К лету 90-го года республика вновь жила мирной жизнью. А «Навруз-90» перенесли на октябрь. Из Москвы из СТД СССР приехал помочь в организационных делах куратор театров Средней Азии и Казахстана Валерий Александрович Филиппов. Он оказался удивительным человеком – открытым и в то же время деликатным, добрым, но справедливым, застенчивым и наивным, но умеющим отстоять свою точку зрения. Бывший спортсмен и военный, он долгое время работал заместителем директора Российского Театра Армии с главным режиссером Юрием Ереминым. Закончил театроведческий факультет ГИТИСа, много писал о спектаклях, актерах, режиссерах разных театров, в том числе и азиатских, бывших на гастролях в Москве. В СТД СССР Филиппова «переманили» и он с радостью окунулся в фестивальные вихри.
Валерий Александрович был хорошо и даже близко знаком с Какаджаном Ашировым, видел его знаменитый «Джан» и искренне восхищался всеми актерами. По положению регионального «Навруза» очередной фестиваль открывает спектакль – победитель предыдущего. Значит, это будет «Железная женщина» Ферганского областного театра. А гостем «Навруза-90» мы пригласили туркменский «Джан». Заявки на участие прислали Киргизский академический драматический театр (спектакль «Чтение Петрарки»), государственный академический драматический театр им. М.Ю. Лермонтова (г.Алма-Ата) со спектаклем «Поминальная молитва», театр-студия «Мулокот» из узбекского города Карши со спектаклем «Неизвестный театр Хамзы», Туркменский государственный театр юного зрителя со спектаклем «Бабагамбар». Таджикистан на правах хозяина представлял на конкурс два спектакля: «Антигона» и «Возвращение Юсуфа» - так сокращенно мы назвали шедевр Фарруха Касымова «Иосиф потерянный вновь вернется в Ханаан».
В разгар наших переговоров о предстоящем фестивале в СТД заглянула моя Сусанна. Познакомилась с Филипповым: они сразу же понравились друг другу. Я даже вслух заревновала! А Валерий Александрович расцеловал нас обеих в щечки и попросил помочь ему на рынке выбрать сухофрукты для гостинцев в Москву. Мы повели его на Зеленый базар. А там – горы урюка, кураги, соленых косточек, изюма всех сортов, грецких орехов, миндаля. Продавцы-таджики наперебой зазывали нас с Сусанной все попробовать, и Филиппову давали «на зуб». В результате, тот вместо запланированных двух килограммов, купил шесть, да еще чудесные сладкие гранаты в придачу.
Попрощались с Валерием Александровичем до октября. И я засела за работу – подготовку печатной продукции. Решила собрать в один сборник хронику театральных фестивалей от «Парасту» к «Наврузу» (включила сюда мои рецензии на спектакли «Антигона» и «Возвращение Юсуфа»), сделала спецвыпуск газеты «Навруз-90» с представлением театров-участников, а так же сборник очерков о Фаррухе и рецензии на его спектакли под названием «Театр Фарруха Касымова». Эмблему фестиваля «Навруз-90» нарисовал по моей «наводке» русский художник (не помню имени). Традиционная театральная улыбающаяся маска превратилась у художника в чудесную девушку на фоне зеленых хлопковых полей. Нос – ствол дерева, брови – ветви, на которых венок из пяти красных цветов с флагами среднеазиатских республик. По плечам рассыпанные сорок косичек, а на шее вместо ожерелья вязью «Навруз». Эта эмблема украсила пригласительные билеты, репертуарный план, фестивальный значок и нагрудную визитку.
В жюри у нас согласились работать главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Иванович Пивоваров, заслуженный артист Азербайджана Рализ Меликов, театральный критик из Эстонии – Лилиан Веллеранд, кандидат искусствоведения из Туркмении Джумадурды Сарыев, киргизский искусствовед Сарман Асанбеков, кандидат искусствоведения, преподаватель Таджикского государственного института искусств Вячеслав Хакимович Разаков, театральный критик из Казахстана Джамиля Мухамеджанова, доктор искусствоведения из Узбекистана Мухсим Кадыров и доцент кафедры театроведения ГИТИСа Ирина Григорьевна Мягкова.
