Черты, резы и что такое чарамутие

Сергей Курочкин 3
     Язычество оставило богатое наследство, не отличающееся разнообразием, но восхищающее образами. Чего стоит один менгир у Бахчисарая. Впечатляет труд древних, порою годами выдалбливающих отверстие сквозь скалу у капища с жертвенным столбом. А всё ради того, чтобы два раза в год, в дни равноденствия, солнечный луч на восходе солнца пронзал каменную толщу и освещал багряно-красную вершину менгира, установленного с западной стороны от скалы на незначительном удалении. До сих пор место паломничества, сбора туристов, художников и фотографов. Или в индуизме, то же самое наблюдается с атрибутами поклонения. Большинство светских ученых сходятся во мнении, что Лингам представляет собой эрегированный пенис или фаллос. Он представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной. Чаще всего имеет в основании круг (редко квадрат), символизирующий йони. Образ Линга-йони-мурти в индуизме символизирует собою неделимое единство мужского и женского начал, от соединения которых исходит жизнь. Мужского и пассивного - Шива, и женского - Деви, активного.

     «Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид». Пишет  епископ Мерзебурга (1009—1018) немецкий хронист Ти;тмар Мерзебу;ргский, описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген. Связь времён хранится в именах топонимов - Радогощь на реке Неруссе на Брянщине. Восхищают своей простотой форм старинные строения треугольной формы в плане, у которых до совершенства выверены отношения сторон. Недавно был в одной такой крепости в Испании, её возраст около тысячи лет. Это наследие исчезнувшей культуры в виде памятников и названий. Сохранилось мало, но оно есть.

     Было бы странным, упоминая дохристианскую письменность славян (докириллическая письменность), не задаться вопросом о наследии языческой культуры в изобразительном искусстве и отображении в виде начертательном с помощью стилизованных знаков. «Однако никаких литературных памятников этой письменности не найдено» - констатирует наука. «Общепризнанные образцы такой письменности лингвистике и истории неизвестны. Известны только упоминания о ней в различных письменных источниках, трактовка которых неоднозначна». Однако существование славянской дохристианской письменности не является принципиально невозможным. И приводится цитата от славянина-язычника. Черноризец Храбр в своём «Сказании о писменех» пишет: «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения».

     Далее тема развивается в догадках от современников. «Черты» и «резы», вероятно, какие-то разновидности пиктографическо-тамгового и счетного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития? Из «Жития Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла», о путешествии в 860-х годах Константина в Херсонес (Крым), где будущий создатель славянской азбуки готовился к церковному диспуту в Хазарском каганате, и обнаруженных им книгах: «В Херсоне Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь роусьскыми письмены писана», а также человека, говорившего этим языком. Константин, беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед разделил письмена на гласные и согласные буквы и с помощью Божией вскоре начал читать и объяснять найденные книги». «Житие» написано в Средние века на основе ранних церковных документов, из чего следует - лет через 500 после события. Ведь Кирилл с Мефодием появились в 863 году, а средние века (не ранние) принятно считать с XV века. До X века византийские авторы разделяли росов (русов), совершавших набеги на Византию, и славян, а в контексте «Жития» - «роусьский» значит «славянский». К тому же, в том же «Житии» прямо говорится об отсутствии у славян письменности со слов византийских вельмож. Когда Константин спросил византийского императора Михаила III о буквах на славянском языке, то император подтвердил, что его дед, отец и многие другие искали, но не нашли их. Было бы странным, если бы они их хранили. И потом, а кто есть славяне, изначально бы задаться вопросом, и, кто русские? Еврейский народ прошёл свои тысячи лет, как прошёл другой вопрос, но он был, есть и будет - это национальность. Чего не сказать о русских «сиротах» - объединённых некогда множественных «племенах» христианизацией.

