Даже и не думал, что имя древнего городища столь информативное. Действительно, что такое рута? С "супом" проще. Надо только терпения набраться... Село Супруты расположено на реке Упа юго-западнее города Тула. По названию древнего городища от имени реки можно сказать, что поселение возникло одно из первых в регионе. Обычно города получали свои имена по названию притока, а в данном случае - по имени реки, протяжённость которой 345 км. Больше всего меня заинтересовали названия Супруты и Упа, что означает имя реки и селения? Что пишут о том? Открываю википедию:
Супруты — село в Щёкинском районе Тульской области России. Раньше на месте села Супруты было Супрутское городище. Рядом находится лес, в котором много грибов и ягод. Также в селе есть заброшенный магазин, которому около 30 лет.
Всё. Информация достойная оккупантов. Особенно магазин впечатлил, сколько я видел подобных... Потом подумалось, а слово оккупация, не от «око» ли будет происхождением? Или «купа», а Упа впадает в Оку, так что же это получается, люди добрые!? Упа есть образующее корневое слово от которого самоё Купало? А взять Оку, какая же она финно-угорская «вода», если она - «око». Хотя, одно другому не мешает. Будем искать, википедия:
Супрутское городище — древнее городище, расположенное на реке Упе в Щёкинском районе Тульской области вблизи деревни Супруты. Находилось в землях вятичей и являлось крупным торговым центром на пути из Оки в Дон. Первыми жителями городища были представители мощинской культуры III—VIII веков. Обилие предметов скандинавского происхождения позволяет предположить, что городище было занято некой варяжской дружиной, превратившей его в административный центр и пункт сбора дани. Существует предположение, что данные варяги, конкурировавшие с другими группами варягов за контроль торговых путей на Русской равнине, находились в IX веке под протекцией Хазарского каганата, либо были хазарскими наёмниками, призванными охранять этот стратегический торговый пункт. Археологические данные показывают, что в конце IX века городище было подвергнуто разгрому, что было, по-видимому, связано с походами Вещего Олега с целью устранения конкурирующих варяжских группировок и хазарского влияния, а также подчинения земель вятичей и северян. Походы Олега на время подчинили вятичей, однако, вскоре хазарское влияние на них восстановилось, а Супрутское городище было вновь заселено, о чём свидетельствуют находки арабских монет X века, вещей салтовской культуры. На городище проживало около 300 человек, его планировка была отличной от славянской. Окончательный разгром Супрутского городища некоторые авторы связывали с походами Святослава на Хазарию и в земли вятичей в 965-м — 968/969 годах, однако по археологическим данным Супруты были разрушены в 910—915 годах, после чего Донской торговый путь угасает и основное движение серебра осуществляется только через Волгу. Вероятными инициаторами похода на Супруты могли быть дружины русов, контролировавших Волжский торговый путь в Верхнем Поволжье (Тимерёво, Михайловское, Петровское).
Нашёл незнакомое слово «мощинская», что Это? Сообщают: Образование мощинской культуры относится к третьему периоду раннего железного века (IV—VII вв.) — времени больших событий в истории Европы и связано это прежде всего с продвижением на запад гуннских кочевых орд, нашествием германских племён на Римскую империю и в связи с этим — великим переселением народов. На рубеже новой эры под натиском сарматов часть почепских племён мигрировала в район верхней Оки, где они растворились в среде верхнеокских племён. На территории бассейна верхнего течения Оки, на основе верхнеокской и почепской культур сложилась новая культура балтов — мощинская. Своё название культура получила по городищу у села Мощины в Мосальском районе Калужской области.
Опять ничего не понял: «под натиском сарматов часть почепских племён мигрировала», каких почепских? Есть город Почеп между Брянском и Гомелем, это они? Недавно только размышлял над этимологией «по-чеп», смотрите статью. То есть почепские с верхнеокскими образовали культуру балтов? В иных учёных изысканиях - старше балта только сам балт. Балт переводится - «топор» прямым текстом и по-русски, читайте статью о балтизации топора. Почепская культура, это что?
