Такие камни, как следует из названия, имеют на своей поверхности углубления и ямочки различных форм. В предыдущих главах мы рассматривали камни-следовики, где углубления в камне имеют форму следа, камни-требники – с углублениями-полочками для треб. Но чаще встречаются камни, имеющие ямочки в форме чашечек (чашечники), неглубоких лунок (луночники) или словно следов от надавливания пальцем (перстовики).
Камни с ямочками встречаются и на всей территории Европы. Выемки на каменных крестах известны в Печорском районе Псковской области, в Чехии, Моравии, в Северной Осетии (в селе Заманкул), в Литве (Пелес). В Германии такие углубления есть на стенах церквей. Ямочки выбиты даже на половецких каменных бабах. Довольно часто можно встретить и на территории Карелии как валуны, так и маленькие камни с ямочками.
Так для чего же, интересно, служили такие «изделия», и почему их так много? Неужели эта тайна утеряна для нас навсегда? Чтобы воскресить родовую память, обратимся к самим камням.
Передо мной плоский камень величиной с ладонь. Его поверхность настолько гладкая и ровная, а главное, по форме так напоминает голову медведя, что приходит уверенность в его искусственном происхождении: такое «изделие» можно было бы получить, залив, например, в соответствующую формочку бетон. Причём «шрам», оставшийся по периметру камня, говорит о том, что данный камень отливался в два захода: пока специалист по литью камня, залив первый ковшик бетона в форму, зачерпывал вторую порцию, нижний слой успел немного застыть, и между слоями навеки осталась четкая граница.
Но, пожалуй, интереснее всего две небольшие одинаковые ямочки на поверхности этого камня, как бы вдавленные пальцем на глубину 5 мм, диаметром 1 см.
Любопытство заставляет меня снова порыться в книгах и статьях с целью найти объяснение увиденному. И вот, когда я прочла всё, что удалось найти по этой теме, у меня сложилась следующая пазловая картинка.
С древних времён и по сей день существует традиция устанавливать каменные надгробия на могилах. Как уже упоминалось раннее, все камни: круглые валуны, плоские большие и малые, каменные могильные кресты – считались границей между Навью – духовным миром ушедших предков и Явью – материальным миром живущих людей. Поэтому люди полагали, что, выбив на камне ямочку –«окошко» в иной мир, можно общаться с душами умерших родственников.
Сохранилось предание и о такой традиции: когда близкий человек умирал, специально для него отливали и клали у изголовья небольшой камень для прохождения сквозь него души… Этот камень, проделав в нём окошки для общения, оставляли в доме.
Но интересно и другое. Камни с ямочками ещё назывались «камнями зачатия» и почитались беременными женщинами, а также женщинами, желающими зачать ребёнка. А эта традиция откуда? Оказывается, всё от того же представления наших праотцов о камне как о границе между мирами.
Ведь души умерших, как считалось, возвращаются туда же, откуда пришли: уМИРают – то есть, возвращаются в потусторонний МИР. Отделить понятия «рождение» и «смерть» невозможно. Так, А. К. Байбурин, изучая место ритуала в традиционной культуре, пишет, что «похороны и рождение представляют собой единый комплекс, регулирующий отношения между предками и потомками: смерть вызывает необходимость рождения, которое неизбежно ведет к смерти и новому рождению». Вокруг мы видим циклы природы, которая каждую осень умирает, но лишь для того, чтоб обновленной возродиться с приходом весны. Зерно умирает во вспаханной земле, чтоб родиться колосом и дать начало новым зернам. Так в сознании ведических славян укоренилось, что всякая смерть это пролог к будущему рождению. В славянской традиции этот круг перерождений (реинкарнаций) называется колород.
В ожидании ребёнка женщина молилась богам и предкам, подсыпая в лунки Велесовых камней требы: зерно, хлеб. В этом случае хлеб и зерно служили птичьим кормом, с помощью которого женщина привлекала душу ребёнка.
Хлеб в повседневной жизни славян играл настолько важную роль, что рождение хлеба из теста являло собой картину внутриутробного развития ребенка и последующего появления его на свет. Процесс зачатия детей при этом сравнивался с закваской теста для хлеба. Всё это зашифровано было нашим народом в сказках, например в известной и любимой детской сказке «Колобок» и в ряде сказок для взрослых, записанных выдающимся русским собирателем фольклора А. Н. Афанасьевым.
Кроме того, считалось, что птицы, помимо душ предков, приносят весну и души новорожденных детей.
По сей день сохранившееся поверье, что детей приносит аист, объясняется тем же: в ряде мест, особенно на западе Руси, верили, что только такая птица, как аист (бочан, бусел, стерх), может проникать в загадочное место, где обитают души не рождённых детей, и переносить их в мир живых людей. Аист вытаскивает их из болота, из моря, приносит в корзине, в лохани, в корыте, бросает в дом через дымоход. Или бросает в печную трубу лягушек, которые, проникая в дом через дымоход, приобретают человеческий облик.