Моя Сусанна на «Навруз» не попала – ее театр им. Маяковского уезжал в Россию на гастроли. Подруга сокрушалась, что не увидит спектакль «Джан» и не пообщается с Какажданом и его актерами.
Перед отъездом Сусанна была у нас в гостях: я приготовила плов. Мы попрощались и Суса все подбадривала меня, просила не волноваться, не переживать на фестивале попусту, заверяла, что все обсуждения спектаклей я проведу на «ять».
Филиппов приехал на «Навруз-90» заранее. И нам выпало встречать театр Какаджана в аэропорту. Надо было видеть, как мы радовались приезду друзей! Будто родные люди – обнимались-целовались и не могли наговориться друг с другом. Разместили всех в гостинице «Душанбе». А на следующий день я купила 40 экземпляров газеты «Комсомолец Таджикистана» с моим очерком-рецензией на спектакль «Джан» и подарила каждому исполнителю, членам жюри, театральным критикам. Председатель жюри Олег Иванович Пивоваров, прочитав мои рецензии на таджикские спектакли и туркменский «Джан» сказал мне при всех: «Завидую, Вам, Верочка, как журналисту и человеку». Попросил у руководства СТД и министерства культуры о том, чтобы я всегда была с ним рядом в качестве консультанта и поработала секретарем жюри.
На спектакль «Джан» ты, сынок, пришел с друзьями-сокурсниками. В зале Таджикского академического театра оперы и балета оказалось немного кресел, оборудованных наушниками для синхронного перевода. По-моему, тебе с ребятами достался один аппарат на всех, да и в том пропадал звук. Но вы все равно восхитились «Джаном». Я была так счастлива!
Возвращались домой поздно, на специальном автобусе. Рядом оказалась девочка-студентка, которая тоже делилась впечатлениями о туркменском спектакле. И вдруг мне, работнику СТД, сказала: «Боязно по городу ходить вечерами. Попросите водителя, чтобы он остановил прямо у моего дома. А то вот на днях русскую актрису сильно избили. Может быть, вы ее знаете – Киселева из театра Маяковского?». Я не поверила своим ушам, ведь Сусанна уехала на гастроли!
Глеб ждал нас, стоя на балконе. Увидел мое несчастное лицо и не сразу понял, в чем дело. В час ночи я кинулась звонить Сусанне домой. Телефон не отвечал. Другим актерам звонить бесполезно, театр на гастролях. Утром рано поехала на фестиваль – меня ждали дела и встречи. Еле дождалась 11 часов, когда в театре Маяковского приходят на работу работники бухгалтерии. Спрашиваю о Сусанне, молясь, чтоб все это было неправдой. Но бухгалтер подтвердила, что моя подруга возвращалась домой с последней репетиции где-то после 10 вечера. Рядом с киностудией, где она жила, Сусу встретил молодой симпатичный таджик и без предисловий хотел затащить ее в кусты. Суса закричала, тогда парень стал бить ее кастетом по лицу и по голове. На шум из проходной киностудии выглянул дежурный и Сусанин мучитель убежал. Подругу мою довели до дома, вызвали милиционера – тот только руками развел: кого поймаешь ночью?
Утром Суса дозвонилась до театра. Никита Андреевич Ширяев привез врача и художницу Таню Панову, чтоб дежурила у Сусанны. Сильное сотрясение мозга, рваные раны на голове, а вместо лица сплошные синяки и кровоподтеки – вот чем «наградил» мою подругу подонок. Ей прописали полный покой: никаких встреч, волнений в рассказах о пережитом. А перед тем, как впасть в забытье, Сусанна, еле шевеля разбитыми губами, попросила Ширяева ничего не сообщать мне о случившемся: «Веруня так загружена на фестивале, так волнуется за все. Нельзя ей сорваться ко мне! А я отлежусь». Ширяев обещал выполнить ее просьбу. Потом я рыдала у него в кабинете, упрекая за то, что меня не допускают к подруге. Ширяев оправдывался: мол, слово дал. «Да ведь Сусанна о тебе заботилась, как ты не понимаешь?». Я опомнилась. Договорились с Ширяевым, что он мне позвонит, когда врач разрешит общение с больной.