Почепская культура — археологическая культура железного века (в ином прочтении — локальная группа позднезарубинецких памятников). Впервые выделена в 60-е годы XX века советским археологом А. К. Амброзом (1929-1985). Сформировалась в I веке нашей эры из синтеза элементов юхновской и зарубинецкой культур в результате переселения в Подесенье потомков зарубинецких племён из Среднего Поднепровья. Верхняя хронологическая граница почепской культуры не определена. Генетически связана с киевской культурой на юго-западе и мощинской на востоке. Памятники типа Почеп. Всё.
П. Н. Третьяков (археолог-славист, доктор исторических наук 1909-1976), и Т. Н. Никольская (археолог, кандидат исторических наук 1919-2001), были единодушны в мнении о миграции населения на верхнюю Оку с верховьев Десны. Но П. Н. Третьяков утверждал, что это связано с племенами зарубинецкой культуры и, что движение началось уже в первые века новой эры. Первоначально он считал мощинскую культуру славянской, в последующем — то смешанной балто-славянской, то причислял её к восточной балтской группе, оказавшейся под влиянием зарубинецких племён. Т. Н. Никольская появление нового мощинского населения в верхнеокском бассейне относила к IV—V векам. В. В. Седов (археолог, заведующий отделом полевых исследований Института археологии РАН, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН и академик АН Латвии), в отличие от Третьякова, считал мощинскую культуру сложившейся под влиянием зарубинцев — выходцев из западных областей балтского мира. А. А. Спицын объединил верхнеокские городища в отдельную группу и отделил их от среднеокских и верхневолжских. Он отнёс верхнеокские памятники к культуре балтских племён, заключив их в хронологические рамки VI—VIII веков. То есть во времена исторического появления славян в крае? Пытаюсь соображать. А. А. Майоров, анализируя данные археологических исследований поселений вятичей в Верхнеокском регионе, утверждает о возможности ассимиляции вятичскими племенами на данной территории носителей мощинской археологической культуры — предшествующей культуры периода заселения верхней Оки славянами-вятичами, которая началось примерно в VII—VIII веках. То есть мощинских извели вятичи? Однако в это же самые время, с VI по VIII век тут жили-были балты, как утверждает Спицын... Как всё запутано у археологов.
Спицын Александр Андреевич, крупный учёный 19 века царской России опровергал труды Карамзина, спорил с Костомаровым, имел собственную и непредвзятую точку зрения, в чём лично я успел убедиться, немного изучив биографию и труды. Александр Андреевич Спицын (1858-1931) - археолог, профессор, член-корреспондент АН СССР (1927). С 1892 года - сотрудник Императорской Археологической комиссии Императорского Русского археологического общества. Крупнейший специалист по средневековым русским надписям. Занимался изучением, систематизацией, каталогизацией древностей России (скифо-сарматские, волжско-камские, славянские, бронзового века). Одним из первых в России применил многие передовые методы изучения древностей, в частности, сравнительно-типологический и картографический. Датировал многие важнейшие археологические памятники.
Если уважаемых балтов не считать за этнос за отсутствием «балтического» языка, соответственно, то все прибалтийские народности (восточные и западные) подпадают под то самое время «христианизации». И время появления славян (VII век) тому соответствует. Почему получается такая путаница среди выводов исследователей? Зачастую выводов противоположных и не очень дружащих со временем. Смешивают понятия первая причина и перетягивают одеяло вторая. Кто первый встал того и тапочки? Что-то в этом есть, потому нет полного доверия. Наука археология штука важная, несомненно, но очень сложно отличить череп варяга от балта, если это одно лицо. Существует мнение исследователей, что летописная мурома происходила, в том числе, и от племён мощинской культуры. Единого мнения не существует, и по сей день ведутся споры, то почепские с верхнеокскими образовали культуру балтов, то наоборот. Чаще от лица балтов выступают с обвинениями славян в насильственной ассимиляции. Мощинская культура (неизвестного происхождения), это что?
Своё название культура получила по городищу у села Мощины в Мосальском районе Калужской области. Там есть Братская могила советских воинов с описанием памятника, что он находится в удовлетворительном состоянии и что Братская могила возникла в центре д. Мощины в 1942 году. Об этимологии всё. Есть курганы вятичей с чернолощёной керамикой в деревнях Шаньково и Почепок, и они относятся к мощинской культуре. Район расположен на западе Калужской области и граничит на северо-западе со Смоленской областью. Что ещё надо знать россиянину?
