дача Я. Китаева Пушкин 13. 03. 2021

Григорий Аванесов
Вторая остановка. Затем вышли у дачи Я. Китаева, где квартировал А. С. Пушкин.

Пушкинская ул., 2, Дворцовая ул., 19. Архитекторы: Горностаев А. М. Год постройки: 1827.

Дом знаменит тем, что здесь с мая по декабрь 1831 г. жил А. С. Пушкин с Н. Н. Гончаровой.

В 1831 г., после женитьбы Пушкин попросил в письме своего друга П. А. Плетнева найти для него квартиру в Царском Селе. Уже в мае семья поэта жила в деревянном доме с мезонином на углу Колпинской (Пушкинской) ул. и Кузьминской дороги (Дворцовая ул.). Этот дом с колоннами был построен для камердинера Николая I Якова Китаева А. М. Горностаевым в 1827 г.

В мезонине поэт устроил кабинет. О времени, проведенном в Царском Селе он писал: «Я женат и счастлив, одно желание мое, чтобы ничего в моей жизни не изменилось...». Пушкин написал здесь «Сказку о царе Салтане...», завершил роман «Евгений Онегин», начал роман «Рославлев», подготовил для печати «Повести Белкина».

Деревянный дом в «классическом вкусе» построен в 1827 году В. М. Горностаевым для придворного камердинера Я. Китаева. Позднее участок с домом принадлежал жене тайного советника В. А. Прянишникова. Поскольку дом угловой, архитектор предполагал украсить фасад лоджией, выходящей на обе улицы, и устроить широкое парадное крыльцо. Вместо этого был сооружен необычный дугообразный портик, вынесенный вперед за линию фасада. Мансарда, как и первый этаж, до застекления завершена балюстрадой по кровле второго этажа.

Тут у него бывали В. А. Жуковский, И. А. Крылов. На даче Китаева молодой Н. Гоголь, служивший в то время учителем в доме жившего в Павловске князя Васильчикова впервые прочитал «Вечера на хуторе близ Диканьки». В медовый месяц Пушкиным написаны «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике балде», письмо Онегина к Татьяне из VIII главы «Евгения Онегина».

Кабинет, где он работал, находился в мезонине. Поэта с женой часто встречали в аллеях парка. Очевидно, шли они мимо Грота к Морейской колонне, увековечившей подвиг его деда И. А. Ганнибала. Часто заходила к Пушкиным А. О. Смирнова-Россет, по воспоминаниям которой ныне и воспроизведена обстановка дачи.

В 1958 г. в доме был открыт Музей «Дача А. С. Пушкина». Я не оценил важность этого места.

Пушкинская ул. 1/16. Напротив, дачи Я. Китаева. Жила Анна Ахматова.