Анна Ахматова и Софи Марсо

Светлана Шакула
   Анна Ахматова в прошлой жизни была композитором Гектором Берлиозом, а в следующей жизни стала киноактрисой Софи Марсо.

   Творчество Берлиоза – ярчайшее воплощение новаторского искусства, ведь большинство его произведений открывало пути в будущее, дерзко «взрывая» основы жанра. В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделённые неистовыми страстями, она насыщена конфликтами и полярными противопоставлениями – от небесного блаженства до революционных отрицаний.
   Берлиоз вошел в историю, как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший бурные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусства.
   
   Похожую характеристику можно дать и Анне Ахматовой, стихи которой, в свою очередь, удивительно созвучны ключевым образам Софи Марсо, особенно в фильмах «Храброе сердце», «Анна Каренина» и «Прикованная к постели».

          Не с теми я, кто бросил землю
          На растерзание врагам.
          Их грубой лести я не внемлю,
          Им песен я своих не дам.

          Но вечно жалок мне изгнанник,
          Как заключенный, как больной.
          Темна твоя дорога, странник,
          Полынью пахнет хлеб чужой.

          А здесь, в глухом чаду пожара,
          Остаток юности губя,
          Мы ни единого удара
          Не отклонили от себя.

          И знаем, что в оценке поздней
          Оправдан будет каждый час...
          Но в мире нет людей бесслёзней,
          Надменнее и проще нас.

   Это стихотворение, хотя и повествует о гражданской войне, перекликается с судьбой главной героини фильма «Прикованная к постели», которая, будучи неподвижным инвалидом, по Духу оказалась выше тех здоровых, которые за ней ухаживали.
   Ну, и большинство ролей Софи Марсо, как и большинство стихов Анны Ахматовой, повествуют о любви сильной личности…
   А в картине «Храброе сердце» актриса потрясающе талантливо сыграла английскую королеву – умную, волевую и справедливую, и Анну Ахматову часто сравнивали с царицей – и за её манеру держаться, и за возвышенность поэзии…
   Что же касается фильма «Анна Каренина», то героиня Софи Марсо, особенно в заключительной сцене, – словно отражение строк Анны Ахматовой:

          Люби меня, припоминай и плачь!
          Все плачущие не равны ль пред Богом?
          Прощай, прощай! Меня ведёт палач 
          По голубым предутренним дорогам…