На фестивале «держала лицо», бегала, суетилась. Наши таджикские спектакли прошли на «ура» и их победа на «Наврузе» была очевидной. Какаджан радовался этому как ребенок: он считал таджиков-режиссеров Барзу и Фарруха не соперниками, а соратниками по творчеству.
Наконец, мы встретились с моими туркменскими друзьями у нас дома. Глеб тогда работал на Республиканском радио и специально отпросился, чтоб принять гостей. Сделал соус – потушил картошку с мясом, салатов нарезал. Какаджан представил моему мужу и тебе, Сергей, своих близких – жену Гулю, дочку Аджап, Гулину сестру Нязик с мужем, невестку Джахан и нашего общего друга Валерия Александровича Филиппова. Мне подарили туркменский халат (до сих пор он у меня цел!).
Какаджан за столом даже тост в мою честь произнес. Он ценил меня как верного друга, а оказалось, что Дейниченко и журналистка настоящая, которая поразила его способностью чутко проникать в режиссерский замысел и эмоционально воспринимать спектакль.
Глеб довольно хмыкнул: «Вера Владимировна у нас такая! От эмоций искры летят, без спичек прикуривать можно».
У Филиппова с Глебом сразу возникло дружеское расположение и разговоры о спортивном прошлом. Ты, сынок, нашел общие темы с Какаджановской дочкой Аджапкой. В общем, посидели хорошо и все сожалели, что нет с нами Сусанны.
До конца фестиваля оставалось несколько дней, когда я услышала в телефонной трубке слабый голос моей побитой подруги: «Почти оклемалась. Скоро увидимся. Ты только не переживай, Веруня!». В этом вся Суса: не о себе, а обо мне ее мысли.
Не буду подробно рассказывать о спектаклях-победителях «Навруза-90». Ты прочти мои рецензии, сынок. Не удивляйся, что я включила их целиком в семейную книгу. Это лучшие материалы Веры Азарченко-Дейниченко. Кто знает, кем вырастет моя внучка? Может, увлечется, как я, театром и будет писать о спектаклях. Тогда и поймет из книги, какой была бабушка Вера, чем жила, кем дорожила.
… Торжественное закрытие фестиваля состоялось в оперном театре. Я стою на сцене рядом с председателем жюри, передаю ему призы и Дипломы. А перед сценой скачет фотокорреспондент ТаджикТА Юра Машков, машет мне рукой и громко шепчет чтобы я не вертелась: он никак не может поймать меня в кадр. Я согласно киваю Юре, перевожу глаза выше его головы и вижу в зале… Сусанну, сидящую рядом с Какаджаном и Гулей. Пышная прическа – кудри во все стороны, темные очки и улыбка фирменная киселевская. После церемонии бегу к ней, обнимаю и вижу, как старательно замазала подруга синяки на лице, а взбитыми кудрями спрятала раны. На Сусе голубой джинсовый костюм – подарок Киселя. Жакетик с коротким рукавом и пышная юбка, вышитые оригинальными затейливыми узорами. На мои ахи-вздохи по поводу сотрясения мозга Суса беспечно махнула рукой: «Да ну эти болячки к шутам. Я и на банкет с вами пойду, и водочки выпью!». Вот что значит, актриса! На банкете мы и вправду с ней натанцевались до упаду. Туркменский поклонник (тот парень, что положил на Сусу глаз еще во Фрунзе) от нее не отходил. А мой друг Чары не приехал: он ушел от Какаджана и руководил теперь театром-студией. Но он увидел наши спектакли в Москве в Театре Дружбы народов.
( из книги Веры Дейниченко "Письма к сыну")
На фото Юрия Машкова председатель жюри "Навруз-90" Олег Иванович Пивоваров и секретарь жюри Вера Дейниченко.