Воронин Василий Федорович 1908-1944

Татьяна Тупик
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=409733087 
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70000497131
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402764839
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=409733087
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=80006132405
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4963443
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74107326
http://podvignaroda.ru/?#id=45998106&tab=navDetailManAward

Воронин Василий Федорович родился 15-го декабря 1908/1909 года в селе Юрасов Хутор Севского района Брянской (Орловской) области.   [1]
В 1944 году его жена, Воронина Лидия Семеновна, жила в городе Сызрани на ул.Фрунзе, дом 26, кв.6.

В 1927 году Воронин закончил 7 классов.
В октябре 1929 года был призван в ряды РККА.
В 1934 году закончил Школу пилотов в городе Севастополе. 
Служил в Восточном Военном округе (ВВО), в Калининском Военном округе (КВО), в Ленинградском Военном округе (ЛВО).
В 1938 году ему было присвоено звание лейтенанта, в сентябре 1940 – старшего лейтенанта, а в сентябре 1942 – звание капитана.
Уже в 1939 году он был командиром воздушного корабля в Калининском Военном округе.    [2]

Согласно одним данным на сайте ОБД «Мемориал», Воронин ушел на фронт по направлению Махачкалинского ГВК[3], согласно другим – Севского РВК.
Участник войны с 22 июня 1941 года.

С 1941 года капитан Воронин Василий Федорович служил в 7-м авиационном полку дальнего действия.    [4]

«Зимой 1941/42 годов 7-й АП ДД вместе с полками 53 авиационной дивизии ДД участвовал в Вяземской воздушно-десантной операции.

Летом 1942 года 3-я эскадрилья полка начала переучивание и перевооружение на самолеты Ли-2.   [5]
С 25.08.1942 года эта эскадрилья перебазировалась в Топинку (Мичуринский аэроузел), откуда действовала на сталинградском направлении до начала февраля 1943 года.
Полностью на самолеты Ли-2 полк перешел в течение 1943 года.

7-й АП ДД был преобразован приказом Наркома обороны СССР №137 от 26.03.43 г. в 7-й гвардейский авиационный полк дальнего действия.
С июня 1943 года входил в состав вновь сформированной 54-й авиационной дивизии дальнего действия.    [6]

«54-я авиационная дивизия дальнего действия была сформирована за месяц до начала Курской битвы и, войдя в состав 5-го авиационного корпуса дальнего действия, приняла участие в Курской битве.

Кроме того, дивизия принимала участие в операциях:

Орловская стратегическая наступательная операция «Кутузов» — с 12 июля 1943 года по 18 августа 1943 года;
Белгородско-Харьковская стратегическая наступательная операция — с 3 августа 1943 года по 23 августа 1943 года;
Красносельско-Ропшинская наступательная операция — с 14 января 1944 года по 30 января 1944 года;
Ленинградско-Новгородская операция — с 14 января 1944 года по 1 марта 1944 года;
Воздушная операция против Финляндии — с 6 февраля 1944 года по 27 февраля 1944 года;
Бобруйская наступательная операция — с 24 июня 1944 года по 29 июня 1944 года;
Белостокская наступательная операция — с 5 июля 1944 года по 27 июля 1944 года.

С октября 1944 года дивизия в полном составе (7-й гвардейский авиационный полк; 29-й гвардейский авиационный полк и 340-й авиационный полк) обеспечивала боевые действия повстанцев и партизан в Словакии.
… Всего в операции участвовало шесть полков 5-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации. Экипажи наносили бомбовые удары по живой силе противника и по его аэродромам, доставляли военное снаряжение и боеприпасы, вывозили и раненых.»     [7]

За отличное выполнение боевых заданий командир авиаотряда гвардии капитан Воронин Василий Федорович был награжден орденами «Красная Звезда» (20.06.1942)[8] и «Красное знамя» (12.03.1943)[9], а также медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы»[10].

За период боевого действия между награждением орденами он выполнил 128 боевых вылета ночью в системе авиации дальнего действия (АДД), с налетом 2282 часа, из них ночью 787 часов, нанося бомбардировочные удары по военно-промышленным объектам противника.

В августе 1944 года гвардии капитан Воронин был командиром летного отряда,[2] летал на самолете Ли-2 в составе экипажа: летчика гвардии младшего лейтенанта Кочергина Т.Ф., штурмана гвардии майора Орлова М.П., радиста гвардии старшего сержанта Пащенко Г.И., воздушного стрелка гвардии старшины Коренева В.И., борттехника гвардии младшего техник-лейтенанта Данилина М.И.   [11]
Все члены экипажа были людьми опытными и именитыми, многократно награжденными орденами и медалями. Майор Орлов Михаил Петрович даже стал Героем Советского Союза.

