Режим Каддафи в Ливии

Александр Щербаков 5
Знаменитая русская пословица гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Или прочитать.  Еще одно выражение хотелось бы привести – восток дело тонкое.  Поэтому я лично ничего утверждать не собираюсь, а просто буду говорить с чужих слов. Не знаю, были ли политологи в Ливии до Каддафи, во время его правления и после свержения, но ведь они же написали свои впечатления, на которые я буду ссылаться.

За десять лет анархии жители Ливии сильно соскучились по своему лидеру, разочаровавшись в ежедневном хаосе. Через десять лет после начала натовской военной интервенции с целью свержения полковника Муаммара Каддафи, Ливия остаётся в объятьях вооружённого насилия ополченцев, сектантов, племён и иностранных войск, которое довело страну до абсолютной анархии. 20 октября 2011 года, после протестов, поддержанных правительствами США и ЕС, террористической войны и иностранного вторжения, ливийский лидер был схвачен и жестоко убит.

Когда-то одна из самых процветающих стран Африки, благодаря нефтяным месторождениям, после убийства Каддафи эта североафриканская страна была разделена мелкими правительствами восточных и западных районов и вооружёнными группировками, которые хотели урвать свой кусок власти и богатства. Каддафи руководил Ливией около 42 лет, способствуя значительному социальному, политическому и экономическому прогрессу, которым восхищались многие африканские и арабские страны. Несмотря на ошибки в управлении, Каддафи стал важной фигурой антиимпериалистической борьбы, мешая колониальной политике Вашингтона на Ближнем Востоке. Именно в этом главная причина его убийства и разрушения Ливии.

Ливия до Каддафи.

После Второй мировой войны Ливия была отдана Франции и Британии, обе страны управляли своими частями из колоний в Алжире и Тунисе. Однако Британия одобрила установление монархии семьи Сенусси, которая контролировалась Саудовской Аравией и ООН после объявления «независимости» в 1951 году. Король Идрис I погрузил Ливию в полное мракобесие в интересах политики и экономики Британии.

В 1959 году были найдены нефтяные месторождения, но это не принесло пользы народу. Политолог Тьерри Мейсан отмечает, что при монархическом режиме страна была отсталой в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и социального обеспечения. Уровень неграмотности был шокирующее низким - только 250 тыс. из 4 млн. умели читать и писать. В 1969 году семья Сенусси была свергнута группой офицеров под руководством полковника Муаммара Аль-Каддафи, который объявил реальную независимость и выгнал иностранные войска из страны. Одной из первых мер Каддафи стало разделение богатств на всех граждан Ливии.

Ливия при Каддафи.

Когда Каддафи встал во главе страны, нефть была главным ресурсом Ливийской арабской республики. Победа революции 1969 года ознаменовала сдвиг политики, и новое правительство использовало нефтяные доходы для улучшения жизни народа, создав новую модель экономического и общественного развития. Аналитики отмечали, что для достижения экономического суверенитета Каддафи национализировал западные нефтяные предприятия, которыми владели такие корпорации как British Petroleum (BP), создав Национальную нефтяную корпорацию в социалистическом стиле.

При Каддафи появились амбициозные социальные программы в области образования, здравоохранения, жилищного строительства, государственной службы, а также организованы субсидии на электричество и продукты питания. Эта политика привела к существенному улучшению жизни ливийцев. Из одной из беднейших стран Африки к 2011 году Ливия превратилась в лидера Индекса человеческого развития. На самом деле, в 2010 году ООН назвала Ливию самой развитой страной Ближнего Востока и Северной Африки. Уровень грамотности в Ливии достиг 88,4%, продолжительность жизни 74,5 лет, было обеспечено равенство между полами и другие позитивные социальные нормы.

На национальном уровне Каддафи удалось решить две главные проблемы, характерные для ливийского общества: с одной стороны, сложность управления мелкими племенами, а с другой, раздробленность общества, и противоборство различных племён и региональных групп. Каддафи обладал способностью удерживать вместе национальные племенные территории, которые практически не контактировали друг с другом. По некоторым оценкам, на территории Ливии находились около 140 племён с совершенно разными традициями и происхождениями.

На международном уровне панарабизм сочетался с конфронтацией с США, поскольку Каддафи устанавливал тесные связи с арабскими странами с целью освобождения Ближнего Востока и Африки от вашингтонского господства. Ливийский лидер наладил взаимовыгодные отношения с Египтом, Марокко, Сирией, Тунисом, Чадом и другими странами региона. Ливия имела дружественные отношения с Францией и Россией и такими латиноамериканскими странами как Венесуэла и Куба, что сильно мешало господству ЕС и США. В начале 2011 года в Ливии был самый высокий ВВП на душу населения в Африке. В Ливии бедных было меньше, чем в Голландии.

