Как американские воздушные шары помогли СССР в Кос

Александр Ресин
Холодная война  имеет множество тайн  и только сейчас , мы постепенно узнаем многие из них. Об  нескольких из них и хотелось бы рассказать.

 Всем известно ,что страны противники непрерывно  шпионили друг за другом всеми возможными способами. Одним из них, до появления  спутников шпионов ,была воздушная разведка. Специально для этого были созданы самолеты разведчики,  которые на высотах недоступных для средств противовоздушной обороны страны противника  пролетали на ее территорией и собирали  информацию, неотъемлемой частью которой было фотографирование местности.

Воздушное пространство Советского Союза стало, по сути, «проходным двором», где американские летчики поначалу чувствовали себя совершенно безнаказанно. Только 8 апреля 1950 года советским истребителям удалось сбить первый самолет-нарушитель — над Балтикой «завалили» самолет-разведчик PB4Y-2 «Приватир», нарушивший границу в районе Лиепаи и углубившийся вглубь советской территории на 21 км. Однако большинство нарушителей оставались целыми и невредимыми, самолеты-разведчики долетали даже до Баку. Американцы понимали: долго использовать имеющиеся самолеты для разведывательных полетов над территорией СССР и его союзников не удастся и в  США  для этих целей был  создан знаменитый самолет шпион U-2. Предназначенный для работы на высотах свыше 20 км, где обнаружение и перехват были маловероятны, самолёт U-2  был  оснащён различными устройствами для сбора разведданных.

Основным прибором была уникальная фотокамера, разработанная компанией Perkin-Elmer, в которой было 1800 м плёнки, и она была способна снять с высоты полёта полосу шириной 150 км и длиной 3000 км, причём на снимке были различимы объекты размером меньше метра. Разрешение камеры составляло 0,76 м при съёмке с высоты 18000 м. В одном из полётов был сфотографирован участок самого Эйзенхауэра; на снимках, которые ему показали, можно было сосчитать коров на участке. Самолёт был готов к применению в апреле 1956 года.
Разведывательные полёты над странами Восточной Европы начались 20 июня, а первый полёт над СССР был осуществлён в день независимости США — 4 июля 1956 года. Радиолокаторы советской ПВО обнаружили самолёт, но прервать его полёт было нечем.

Разведку объектов на территории СССР поручили экипажам самолетов-шпионов U-2 из состава «Отряда 10–10». Официально это подразделение именовалось 2-й (временной) авиаэскадрильей метеоразведки WRS (P)-2 и, по легенде, подчинялось NASA. Именно U-2 из этого авиаотряда систематически выполняли разведывательные полеты вдоль границ СССР с Турцией, Ираном и Афганистаном, а также решали аналогичные задачи в районе Черного моря, в том числе и над другими странами соцлагеря. Приоритетной задачей был сбор сведений о расположенных на советской территории радиостанциях, постах РЛС и позициях ракетных комплексов различного назначения — информации, крайне важной для подготовки в будущем прорыва советской ПВО.

Всего над территорией СССР с 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полёта самолётов U-2, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Истинное местоположение советского ракетного полигона Тюратам № 5 (нынешний космодром Байконур) стало известным американской разведке 5 августа 1957 года именно в результате очередного полёта U-2 над территорией СССР.

Только 1 мая 1960 года, советские ракетчики  смогли сбить  над Уралом американский самолет-шпион U-2. Пилот — Фрэнсис Пауэрс (Francis Gary Powers, 1929–1977) — попал в плен и был публично судим.

Маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20 000 метров по маршруту Сталинабад — Аральское море — Челябинск — Свердловск — Киров — Архангельск — Кандалакша — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее Кировабада (ныне поселок Пяндж) Таджикской ССР, на высоте 20 км [источник не указан 153 дня]. По другим данным,[5] полет самолета, пилотируемого Пауэрсом, проходил над большей частью территории СССР на высоте 24 км, что делало его недосягаемым для ракет В-750 ЗРК С-75, имеющих потолок по высоте примерно 20 км. Самолет был сбит после того, как снизился до высоты 14 км над свердловским промышленным районом. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» ЗРК С-75.

 Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате этого был случайно сбит один из двух советских истребителей МиГ-19, поднятых на перехват нарушителя, но летевших ниже и не имевших возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени (второму МиГ-19 удалось уйти от захвата на сопровождение ЗРК благодаря интенсивному противорадиолокационному манёвру).

Как только стало известно об уничтожении самолёта, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота
 
После этого полеты U-2 над Советским Союзом прекратились.

В  Центральном Музее  Вооруженных Сил  в Москве демонстрируются обломки самолета  Пауэрса а над ним виднеется красный парашют с фотокамерой. Этот экспонат не имеет отношение к самолету. Это пример  другого способа  ведения воздушной разведки, так же применяемый в те же годы. Это остатки сбитого над территорией СССР  разведывательного  воздушного шара. Об этой секретной программе мало кто знал и даже наблюдатели видевшие шары в небе принимали их за НЛО.

3 июля 1953 года высшее руководство ВВС США, одобрило программу по созданию разведывательного воздушного шара WS-119L. Новая разработка получила кодовое название «Внук». По замыслу, эти шары должны были летать над небесным пространством Советского Союза и, подчиняясь воздушным течениям, снимать секретные объекты.