Очевидно, что мощинская от слова мощи, сижу и соображаю. Мощи святых являются объектом почитания, учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями. И пришли они на район от греков с евреями, но не от балтов. Какая досада. Греческий язык есть, а языка балтов нет и с какого они века, им самим неизвестно. Значение греческого слова др.-греч. ;;;;;;; - останки (единственное число: «;;;;;;;;» - «остаток») в богослужебных книгах соответствует значению русского слова «мощи». Останки людей, причисленных после смерти к лику святых. На латинский язык эти слова переводятся словом «reliquiae» - «реликвии». Примечателен перевод reliquiae: вижили(укр), выжылыя(белор), выжившие(русск), оцелели(болг). Обратите внимание на начало слова - религия - звучит без перевода. Причём со знаком «re» реверс - обратно «er» - обратная сторона монеты и буква на коробке передач, означающая - задний ход. Ленин сказал бы, зато два вперёд, товарищи! В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. Например, в чине погребения мирян часто встречаются такие выражения: «мощи усопшего лежат в доме». От слова мощи и мощение - дорога вымощена (костями) или «благими намерениями вымощена дорога в ад» - крылатое выражение в русском языке и английском. Творческие люди задаются вопросами, «Чем вымощена дорога в рай?», а на языке благоустройства - «мостовая вымощена» (камнем или плиткой), что позволяет соотнести два понятия: мощи и мощение. По всей вероятности происхождение слова из теологии перешло в быт.
Найденные в Супрутах семилучевые височные кольца стали, по всей видимости, прототипом семилопастных височных колец вятичей. Вятичи (др.-рус. вятиИчи ударение) - восточнославянский союз племён, населявший в VIII—XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки (на территории современных Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Московской, Воронежской и Липецкой областей). Бывшее Черниговское и Брянское княжество, Верховские княжества. Название вятичи произошло от имени родоначальника племени - Вятко, а родимичи - от Радима и они два брата. «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко… а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи». Ударение вятИчи на звук «И» (Иисус) - указывает, что они почитатели Нового Завета. Такой тип эвгемеризма, как выведение названия племени от имени его прародителя, был свойственен средневековой христианской книжности. Мос/мощ/мог заложено и сохранилось в имени российской столицы. По данным археологии территория вятичей имела следующие границы. Юго-западная граница вятичей проходит по водоразделу Оки и Десны. В верховьях Десны и её притоков, а также в бассейнах притоков Оки, Жиздры и Угры, выделяется полоса, где вятичские курганы соседствуют с кривичскими, памятники с находками семилопастных височных колец вятичей соседствуют с находками браслетообразных завязанных височных колец кривичей смоленско-полоцких. Затем граница вятичей проходит вдоль долин Угры и Оки вплоть до впадения Москвы в Оку. Крайняя восточная граница распространения семилопастных височных колец - город Переяславль-Рязанский. Несколько научных гипотез связывают происхождение этнонима вятичи с индоевропейским корнем ven-t «мокрый, влажный», праслав. vet - «большой», раньше читал от слова вятший - лучший. Не знаю, название племён у меня было запланировано после названия рек, да очередь не дошла. Одно могу сказать с уверенностью, что Радим и Вятко такие же братья, как Пересвет и Ослябя - по вере. Многие исследователи отмечают близость некоторых западно-брянских диалектов к языку, которым было написано «Слово о полку Игореве» (конец 12 века) и потом «Задонщина».