Ливия после Каддафи.

Протесты под названием «арабская весна», начавшиеся в декабре 2010 года в Тунисе, через месяц добрались до соседней Ливии, но в другой форме, так как здесь, в отличие от Туниса и Египта, не было массовых народных демонстраций. В Бенгази движением против Каддафи руководили радикальные исламистские группировки. Многие политологи сходятся во мнении, что в Ливии не было тогда массового движения национального масштаба против правительства, как было в соседних странах.

Однако, мятежа в Бенгази оказалось достаточно для Совета Безопасности ООН и НАТО, чтобы ввести Резолюцию 1973 и начать бомбардировочную кампанию в марте 2011 года, которая оказала решающее значение в разрушении Ливии. Натовская интервенция и свержение ливийского правительства произошло не из-за внутреннего ливийского конфликта, а из-за долговременной международной стратегии дестабилизации обстановки в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Через 10 лет после натовской интервенции, жители погружённой в хаос столицы начали скучать по своему лидеру, разочарованные демократическими переменами. «Мне неприятно говорить, но при прежнем правительстве наша жизнь была лучше», - говорят многие ливийцы, которые раньше выступали против Каддафи. Экономически и социально стабильная Ливия при Каддафи превратилась в раздробленную страну, лишённую правительства, замученную терактами, бомбардировками и продолжающейся гражданской войной, организованной НАТО в 2011 году. И большинство ливийцев сожалеют об этом.

О роли Каддафи в истории Ливии, арабского Востока, Африки и мира в целом до сих пор спорят многочисленные исследователи. Оценки его политической деятельности колеблются от абсолютного неприятия и обвинений во всех смертных грехах до полного восторга. Кто он, Каддафи? Террорист или поборник мира и стабильности? Человек, превративший Ливию в одно из самых развитых и богатых государств Востока, или жадный коррупционер? Сторонник самой радикальной версии народной демократии — джамахирии, почти анархист, или жестокий единоличный диктатор?

Муаммар Каддафи до своего зверского убийства был одним из политических долгожителей мира. Он возглавил Ливию 1 сентября 1969 года, в результате военного переворота, названного Ливийской революцией. Организовавшие переворот молодые офицеры придерживались националистических и социалистических убеждений, восхищались соседним Египтом, в котором уже давно находился у власти Гамаль Абдель Насер. В те годы было сложно удивить мир новостью об очередном военном перевороте в очередной африканской стране. Но пришедшие к власти в Ливии военные смогли по-настоящему изменить страну. Впервые одно из прежде самых отсталых государств Африки стало играть самостоятельную роль в мировой политике. Ливия до Каддафи и во время Каддафи отличалась примерно также, как Китай до и во время правления коммунистов. Даже еще сильнее.

К 1969 году Ливия представляла собой конституционную монархию. Молодое государство официально провозгласило независимость в 1951 году. Королевский трон занял эмир Киренаики и Триполитании Идрис, точнее — Мухаммад Идрис ас-Сануси (1890-1983). Внук основателя мусульманского ордена сенусситов Мухаммада ибн-Али ас-Сануси, Идрис стал эмиром Киренаики в 1916 году, а в 1921 году был провозглашен эмиром всей Ливии.

Он долгое время возглавлял сопротивление итальянским колонизаторам и с 1923 года проживал в Египте. Когда Италия потерпела поражение во Второй мировой войне, Ливия была отдана под управление Англии и Франции. В 1947 году в страну вернулся Идрис, которого провозгласили эмиром всей Ливии, а в 1950 году — королем. К этому времени Идрис уже имел прочные связи с Великобританией, с которой сотрудничал еще в 1930-е — 1940-е годы, во время борьбы против итальянцев. Хотя в 1951 году была провозглашена независимость Королевства Ливия, в действительности это бедное пустынное государство оставалось полуколонией западных держав. Так, Великобритания, согласно договору от 20 июля 1953 года, получала право неограниченного использования в военных целях всех портов и аэродромов королевства. Соединенные Штаты Америки сохранили за собой самую большую и мощную военную авиационную базу Уилус-Филд в окрестностях Триполи, которой американские ВВС завладели еще в 1945 году. Король Идрис в обмен на денежные выплаты согласился с присутствием американской авиации в своем «суверенном» королевстве. Франция тоже сохраняла свои войска и военные базы на территории Южной Ливии — исторической провинции Феццан.

Одновременно с использованием ливийской территории в военных целях, Соединенные Штаты Америки обратили внимание и на главное богатство страны — нефть. Американские компании занялись разработкой нефтяных месторождений. Средства от добычи нефти утекали в США, меньшая часть доставалась королю Идрису. Естественно, рядовые ливийцы от добычи нефти не имели никакой выгоды. Страна продолжала жить в нищете, с нижайшим уровнем развития социальной инфраструктуры. Вместе с тем, Идрис не стремился развивать и вооруженные силы — он очень боялся военного переворота. Ведь перед глазами был наглядный пример — свержение монархии в соседнем Египте.