На испытания и подготовку персонала ушло два года. Разрешение на запуск первой серии шаров президент Эйзенхауэр дал 27 декабря 1955 года. После этого кодовое наименование проекта изменилось еще раз: теперь он назывался «Джинетрикс».

9 января 1956 года, за день до начала запусков, штаб-квартира ВВС опубликовала пресс-релиз, в котором говорилось, что в Северном полушарии запускается серия воздушных шаров «Моби Дик». В пресс-релизе особо подчеркивалось, что программа начата два года назад с целью «изучения атмосферных явлений и погодообразования на высоте свыше 9000 метров». Далее говорилось: «Большие пластичные шары, которые часто по ошибке принимают за “летающие тарелки”, несут метеооборудование, в том числе и радиоаппаратуру для записи и телеметрии атмосферных явлений .Эти небольшие исследовательские аппараты будут запущены с территории Японии, Окинавы, Аляски, Гавайских островов и Европы».

10 января 1956 года, уже в рамках проекта «Джинетрикс» запустили сразу девять разведывательных шаров: восемь с территории Турции и один из Гебельштадта в Западной Германии. Через несколько дней заработали и другие пусковые площадки.

Каждый шар нес гондолу, в которой была установлена камера с двухфокусными линзами. Пленки в кассете хватало, чтобы сделать 500 снимков. При этом объектив камеры охватывал поверхность в радиусе 80 километров. В гондоле также устанавливалась маленькая камера, фиксирующая маршрут полета воздушного шара.

В Советском Союзе довольно быстро сообразили, что эти шары имеют весьма отдаленное отношение к метеорологии. И естественно стали  их  сбивать.

Я впервые узнал о этих шарах от коллеги, бывшего летчика ,который участвовал в сбитии этих шаров. Их подняли по тревоге и перед экипажем была поставлена цель  сбить воздушный шар прилетевший в наше воздушное пространство из Турции. Обнаружив цель и дав залп из бортовых пушек, они   увидели, что шар сдулся и начал падать. Экипаж доложил о выполнении задания и полетел на родной аэродром.

На аэродроме их ждала отнюдь не  гостеприимная встреча. Всех членов экипажа арестовали и отвели на аэродромную гауптвахту. Как рассказывал мой товарищ  на допросе их обвинили в обмане командования и невыполнении задания. От трибунала их спасла только видео запись атаки, которая автоматически велась с борта самолета. На ней ясно было видно, что  шар после  атаки начал падать. Оказалось, что хитроумные американцы предусмотрели разрыв оболочки и в гондоле была установлена вторая ,которая надувалась при снижении до определенной высоты. Таким образом,  сбитый шар, опустившись до заданной высоты, надул новую оболочку и продолжил полет.

Всего в рамках проекта «Джинетрикс» было запущено 448 воздушных разведывательных шаров. Потом последовало возмездие. МИД Советского Союза предоставил иностранным журналистам возможность посмотреть на пятьдесят американских разведывательных шаров, сбитых системами ПВО над территорией СССР. Для журналистов было продемонстрировано,что эти воздушные шары не несли метеорологического оборудования, а только фотокамеры и автоматическое радиооборудование, негативы, изъятые из фотокамер и они убедительно свидетельствовали о шпионском назначении этих воздушных шаров.

Советская нота протеста и демонстрация захваченных американских воздушных шаров привели к шумному международному скандалу. Президент Эйзенхауэр прикрыл проект «Джинетрикс» в силу его низкой эффективности.

На этом история не закончилась. Оказывается эти шары имели непосредственное отношение  к космическому соревнованию США и СССР.

Спустя два года после триумфа первого спутника, утром 4 октября 1959 года в Советском Союзе был произведен запуск автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-3» («изделие Е-2А»). Примерно через трое суток, 7 октября, в промежутке между 6:30 и 7:10 по московскому времени станция выполнила фотографирование невидимой стороны Луны и передала снимки по телевизионному каналу на Землю. Съемка велась с выдержками 1/200, 1/400, 1/600 и 1/800 аппаратом с двумя объективами, которые имели фокусные расстояния 200 и 500 мм. Расстояние от центра Луны при этом составляло 65200;68400 км. Советский Союз в шестой раз опередил Соединенные Штаты, запустив вслед за первым спутником, первым животным в космосе, первой тяжелой автоматической лабораторией на орбите, первой искусственной планетой и первым попаданием в соседнее небесное тело первый объект, который смог сфотографировать сторону нашего естественного спутника, навсегда скрытую от прямого человеческого взора.

Для этих съемок во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевизионной техники (ВНИИТ, Ленинград) была создана специальная фототелевизионная аппаратура «Енисей». Луну снимал пленочный фотоаппарат, экспонированная фотопленка обрабатывалась на борту станции автоматически. Полученные кадры сканировала телекамера, которая могла работать в «медленном» и «быстром» режимах. Последний служил для передачи снимков со станции вблизи Земли (на расстоянии 40 000 — 50 000 км), первый — на больших удалениях.
В процессе подготовки полета  выяснилось, что ни одна отечественная пленка не отвечает требованиям, предъявляемым к фотографированию Луны. В Академии имени А.Ф. Можайского, с которой сотрудничал ВНИИТ,. вспомнили о американской  пленке со сбитых шаров По воспоминаниям ветеранов тех событий, пленка втайне от начальства была нарезана, отперфорирована и применена на «Луне-3». Так соперник по космической гонке сам того не желая помог советскому триумфу.