Фуэте судьбы. глава 23

Назокат Холова
                Глава 23

                ГАСТРОЛЬНЫЙ КОТ

     Гастроли в Орске состоялись с 5 по 30 июля 1972 года. Проходили они в театре драмы им. А.С. Пушкина. Таджикский театр оперы и балета им. С.Айни  привёз 22 оперных и балетных спектакля. Закрывали гастроли большим концертом.

     Тот же репертуар был показан в Оренбурге с 1 по 27 августа 1972 года на сцене театра музыкальной комедии. С концертами таджикские артисты побывали у коллективов строителей, фабрики пуховых платков, завода «Радиатор» и выступали в клубах оренбуржских  колхозов для тружеников полей.
В одном из клубов моя мама встретила маленького  бело-рыжего  котёнка. Он бегал и истошно кричал. Она не смогла пройти мимо и забрала его с собой в гримёрку. Мой папа Курбан очень любил животных и поддержал свою супругу взять его в гостиничный номер.
 
     В гостинице мои родители  напоили котёнка молочком. Моя мама Татьяна полночи вылавливала  у котёнка пинцетом  полчища  блох.
 
     Котёнка назвали Васькой и не могли уже с ним расстаться. Остаток гастролей он пропутешествовал с ними.
 
………………………………………………………………

     В то время пока мои родители вместе с театром гастролировали по Оренбуржью, мы с бабушкой гостили у двух её сестёр.

     Моя бабушка Тамара была старшей дочерью сельских учителей, немецкого происхождения. У неё было ещё две сестры Маргарита и Антуанетта. В 1940 году семья переехала в молодую Таджикскую республику. Моя бабушка и её отец учительствовали,  сёстры учились, а  мама Эмилия Христофоровна вела домашнее хозяйство. Моя бабушка Тамара познакомилась с молодым комсомольцем Михаилом из Алтайского края, который в Таджикистан приехал организовывать пионерские лагеря. Она вышла за него замуж. Но началась Великая Отечественная война и полностью изменила их судьбу. Дедушка Михаил Козловский сразу ушел на фронт.  Отца моей бабушки Теодора Адольфовича отправили на трудфронт на строительство Краснотуринского химкомбината. Он там умер в 1944 году. А маму и сестёр моей бабушки отправили в Челябинскую область на строительство завода.  Тамару, как жену военнослужащего и молодую маму – в апреле 1942 года у неё родилась дочь Светлана,   оставили в Таджикистане.
 
     Мама моей бабушки Эмилия Христофоровна приехала после войны в Сталинабад. А бабушкины сёстры остались жить в Челябинской области, вышли замуж. Их мужей звали Фёдорами.

     И вот в июле 1972 года мы с бабушкой приехали к ним в гости.
 
Помню, что на вокзале нас встретил муж средней сестры моей бабушки дядя Федя, на мотоцикле «Урал» с коляской и привёз нас в свой большой дом. Мне кажется, что это был единственный мотоцикл, на котором я ездила. Больше такого случая не было.
У тёти Риты и дяди Феди  было двое взрослых детей сын – Эдуард и дочка Тамара, которые сами имели свои семьи и жили отдельно. Поэтому в их доме было много места, вот мы у них и остановились.

     Также у них было большое хозяйство:  огород, куры, свиньи. Всем этим полностью занималась тётя Рита.  А дядя Федя был шахтёром.
Младшая сестра бабушки Антуанетта или тётя Тоня, как я её называла, жила неподалёку. Работала бухгалтером.  У неё было два сына Валерий и Юрий. Тогда я познакомилась с ними  в первый раз. Валерия уже давно нет с нами. А с Юрой мы общаемся, встречаемся и вспоминаем наших общих родственников.

     Самое яркое воспоминание нашего  пребывания в Коркино связано у меня со свиньями тёти Риты. Их свиньи находились в сарае, дверь в сарай закрывалась деревянной щеколдой-вертушкой. И вот однажды я подошла к этому сараю и повернула это самодельное приспособление. Свиньи с диким, радостным визгом выбежали на свободу и стали хаотично носиться по двору. Опасность заключалась в том, что прожорливые животные могли забежать в огород,  вытоптать и съесть весь урожай. Как же я тогда испугалась, что меня будут ругать за такое хулиганство. Но взрослым было не до меня. Все выбежали из дома и гонялись за свободолюбивыми хрюшками, а они уворачивались и пронзительно визжали. Я спиной прижалась к сараю и с ужасом за этим наблюдала. Но всё благополучно закончилось: свиней загнали, урожай не пострадал  и меня не поругали. Но сказали, чтобы больше я так не делала.

                …………………………………..

     В Душанбе мы с бабушкой вернулись раньше родителей, которые ещё находились в Оренбурге до конца августа.
 
     Ну, вот, наконец, закончились гастроли,  и мы поехали встречать родителей в аэропорт. В то время люди жили свободней и спокойней. Не было никакой опасности. Прилетел самолёт – люди спускались с трапа и шли к своим родным, которые ждали их за забором.

     Я помню этот момент, когда я увидела папу и маму, которые  спускались по трапу,  а бабушка, которая тоже их заметила,  воскликнула: «А ребенок откуда?»
И я  вижу, что моя мама несет на руках конвертик с ребенком. Когда родители подошли к нам, мы заглянули в конвертик, а там… кошачья мордочка!!!

     Оказалось, что моя мама, в свободное от спектаклей время, сшила котенку рубашечку и конвертик, как для ребенка, и так с ним путешествовала. Это было так мило!

     Вот таким образом   котёнок из Оренбурга  попал  в Душанбе. Из Васьки мы с бабушкой переименовали его во Франтика.  Он вырос в очень умного кота, который самостоятельно научился ходить в туалет, сидя на унитазе. Это было очень удивительно, и больше таких котов я не встречала.
…………………………………………………..
На фото: в начале Нового 1973 года мы с бабушкой и Франтиком сфотографировались у ёлки на душанбинской площади им. В.И. Ленина.