1853 — «Бедная невеста» А.Н.Островского — Беневоленский (премьера 20 августа 1853)
1854 — «Бедность не порок» А.Н.Островского — Любим Торцев (премьера 25 января 1854)
1854 — «Не так живи, как хочется» Островского — Агафон
1855 — «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина — Расплюев (премьера — 28 ноября 1855 года в бенефис С.В.Шумского)
1856 — «В чужом пиру похмелье» А.Н.Островского — Тит Титыч (премьера 9 января 1856 года в собственный бенефис)
1856 — «Провинциалка» Тургенева — Ступендьев
25 октября 1857 — «Ипохондрик» А.Ф.Писемского — Дурнопечин
1857 — «Праздничный сон — до обеда» А.Н.Островского — Неуеденов (2 декабря 1857 в собственный бенефис)
1857 — «Картина семейного счастья» Островского — Пузатов
1858 — «Ревизор» Гоголя — Городничий
1858 — «Не сошлись характерами» Островского — 1-й кучер
1859 — «Жених из долгового отделения» Чернышёва — Ладыжкин
1859 — «Недоросль» Д.И.Фонвизина — Скотинин
1859 — «Тяжба» Гоголя (новая постановка) — Бурдюков
1859 — «Гроза» А.Н.Островского — Дикой(премьера 16 ноября 1859 года в бенефис С.В.Васильева)
1860 — «Старый друг лучше новых двух» Островского — Густомесов
1861 — «Свои люди — сочтёмся» А.Н.Островского — Подхалюзин(31 января 1861 в собственный бенефис)
1861 — «Омут» М.Н. Владыкина — Билкин (3 ноября 1861 в бенефис А. И. Колосовой)
1861 — «Однодворец». Комедия П.Д.Боборыкина (1 декабря 1861 в собственный бенефис)
1862 — «Нахлебник» Тургенева — Иванов (30 января 1862 в бенефис М.С.Щепкина).
1862 — «Мишура» А.Потехина - Побединский(12 ноября 1862 в бенефис Е.Н.Васильевой)
1862 — «Испорченная жизнь» Чернышёва — Делакторский (22 января 1862 в бенефис В.В.Бороздиной)
1862 — Горе от ума А.С.Грибоедова — Горич
1863 — «Утро делового человека» Н.В.Гоголя — Барсуков
1863 — «Воспитанница» Островского — Потапыч
1863 — «Горькая судьбина» А.Ф.Писемского — Ананий
1863 — «Грех да беда на кого не живёт» — Краснов (ту же роль исполнял в постановке 1867 года)
1863 — «Горбун». Драма И.И.Лажечникова (7 ноября 1863 в собственный бенефис)
1863 — «Тяжёлые дни» — Тит Титыч (2 октября 1863 — Бенефис А.А.Рассказова)
1864 — «Шутники» Островского — Хрюков
1865 — «Укрощение строптивой» Шекспира — Баптист
1865 — «Воевода» Островского — Шалыгин
1865 — «На бойком месте» Островского — Бессудный
1866 — «Пучина» Островского — Боровцов
18 августа 1866 — «Жорж Данден» Мольера — Жорж Данден
1866 — «Самоуправцы» А.Ф.Писемского — Митрич
1866 — «Сам у себя под стражей» П.Кальдерона — Бенито (28 октября 1866 в бенефис режиссёра А. Ф. Богданова)
1866 — «Виндзорские проказницы» Шекспира — мистер Пэдж
1867 — «Двенадцатая ночь» Шекспира — Мальволио
1867 — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского — Осипов и Щелкалов
1867 — «Тушино» Островского — Сеитов
1867 — «Господин де Пурсоньяк» Мольера — Пурсоньяк
1867 — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Драма в стихах А.Н.Островского (20 января 1867 в собственный бенефис)
3 января 1868 — «Василиса Мелентьева» А.Н.Островского и С.А.Гедеонова — князь Воротынский (3 января 1868 в собственный бенефис)
1868 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Мамаев
1868 — «Расточитель» Н.С.Лескова (под псевдонимом М.Стебницкий) — Мякишев (20 декабря 1868 в бенефис Е.Е.Чумаковой)
1869 — «Горячее сердце» — Курослепов (премьера 15 января 1869 в собственный бенефис)
1869 — «Свои люди - сочтёмся» — Большов
1870 — «Бабушкин внучек». Переделка с франц.водевиля П.С.Федорова (14 января 1870 в собственный бенефис)
1871 — «Лес» — Восмибратов (премьера 26 ноября 1871 года в бенефис С.П.Акимовой)
1871 — «Не всё коту масленица» Островского — Ахов
Сочинения
Садовский П. М. Французская революция 1848 г. (Рассказ П. М. Садовского) / Записал И.Ф.Горбунов // Русская старина, 1873. — Т. 7. — № 3. — С. 421—422.
(Материал из Википедии)