«В период оперативной работы в интересах 2-го Белорусского фронта, экипажем было перевезено 13462 кг боеприпасов и 32 человека тяжело раненых.»    [12]

5-го ноября 1944 года командир отряда 7-го гвардейского авиаполка гвардии капитан Воронин был награжден Орденом Отечественной войны I степени.
К тому времени Воронин выполнил еще 66 успешных боевых вылетов ночью.

Но до этого дня случилось следующее.
В ночь с 13-го на 14-е октября 1944 года 30 самолетов авиадивизии с аэродрома подскока ИВОНИЧ и 12 самолетов с основных аэродромов вылетели на десантирование боевого груза и людей в тыл противника на аэродром ТРИ ДУБЫ.

«39 самолетов задание выполнили.
Всего было перевезено 33650 кг груза и личного состава чехословацких войск в количестве 303 человек.

Обратным рейсом перевезено раненых солдат и офицеров чехословацкой армии 31 человек, летчиков чехословацкой армии 22 человека и 1000 кг груза.

9 самолетов задание не выполнили из-за сложных метеоусловий и 3 самолета не возвратились с задания:
     340 АП – командир корабля лейтенант ХРИСТОФОРОВ и командир корабля лейтенант БЕКТУРСИНОВ.
     3 АП – командир корабля капитан ВОРОНИН.

Погода: в первой половине маршрута ясно.
Во второй половине маршрута и в районе цели облачность 10 баллов, Н_1000_1500 м, видимость 3-5 км.»    [13]

На этот раз экипаж отряда Воронина состоял из штурмана гвардии младшего лейтенанта Глазкова Александра Павловича (1923 г.р.), летчика гвардии сержанта Осинова Владимира Емельяновича (1922 г.р.), бортового техника гвардии старшины Щербакова Константина Алексеевича (1916 г.р.), стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Воробьева Аверьяна Васильевича (1920 г.р.) и воздушного стрелка гвардии старшины Струкова Федора Ивановича (1921 г.р.)

В районе аэродрома ТРИ ДУБА они были «атакованы и сбиты истребителем противника. Самолет упал в лесу на холм Брдо, недалеко от села Гронска Брезница, район Зволен, Словакия. Весь экипаж погиб.    [14]


Фото Воронина Василия Федоровича взято в фотогалерее на сайте "Память народа"

[1]  Согласно другим источникам место рождения город Севск.

[2]  Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 656
Номер ящика: 793

[3]  Это единственная известная зацепка, по которой он попал в Списки двигательстроевцев.

[4]  Первоначально он назывался 7-м тяжело-бомбардировочным авиационным полком (7 ТБАП) http://allaces.ru/sssr/struct/p/apdd7.php

[5]  Самолёт Ли-2 — это транспортно-пассажирская машина классической компоновки, предназначенная для транспортировки по воздуху груза и/или пассажиров с максимальной загрузкой 2800 кг на расстояние до 1100 км. https://ru.wikipedia.org/wiki/-2
Выпуск машин под обозначением ПС-84 наладили в 1939 г. на заводе № 84 в подмосковных Химках. После эвакуации предприятия во второй половине 1941 г. производство перенесли на авиазавод в Ташкенте. Выпускаемые здесь самолеты получили обозначение Ли-2 — по фамилии В.П. Лисунова, занимавшегося внедрением машины в производство.
В 1942 г. начался выпуск вооруженного варианта Ли-2ВП («военного применения»), применявшегося в качестве транспортной машины и бомбардировщика. Самолет комплектовался оборонительным стрелковым вооружением, бомбодержателями и бомбовым прицелом.
Источник и подробности: http://www.airaces.ru/plane/li-2.html

[6]  http://allaces.ru/sssr/struct/p/apdd7.php
 
[7]  https://ru.wikipedia.org/wiki/54-

[8]  Архив: ГАРФ
Фонд ист. информации: Р7523
Опись ист. информации: 4
Дело ист. информации: 289

[9]  Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 682527
Дело ист. информации: 38

[10]  Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 44677
Дело ист. информации: 272

[11]  Орлов Михаил Петрович (1907 – 2001), Герой Советского Союза;
       Кочергин Тимофей Федорович (1916) в 1984 году был жив;
       Пащенко Григорий Иосифович (1920 – 1945);
       Коренев Василий Ильич (1914) в 1985 году был жив;
       Данилин Максим Иванович (1913 – 1977).

[12]  Из Наградного листа Орденом Отечественной войны I степени.

[13]  Журнал боевых действий 54 ад дд
Описывает период с 30.09.1944 по 31.10.1944 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 31.10.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20545, Опись: 1, Дело: 27, Лист начала документа в деле: 138
Авторы документа: 54 ад дд, гв. полковник Шейхов, майор Бабенко

[14]  http://www.pobeda1945.su/frontovik/88797