Время показало — Идрис был прав. Ливийскую монархию уничтожили именно военные, молодые офицеры в званиях от лейтенанта до майора, и вдохновлял их именно египетский опыт. Возглавил военный переворот харизматичный бедуин Муаммар аль-Каддафи, выходец из берберского по происхождению, но давно принявшего арабский язык кочевого племени аль-каддафа. В 1969 году ему было всего 27 лет. Молодой офицер служил в звании капитана в инженерных войсках Ливийского королевства. Дата переворота была выбрана очень удачно. Король Идрис в это время находился на лечении в Турции и не мог воспрепятствовать действиям военных. Подъезды к американским военным базам были заблокированы, чтобы американские военнослужащие не смогли оперативно помешать действиям революционеров.

В своем обращении к народу организаторы переворота подчеркивали, что свергли «реакционный и коррумпированный» режим короля Идриса ради духовного возрождения, арабизма и ислама. С помощью религиозных лозунгов офицеры стремились консолидировать широкие народные массы, малообразованные, но глубоко верующие. Власть в стране перешла к Совету революционного командования. 8 сентября 1969 года 27-летнему капитану Муаммару Каддафи было присвоено звание полковника и он был назначен верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Кстати, до 1979 года Каддафи оставался единственным полковником в ливийской армии.

За 42 года нахождения у власти Каддафи прошел большой путь и идеологической, и политической эволюции. Из молодого пламенного революционера, идеалиста, находившегося в постоянном поиске лучшего пути развития для ливийского народа Каддафи превратился в матерого «лиса» африканской политики. Он умело лавировал между социалистическим и капиталистическим лагерем, умудрялся поддерживать революционные движения по всему миру — от Латинской Америки до Океании. На несколько десятилетий Каддафи превратился в одного из ключевых спонсоров леворадикальных и национально-освободительных движений мира — его помощью пользовались ирландские и баскские националисты, филиппинские сепаратисты мусульманской народности моро, целый ряд национальных движений в Тропической Африке. Каддафи удалось расширить политическое влияние на многие африканские страны и превратить Ливию в региональную державу, активно участвовавшую в африканской политике. При поддержке Каддафи свергались и воцарялись главы государств в Западной, Центральной и Восточной Африке. Он поддерживал удивительного революционного лидера Буркина-Фасо Томаса Санкару и «железного Джерри» Роллингса в Гане.

Нефтяные доходы, в отличие от королевского режима, в годы правления Муаммара Каддафи были направлены, в первую очередь, на развитие страны — всех направлений ее жизнедеятельности, от вооруженных сил и спецслужб до социальной инфраструктуры. Конечно, Муаммар Каддафи не был аскетом, особенно во второй половине своей жизни. Он много оставлял себе, не бедствовали и его дети, родственники, представители племени аль-каддафа. Но при этом, в отличие от периода монархии, при Каддафи Ливия добилась колоссальных успехов именно в социально-экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности общества. В Ливийской Джамахирии отсутствовала квартирная плата, цены на бензин оставались минимальными, гражданам страны предоставлялись беспроцентные кредиты на покупку квартир и автомобилей, единовременные субсидии молодоженам. Многодетные семьи получали право отовариваться в специальных магазинах с очень дешевыми ценами на продукты питания. Образование и здравоохранение в Ливии также были бесплатными, а перспективным студентам оплачивалось обучение за рубежом.

Со временем Ливия превратилась в африканский аналог государств Персидского залива, только с совершенно иной идеологией. В Ливию стекались гастарбайтеры со всего Африканского континента, прежде всего — из нищих стран Сахеля — Нигера, Мали, Чада, Буркина-Фасо. Каддафи удалось «приручить» свободолюбивых воинов пустыни — туарегов, которые служили в ливийских вооруженных силах. Уже потом, когда Джамахирия пала, многие туареги из ливийской армии вернулись на родину — в Мали, где подняли вооруженную борьбу за освобождение Азавада — «страны туарегов». В свое время Каддафи не раз говорил европейским политикам, что Ливия выполняет роль сдерживателя миграции из Африки в Европу. Он оказался прав. После уничтожения Джамахирии и гибели Каддафи Европа стала захлебываться от потока африканских мигрантов, тысячи которых ежедневно преодолевают Средиземное море, отправляясь с ливийского побережья. Среди них — выходцы из стран Сахеля, а также сами ливийцы, которые прежде никогда не уезжали в Европу в качестве гастарбайтеров — заработать можно было и на родине.