Для усиления эффекта от обряда свои действия женщина сопровождала закличками.
Здесь надо, видимо, дать пояснение, что такое «заклички».
Закличка – это своеобразный речитатив, наполненный определенным внутренним ритмом. Произносились они для того, чтобы привлечь птиц, весну, животных и насекомых, для обращения к природным стихиям, к навьим людям, к умершим предкам и др. Заклички были традиционными и переходили из поколения в поколение.
Заклички произносились довольно часто – это был своего рода способ общения человека с природой и со всем своим родом. Практически нет ни одной русской народной сказки, в которой бы их герои не использовали бы заклички. Заклички сопровождали детские дворовые игры ещё во времена моего детства:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло….
По щучьему велению, по моему хотению….
Дождик, дождик, пуще – дам тебе гущи…
Дождик, дождик, перестань! Я поеду во Рязань…
Морозушка - Мороз! Не тяни домой за нос, не стучи, не балуй, а на окнах рисуй!
Ягода клюква, покажись крупна, да подснежная, да валежная...
Божья коровка, ты лети на небо, принеси нам хлеба черного и белого, только не горелого.
Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.
Мышка, мышка, возьми гнилой зуб, а дай мне хороший…и т. д.
Традиция кликанья появилась ещё во времена захоронений-курганов, которые строились с начала каменного века до античных времён. Кроме функции могильников, курганы выполняли ещё и роль границы владений определённых народов (на русском языке слово «курган» прежде означало «граница», «межа») – за курганами начиналась чужая земля. По поверью, курганы служили и границами между Мирами. И в этом прослеживается абсолютное тождество с ролью пограничных Велесовых Камней.
В те далекие времена славяне поднимались на могилы-курганы кликать весну.
Согласно славянской философии, после Масленицы «отверзается» Сварга (небеса), и Светлые Боги входят в силу после зимы, «возвращаются» из Нави в Явь. А из Небесного Ирия (Рая) навестить своих потомков прилетают на птичьих крыльях души Предков. Наступает время весеннего возрождения Матушки ПриРОДы, воскрешения (от «крес» – «огонь»; ср. кресало») умерших РОДственников.
Продолжали славяне в начале марта эту магическую обрядовую традицию и в более поздний исторический период. Конечно, до календарной реформы Петра I, навязавшей римские названия месяцам года, март именовался на Руси более выразительно:
зимобор,
протальник,
сухый,
березозол.
В северных широтах название марта сухый или сухий говорило о появлении весенней теплоты, осушающей всякую влагу.
Еще нередко месяц март носил название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами – апрелем и маем – составляет так называемое «пролетье». Вот как раз в начале пролетья – на границе между зимой и весной и начинали кликать весну с крыш своих домов, с пригорков, с деревьев женщины и девушки.
Чтобы весна услыхала, заклички говорить надо было громко и заканчивать высокими, сильными призывными «гуканьем», «ауканьем» или «аканьем», далеко разносившемся в весеннем небе:
Нам весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу!
С песнями, с цветами,
С лебедями, журавлями
Гу-гу-гу!
Считалось, что на океане, на острове Буяне, в далёкой счастливой, тёплой, солнечной стране – в Ирии из Алатыря-камня произрастает Мировое Древо, в кроне которого зимуют птицы и живут души умерших предков. А жаворонку или кукушке (образ богини Живы) доверен ключ-весна, которым эта птица отворяет Ирий, когда слышит призывы людей.
В стремлении приблизить, ускорить это событие, хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из черемухи, изюма. И называлась эта выпечка «грачи», «жаворонки», «птюшки», «чувильки». Каждый член семьи получал по такому печенью и, выйдя на улицу, подбрасывал его в воздух с разными закличками:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Известно и то, что у камней с лунками совершались гадания. Например, сведущий человек бросал небольшой камешек и, смотря по тому, в какую из лунок он скатился, узнавал Волю Богов. Или ещё: человек, желающий узнать волю богов, подходил к Камню и после прочтения особого заговора или славления, загадывал вопрос или просьбу, стараясь услышать ответ.
После домашних обрядов заклички весны продолжали проводить… на кладбище – на границе между этим и другим миром. Заклички на кладбище имели протяжный напев и должны были вызвать пробуждение земли и наступление тепла, а также привлечь души предков и души нерожденных детей. Здесь в обряде и участвовал такой атрибут, как камень с ямочками. Часто с таким камнем совершалось магическое действо, с целью попросить душу какого-нибудь конкретного умершего родственника вновь воплотиться в теле будущего ребёнка, в согласии с философской славянской мыслью: «всё возвращается на круги своя».
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/10/1156