     О характере письма. Проблема разделения гласных и согласных звуков была характерна для всех семитских письменностей, в том числе и для сирийского письма, но совершенно не характерна для любой из европейских письменностей. Хазары пишут слева направо и буквы не соединяются между собой. Та ветвь хазар, которая пользуется этим письмом, исповедует иудейство. Российская императрица Екатерина II интересовалась древней славянской историей и рассматривала как «славянскую» топонимику Испании, Франции, Шотландии, Индии и Америки. По её мнению, ранние короли Франции и Испании по происхождению были славянами, а этрусские и рунические памятники связаны с «древним славянским письмом». Было бы странным узнать о её другом мнении. Тема «древней славянской письменности», в том числе «славянских рун», популярна в псевдоисторических (фолк-хистори) и псевдолингвистических сочинениях. Большое число надписей, как традиционно рассматривавшихся в ряду славянской докириллической письменности, так и других культур (тексты этрусков или Фестский диск) неоднократно любительски «расшифровывались» как русские и славянские без опоры на научные данные. Цель написания этой статьи - предположить, что означают термины «черта» и «рез» и откуда они появились в лексиконе. Никаких «русских» текстов и ничего такого - не расшифровывать (за их отсутствием). У писателя Александра Асова (популяризатор «Велесовой книги») есть термин "узелковое письмо" древних славян. Несомненно, что термин "узелковое письмо" отождествляется с легендарными "чертами и резами", но что это такое? Вот об этом статья и попутно обо всём, мимо чего пройти нельзя.

    Изучив происхождение своего имени, Сергий: "вы-с-око-чти-мый" и азбучно, мне теперь по плечу любые лингвистические задачи... Так подумалось, и принялся за решение того вопроса, что лежит на поверхности, но упорно остаётся не замеченным. Новый город и Нью-Йорк, к примеру - побратимы. Исходя из соответствия имён, можно ставить знак равенства: город = ерик (йорк) и развивать мысль дальше - до страны "гардарика" и почему "его" называют строителем городов? Давая себе ответ, а ведь действительно, "город победил деревню"... А взять прозвище Габсбургов и начертание буквиц с латыни на кириллицу переложить, окажется - они тоже Новгородцы. Мне моё имя даёт понимание событий и хронологию одновременно. Россияне стали иностранцами по отношению к предкам, иначе, чего бы я тут изобретал колесо? Что ни слово - лезу в словарь, я половину слов русского языка просто не понимаю. Хотя в быту произношу по десять раз на дню. Но я - русский. Или россиянин? Тогда почему меня обучают лингвисты и филологи от гречи? Есть ряд вопросов, на которые никто не отвечает по причине - их никто не ставит. Как и с резами... Раньше это означал процент. Нарезать, значит урвать денег. - Да мне всё по нарезу! - говорит друг Саша из Радогощи, подразумевая что? А сам режет "доски" так, что ему равных в мире нет, украшая резьбу церковно-славянскими буквицами.

     Кириллица (с помощью гречи и латыни) вполне объясняет события крайнего тысячелетия. Но братья Кирилл и Мефодий известны нам с 863 года, через год от призвания Рюрика, а что было до них, до христианства? А ничего не было. Пустыня, евреи, греки и рабы. У рабов не могло быть своей письменности. Лично я так понимаю историю. Славяне появились за век-другой перед Рюриком. Евреи старше славян на 3-4 тысячи лет. А у староверов календарь ещё более растянут корнями вглубь, хотя они не иудеи. Значит всё дело в христианах, раз так всё запутано. До создания глаголицы и кириллицы у древних славян до начала их христианизации, якобы существовала "докириллическая письменность" - руническая или какая, это отдельная тема. О существовании "черты и резы" у славян-язычников, действительно, как о знаках для письма (или счёта и гадания), ходят такие легенды, но тут дело такое... Как понимать эти слова буквально? Тема на самом интересная - в чертах и резах - я вижу женщину и мужчину. И есть масса тому косвенных прибауток за исключением письменного материала. Нет ни одного источника, за который можно было бы зацепиться. Однако приведу цитату из википедии - археолог А. А. Медынцева:

     «При полном отсутствии или фрагментарности эпиграфического материала того времени эти общие (и правильные) положения создают условия для возникновения романтических, но совершенно не выдерживающих критики гипотез об «оригинальном» письме на Руси дохристианского периода. В качестве такого письма предлагались и оригинальные «черты и резы» — знаки на археологических предметах, причерноморские знаки, особое «докирилловское» письмо и такие откровенные подделки, как «Велесова» книга. Несостоятельность и скороспелость таких гипотез подрывают доверие не только к существованию оригинальной письменности, но и вообще к возможности использования письменности на Руси в дохристианскую эпоху».

     Круто, что и сказать, отчасти так и есть. Дело даже не в этом. О какой Руси дохристианской идёт речь у автора? Где её искать? Где будем копать, археолог? Кто такие славяне и откуда взялись? По этому поводу написал несколько статей - "ПВЛ читаем сами", например, о том, как можно извратить летописный материал... а хоть и копию. Как и в любом детективе, чтобы раскрыть дело (истину с большой буквы) должно быть: орудие, тело и место. В этом деле три неизвестных из трёх, тем интереснее. Зато известны мотивы. Истиной (Вселенского уровня и любой местечковой) всегда являлись человеческие отношения...