После распада Советского Союза Соединенные Штаты Америки взялись за постепенную ликвидацию светских националистических режимов на Арабском Востоке. Старт был дан знаменитой операцией «Буря в пустыне», после которой иракский президент Саддам Хусейн на долгие годы занял место одной из главных «страшилок» американской пропаганды. В конце концов, США и союзники предприняли вооруженную агрессию против Ирака в 2003 году. Режим Саддама Хусейна был свергнут, а сам некогда могущественный иракский руководитель пойман, судим и демонстративно казнен через повешение. Казнь Саддама и уничтожение Ирака как стабильного и сильного государства стали тревожным звонком для других арабских лидеров.

Каддафи прекрасно понял намек и попытался нормализовать отношения с Западом. Он пустил в страну иностранных экспертов, даже согласился выплачивать компенсации жертвам террористических актов, организованных с подачи ливийских спецслужб. Постепенно Каддафи все чаще наведывался в Европу, встречался с английскими, французскими, итальянскими лидерами. Но «лис пустыни» просчитался — он никогда не смог бы стать «своим» и даже желанным младшим партнером для США и Евросоюза. Не помогла и лесть в адрес Барака Обамы — «сына Африки». В сентябре 2009 года Каддафи выступил с двухчасовой речью на Генеральной Ассамблее ООН, в которой подчеркивал, что хотел бы видеть Барака Обаму президентом США «навсегда», и говорил, что Обама — совсем не такой, как предыдущие американские президенты. Спустя всего лишь два года «совсем не такой, как предыдущие» американский президент Барак Обама приветствовал зверское убийство Муаммара Каддафи.

Утром 20 октября 2011 года, при попытке вырваться из осажденного повстанцами и НАТОвскими спецподразделениями Сирта, Муаммар Каддафи был взят в плен. Его окружила толпа озверевших повстанцев. О последних минутах жизни ливийского лидера хорошо известно, нет смысла возвращаться к детальному описанию этого жуткого убийства. Вместе с Каддафи были убиты его сын 36-летний Мутаззим-Билла Каддафи (1974-2011), занимавший должность советника по безопасности при лидере Ливийской революции, и министр обороны и главнокомандующий вооружёнными силами бригадный генерал Абу Бакр Юнис Джабер (1940-2011) — ближайший соратник Каддафи еще по военному перевороту 1969 года, до конца остававшийся с полковником.

Что представляет сегодня Ливия? Поле «войны всех против всех», где друг другу противостоят многочисленные вооруженные группировки политического, религиозного и просто криминального толка. Официальные власти Ливии не контролируют ситуацию на большей части территории страны. Например, достаточно обширные районы остаются под контролем боевиков ИГ (запрещено в России). Периодически вспыхивают вооружённые конфликты между племенами и кланами, а формальный повод для начала стрельбы находится всегда. Так, в ноябре 2016 г. в Сабхе произошло столкновение двух племенных групп из-за обезьянки. Обезьянка, принадлежавшая торговцу из племени гаддадфа, сорвала головной платок со школьницы из племени авлад сулейман. В ответ родственники девочки убили обезьянку и трех членов племени гаддадфа. Началось кровопролитное столкновение с применением огнестрельного оружия, позже в дело пошли минометы и даже бронемашины. Погибли 16 человек, еще 50 человек получили ранения. Конечно, несчастная обезьянка стала лишь поводом для начала очередной фазы «разборок» между двумя крупнейшими кланами Сабхи, но сама по себе история очень показательна для понимания того, что стало с ливийским государством после убийства Муаммара Каддафи.

Со времени смерти Каддафи прошло 10 лет, но мир так и не пришел на ливийскую землю. «Стабильность и демократия», которую на словах хотели утвердить в Ливии американские и европейские «благожелатели», в действительности обернулась кровопролитной гражданской войной, конец которой не предвидится. Некогда процветавшая страна превратилась в «Афганистан» Северной Африки, и теперь уже не в Ливию едут гастарбайтеры со всего континента, а из Ливии сотни тысяч людей бегут в Европу, спасаясь от ужасов войны. Единственное, кого притягивает эта разоренная страна — наемников и террористов всех мастей, для которых война — основной заработок. И кто скажет, что авторитарный стиль правления и даже коррупция — более страшное зло, чем то, что происходит сегодня на ливийской земле?

Свержение Каддафи и дестабилизация обстановки в Ливии стали лишь одним из звеньев общей стратегии хаоса, насаждаемого США и их сателлитами на Ближнем и Среднем Востоке, на Африканском континенте. Знаменитая Арабская весна 2011 года свергла большую часть светских националистических режимов — ливийский, тунисский, египетский, йеменский. Была развязана кровопролитная гражданская война в Сирии, а сирийский президент Башар Асад после смерти Муаммара Каддафи стал следующим «сакральным врагом» США и союзников на Ближнем Востоке