     Но что поделаешь, пишет П. А. Лукашевич: «Давным-давно наш язык мог быть образцом чистоты, но беда ему в неимении единства; если кто весьма удачно замещал Русским иностранное слово, то другой переиначивал, а третий смело уже кончал иноязыччиной». Он и объяснил слово "чаромутие" и привёл в доказательство письменности у славян слово "Азбука", которая когда-то была обозначена "чертами и резами". Кто её так назвал и почему? Неизвестно. Потому что чертами обозначались знаки? Неясно. А когда для обозначения этих азбучных знаков стало использоваться слово "БУКВА"? Хрен её знает. Однако: "Азъ" и "Бука" - АЗЪБУКА. Замечательно, а почему? Потому что "Б" - это не Бука (буква), Боги мн.ч., писалось через "оу" - Боуги, изменилось в Буги, а затем в Буки. «Платон Акимович Лукашевич объяснил нам и уже давно (пишет Николай Леухин), что такое "ЧАРАМУТЬ". Слова ЧЕРА (ЧЕРТА) – это буква, мн. ч. ЧАРЫ (ЧЕРТЫ) – буквы; МУТИТЬ – изменять, смешивать».

     Лично я к ВК отношусь так же ровно, как и газете «Правда». Лет десять назад по изучал и отложил. Ничего против не имею староверов - они на 5,5 тысяч лет старше летоисчислением, но они же христиане. Один за всех, а все за одного - конЪгениально! как сказал бы Остап Бендер. Дети сначала изучают Азбуку, потом Букварь, каждый термин несёт своё представление о прекрасном. В каждой букве заложен смысл. А - упало, Б - пропало, что осталось на трубе? Стишок советских времён о предмете неодушевлённом (что), а ответ - «и». Смешно. Потому что А и Б сидели. И это надо было как-то понимать. А на какой трубе они сидели? На газовой и нефтяной или трубе деревенского дома? Да тут тома можно исписать...

     Хорошо, что я не принадлежу ни к одной касте и ни одной плеяде и партии. Любые имена и фамилии для меня - пустой звук, если обладатели фамилий не несут в голове логики, но вся грудь в орденах и медалях. О чём успел убедиться на «учении» Лихачёва и последователей - ложь наряду с подтасовкой по имеющемуся историческому материалу. Кто-то по политическим мотивам мутил воду, кто-то от отсутствия ума - вторил. А вот языку верю - он не с «пустого места» родился и авторитетов у него нет... Да нет письменности, но есть звуки, есть слова. Если есть интересные слова, такие как "чьтяху и писаху чертами и резами", то почему бы мне не высказать своё личное мнение? Мне сразу показалось, что в значении этих терминов - отношения мужчины и женщины. Если в словах и буквах большая сила есть, то она есть и в составных терминах. Чаромутие - составной термин, что сложно отрицать.

     Платону Акимовичу (и всем по списку в учёной группе), что такое «чаромутие», поясняю. Во-первых, помутнение рассудка. Отсюда байки о «мутной воде» и ловле рыбы. Отчего это происходит и откуда - ЭТО - пошло? От женщины. А смотрите: CHARA MUTI - ЧАРА ДЪРВО - ЧАРА ДЕРЕВО - DRVO CHARA - ДЕРЕВО ЧАРА - ДАРАВА ЧАРА (то есть дарует) - ДАЁТ ОЧАРОВАНИЕ (прямой перевод с белорусского языка) - ДАРУЄ ЧАРМ (украинский язык) - ДАРУЈЕ ШАРМ (сербский) - D;VA ;AR (словацкий) - ДАВА ЧАР (болгарский) - DAJE UROK(пол) - D;v; kouzlo (чех)... Можно и дальше продолжать на всех языках будет одно и то же, и я не усматриваю в этом разноголосия. Есть такое выражение в зачине - «мысию по древу» - в «Слове о полку», где Автор пишет о Бояне. 800 лет назад было писано, 200 лет все гадают о чём, а результат - ноль. И даже хуже. Разве писано кем, нерусью? Или мы - дураки набитые. Кто-то нам объяснил, что древо - дар? В нашем понимании дерево - это дерево, а древляне - племя. Но оно испарилось с приходом тех же староверов. Что дерево - дар, можно себе такое дерево представить, в виде дерева с плодами, дарующее? Нет. Ни теологу, ни филологу это не под силу. А языку можно. Такое дерево способно породить не только деревню, но и понятие - держава. Мути - МАТЬ - это же просто. Мать - die Mutter, mati, madre. Глагол мутить лингвисты выводят от ст.-слав. м;тити в значении m;;titi (словен), муц;ць (белор), мъ;тя ( болг) и так далее. И вот я, ясно себе слышу звуки «титі» и «цыц», и думаю себе, а что же - ЭТО - такое за диковинное слово? Дай-ка, у кого из греческих филологов спрошу, а что же такое титьки? А потом, сам и объясняю им, что слово «цыц» (с восклицательным знаком на конце произносится) произошло от слова «груди», потому что оно и есть грудь. Замолчи дура! - так понятнее, но может показаться грубым обращением, а цыц - ласково. А на языке белоруса - это грудзи, но не грузди и не грибы! Хотя грыбы и губы, но сиськи - грудзи, и цыцки. А у кого-то перси. Болгарка не вытерпит и скажет, ну хватит уже Серёга сиськи мять, давай ближе к делу. Надо чё-та новое мутить...

     Вряд ли, слово чары мы употребим по отношению к мужчине, не так ли? Или мужчина с шармом - не наше, но в обиходе. Он меня очаровал! Да у него нет этого места, чтобы очаровывать, хотя, потуги в обществе имеются... Французское слово «charmant» нам переведут как очаровательный м.р., но забудут пояснить что такое чары-очи. В восхищённом возгласе "Sharman!" может послышаться шар-человек. Он круглый? Нет, он шарообразный, как земля и мячик. Извращение это называется. Надувательство мира. Звуки изменить невозможно даже за тысячи лет (изменив начертание букв), а поэтому меняют ударение, придумывают новые правила игры.

     Продолжу о «Слове». Далее Игорь обращается к Всеволоду со словами о помощи и заканчивает так: «...была б чага по ногате, а кощей по резане» (если бы ты помог, было бы так, поясняю своими словами, речь длинная). Имеются в виду некие ценности - деньги (ногата, резан) и женщина с мужчиной (чага, кощей). Зло (золото, мал) в слове - kouzlo - есть магия, magia, магія. В наименовании городов: Козельск, Злынка, Могилёв, Мадрид - появляется смысл. И даже в деревне Чертовичи, и даже городе Почеп, Трубчевск. Названия разные, а смысл один. Странно было бы обозвать город могилой и начать жить по-новому. А есть и такие версии в этимологии Могилёва - от могилы. Далее (от черты) пошли - чёрт и чертоги, а чёрт - друг черты. Как просто. Незаметно для себя уяснили происхождение имени Рязань и что есть рез. Тут два ветхозаветных понятия наложились одно на другое: резы - проценты, но и не только. Что значит, DAJE UROK (пол), а вспомним о «полюдии», об уроках княгини Ольги после победы над хазарами - она давала уроки по Мсте и Луге (953-955). Это не значит, что искомые слова «родились» в этот же год и даже эпоху - базовые ценности (от язычников, разумеется) переняли христиане вместе с языком. А кто такие христиане? Да местные жители - «сироты». А крестьянина в раннем средневековье называли так почему? Без мамы с папой. Хранили родной язык в изначальном почитании Саваофа. Во времена Александра Невского проповеди читались на двух языках, то есть переводились пастве. Но это долго, да и ни к чему... С каких-то пор РПЦ этим вопросом не озабочена.

     Чаромутие - составной термин, что сложно отрицать. Слово чара породило - кара (с изменением начальных букв), оно же карма - названиями пестрит Беларусь. Ар - женщина, вода, озеро - прямые переводы слова. Оно же - чарка (рюмка, чашка), оно же Чаша Грааля, не побоюсь этого слова. И вглубь веков - оно же чага (гриб на берёзе), оно же черта - женщина. В смысле - половой признак, от которого произошёл целый ряд слов: рубец, рубеж, рубить и составные термины: рубикон, рубель. Косвенные - изба, окно, шибка, половица, балка, лага, матка - замучаешься с перечислением. Половчанка этакая, не отдавшись крестителю по любви, за что и была изнасилована. Из байки о полоцкой Рогнеде. Жена Александра Невского, кстати, тоже полоцкая княжна рода Ваза.

     Вот когда ты понимаешь азы, слово «ваза» раскрывается по буквам, можно смело пойти дальше и объяснить себе, что же такое "ЧАРАМУТЬ" и почему девушка - чаровница. А когда начинают перетягивать одеяло, происходит путаница. Слово аз породило таз, в нём мыли ноги иудеи, а потом всё накрылось медным тазом - икона Троица с чашей - Рублёва. Красноречивое прозвище иконописца говорит за себя, как и название телепередач в России. Чёрт решил повечерять и попал во чрево - самое нутро и недра. И качает. Там он ожил и воскрес, и появилась передача «Воскресный вечер». - Добрый вечер! - приветствует оживший чёрт с голубого экрана. Так появилась телепередача на «Первом». Еврей, но он русский. Всё, что есть на земле и пределах границ - это всё - народное, и каждому по возможностям, а что внутри - то не делится и по потребностям. Лозунг коммунизма на новом витке развития общества от Хазарии. Президент поддакивает и шутит в общении с детьми - Россия без границ! Поэтому нефть и газ текут мимо арендодателя, то есть простого гражданина страны - россиянина. Пример словесной мути. За которым стоит этимология слова вчера. Слово «чер/чера/черта/череп» породило термин «вчера», начну с обратного. То есть вчера - прошедшее время, но и действие, - ЭТО когда, кто-то оказался «в» «чер(т)е». Поэтому в вазах с красным крестом - змий, что и в азах - чёрт. А все мы - земляки мы узелковые.

     Если на юмор перешёл, пора заканчивать. Увлёкся, был увлечён. Вчерне - набросал целую статью. От женщины слишком много слов, её надо искать везде: вчерне, вечерять, чертовщина, черта, в чёрном (и белом) и даже в букве! Посмотрите на забытую букву «ять», да это же перевёрнутый знак современного рубля! Червонец золотой! Буква Р (русь), что «хер» перевёрнутый - Ь - мягкий знак, а хер с палочкой - буква Ы - много херов... Эка намутили в кириллице! А всё черта виновата, цитирую: «Слова ЧЕРА (ЧЕРТА) – это буква, мн. ч. ЧАРЫ (ЧЕРТЫ) – буквы; МУТИТЬ – изменять, смешивать». Как прикажете, понимать? Да под эту строку я могу подвести хоть папу римского, хоть Перуна с Макошью. А сверху присобачить рисунок чёрта с рогами и копытами...  А откуда ноги растут, так и не увижу. Как такового, одного значения в сети и словарях до сих пор нет, но нам стараются объяснить ЭТО на примерах.

     Мутить, значения: делать неясным, смутным сознание, помрачать рассудок, туманить мысли и чувства, возбуждать, подстрекать кого-либо к смуте, к проявлению недовольства. Володимир-то Андреич раздумал государство мутить, да бояре-то не раздумали. А. К. Толстой, «Князь Серебряный». Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом // Здесь чистое мутить питьё // Моё // С песком и с илом? И. А. Крылов, «Волк и Ягнёнок». Вы видите, я далёк от того, чтоб клеветать на рюмку, служившую, века целые гаванью всем преследуемым за грех мысли, бежавшим в неё с четырёх сторон, — на рюмку, из которой вышел Руссо и со дна которой Вольтер мутил Европу. А. И. Герцен, «Скуки ради», 1869 г.

     Евгений полгода мутил с очаровательной девушкой.
     - С кем ты теперь мутишь? - С Настькой.

     Года три назад я переводил слово СМУТА и получил - женщина. Если применительно к истории Руси-России, то их было две: Рюриковичи, Романовы. Пожалуй, в 90-е годы началась третья смута. Они примерно с таким интервалом и происходят. Длится смута примерно 40 лет, можете посчитать. Что будет через десять лет? Поживём увидим, как сказала мама Надя, когда полячка своим ключом открыла их с Женей московскую квартиру… Узелок то завяжется, то развяжется. Всё, заканчиваю, но хочу остановиться на цитате с которой начинал: «Давным-давно наш язык мог быть образцом чистоты, но беда ему в неимении единства; если кто весьма удачно замещал Русским иностранное слово, то другой переиначивал, а третий смело уже кончал иноязыччиной».

     Яркий пример как понятия переставлены с ног на голову. Во-первых, чей язык автор называет, наш? Начнём по порядку. Наш, «который мог быть образцом чистоты», должно быть - русский, коли начертан с большой буквы (но лишён единства). О чём сей плачь, что автор имеет в виду? Чьё слово «русский» язык замещал, представляя это слово - иностранным по отношению к кому? К гречи, латыни?.. Чьё слово замещал русский? Кто мог оказаться в роли иностранца тысячу-другую лет назад, если не сироты. Те самые, которые проживали под одним дубом поколениями в отличие от «понаехавших». Сегодня это - россияне - оказались иностранцами по отношению к своему языку, к языку праотцев. Можно сказать с полной уверенностью за россиян, потому что я - русский россиянин, но я не знаю своей национальности. Русский язык современный (российский) - язык колониальный. Человек русский - не национальность, это религия, конфессия, но к нации не имеет никакого отношения. Ещё при Гоголе православных звали восточными, а деление на запад и восток происходит и сегодня. Убогий, юродивый, уродина стали иметь совершенно противоположные значения. Расчастливился от счастливого сердца (Достоевский), да тут замучаешься переводить, что он тут замутил. Дозамещались, одним словом, до того назамещались, что совершенно перестали понимать предков уже в третьем колене. Если и понимаем - обратно здравому смыслу. Но нас упорно продолжают выводить в люди... Кстати, появилась новая телепередача: «Знакомые люди», называется. Раньше были только «Выводим в люди», «Выходим в люди», а теперь - знакомые…

   Черты и резы - Она и Он - наследие от древних нам. На этих символах выстроено всё наше пись-мо. А мы их где-то ищем...

   27 февраля православные отмечают день памяти святого равноапостольного Кирилла (Константина) - одного из просветителей славян. О нём и его брате Мефодии известно немало, однако в последнее время ученые опровергают хрестоматийные данные. Какой же именно алфавит изобрели создатели письменности? По материалам РИА Новости.

   Сперва братьев даже обвинили в ереси. Ведь долгое время в континентальной Европе считали, что нести слово Божие дозволено лишь на трех языках: иврите, греческом и латыни. А все потому, что именно на них была начертана надпись на прибитой к кресту Господнему табличке - "Иисус Назарянин, Царь Иудейский".

   Славяне к IX веку заняли всю центральную и восточную Европу, а также половину Балкан. На этих территориях образовались их первые крупные государства, самое влиятельное - Великая Моравия. Её князь Ростислав в 862 году попросил Византийского императора прислать для подданных "епископа и учителя". "Люди наши отвергли язычество и последовали христианскому учению, но мы не имеем такого учителя, который бы нам на нашем языке объяснил христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это, уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон исходит", - приводит текст письма Ростислава автор одного из жизнеописаний святого Кирилла. Вне зависимости от того, к какому этносу принадлежали братья, их миссия оказалась успешной. Благодаря ей примерно в 866 году у моравских славян уже появились свои богослужебные книги и Библия, а главное - собственная письменность. "Кириллица возникла как официальный, торжественно-парадный вариант славянского алфавита, который мог конкурировать с греческим. На Русь он пришел в X веке вместе с болгарскими миссионерами, которые конкурировали за влияние с католическими и византийскими проповедниками. Церковнославянский язык жив до сих пор - на нём служат в Русской православной церкви. Это одна из немногих христианских церквей, сохранивших первоначальный язык богослужения. Из хроник известно, что Константин, помимо славянского, отлично знал сирийский, древнееврейский и хазарский языки. "Согласно разным версиям жития святых, их отец был византийским чиновником в Салониках. И, скорее всего, они - греки. Но, если честно, ответить на вопрос об их происхождении невозможно. У нас пока нет необходимых данных", - признает Алексей Гиппиус, ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований НИУ ВШЭ. В последнее время всё больше специалистов полагают, что святые Кирилл и Мефодий не изобретали кириллицу.

   "Нет сомнений в том, что святые просветители создали именно глаголицу. У нас накопилось много данных в пользу этой версии", - продолжает Алексей Гиппиус. В свою очередь, историк Савва Михеев отмечает: "Отчасти использовали древнееврейскую и самаритянскую азбуки: это и видно по самим буквам, и говорится напрямую в житии Константина. Основная ориентация была на структуру греческого алфавита, но не на его знаки. Внешний вид, по-видимому, намеренно сделали отличным от хорошо известных азбук". Константин тяжело заболел и 27 февраля 869 года скончался. Перед смертью принял схиму с именем Кирилл, под которым известен верующим. А Мефодия папа римский Адриан II рукоположил в епископы и отправил обратно в Моравию. Там он до самой смерти в 885-м руководил местной церковью. За тысячу лет кириллица стала основой для 108 языков. А глаголица давно забыта. В отличие от ее изобретателя - Кирилла. Его, как и Мефодия, особо почитают и западные, и восточные христиане.

   Памятник Кириллу и Мефодию в Самаре.
   26.02.2021, СПб