Височное кольцо - бронзовое, серебряное, золотое женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Его носили по одному или по нескольку пар сразу. Они известны с бронзового века, были распространены у восточных славян в средние века. Первые височные кольца на территории Восточной Европы — это бронзовые спиральки, датируемые III—IV тысячелетием до н. э. (балтам такая рань и не снилась). Ранние лучевые височные кольца, послужившие прототипами семилучевых и семилопастных украшений радимичей и вятичей, имеют Дунайское происхождение. Семилучевое височное кольцо городища Хотомель в Припятском Полесье относится VIII–IX вв. Сравните название городов Гомель (Хомель) и Стокгольм - одно и то же значение положено в название - холм/гара/гора. Да и слово город-городище. Лучевые кольца того же облика найдены на городище роменской культуры Горналь, на городище борщевской культуры Титчиха в Воронежском Подонье, в Кветуни под Трубчевском, а также на поселениях в Гнездово под Смоленском и Супрутах в Верхнем Поочье. В целом они датируются IX–X вв., гнездовская находка — рубежом IX и X вв. Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ - круг - сочетался с символом земного плодородия». Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые" (и кое с чем ещё). Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых. А вспомнить лунницу - отличительный оберег радимичей. Лунницы имели распространение на Древнем Востоке, в различных странах Азии, в Римской империи. В Средние века бытовали в странах Западной Европы, на Руси, в Моравии, Польше, Хорватии. Характерны для дославянских культур. Лунницы часто считаются охранительными языческими амулетами. В Древней Руси лунницы были одним из наиболее распространённых типов подвесок. Большее распространение имели только нательные кресты, что само собой, учитывая события. Свидетельства использования лунничных амулетов В. П. Даркевич видел во фразе митрополита Киевского Георгия: «аще кто целует месяц, да будет проклят». Известны лунницы с крестом, а также древнерусские лунничные височные кольца.
Женщины издревле были модницами, любят они себя украшать, и это было и будет в любую историческую эпоху. Кажется, сейчас нет аналогичных украшений, сейчас заместо них замысловатые серьги. Уже в названии украшений заметно веяние времени. Что означает слово серьга, Сергий - читай статью об этимологии Ерика - такая речка, но и порода собак, и даже имя городу Нью-Йорк, потому что новый...
Вот мы и дошли до речки, а речка - Упа в Тульской области России, правый приток Оки, на которой Супруты и Тула. О значении слова «тула» читай статью ниже. Ещё на реке город Одоев (тот самый, у которого планировали встретиться Мамай и Ольгерд, а ныне это посёлок городского типа Одоев). Вообще по линии Мценск, Белёв Одоев, Козельск, Сухиничи, Ельня, Смоленск очень много имён, заслуживающих внимания. Но что делать, вся Россия не изучена, любое слово возьми - не знаем. Сейчас будем удивляться вместе, до чего красивый и толковый русский язык.
В википедии пишут, якобы, название произошло от балтского слова upe («река»): ср. латыш. Upe, лит. Up;. И действительно, Upe (латыш) = река, я проверил перевод (река, Reka, Рака). Ну и дальше следует та же песня: «Уже в начале железного века район верхнего течения реки Ока и её притоков — Зуши и Упы — был населён восточно-балтскими носителями Верхнеокской культуры, ассимилированными западно-балтскими носителями мощинской культуры (голядь), которые, в свою очередь, были ассимилированы славянским племенем вятичей лишь к концу XII века». Из чего узнаю, что балты были непрочь побить и самих себя. Окончательный разгром Супрутского городища некоторые авторы связывали с походами Святослава на Хазарию и в земли вятичей (965-968/969), когда каганат был разгромлен, а столица Саркел (веха в переводе) была сожжена. Хазары ушли в Итиль (969), Саркел скрыло Цимлянское водохранилище (1952) и никто толком не знает их истории, город Итиль не найден. Концы в воду, а нет тела - нет дела.
Осталось имя Упа, что значит «река» на языке латышском, Upe. На литовском есть похожее слово, но с точкой вверх над е - Up;. А ведь знаете, в чём подвох? Звук другой. Переводится - река, а звучит Ута. Проверьте. Тут никакой критики не требуется, потому что звук Upa - Ута. Письмо пришло явно позже, да и будь оно, в разговоре всё равно скажешь литовцу, я рыбачил на Уте. Теперь к латышам. Если пробуем перевести Упа на латышский (а оригинал слова сербский), то получаем - Ceru (церу/черу). Червоную и с корнем er (он). А на латинском языке оно будет - spe - спи (звук, а сон - сын в значении). О черри и вишенке на торте смотрите статью, ссылка ниже.
Теперь ещё крепче держимся за стул: на русском Упа = Надежда… Ещё значения Надзея (белор), Надія (укр), Надежда (болг). Прямым текстом - Надежда. Имя существительное и варианты значений: hope - надежда, упование, чаяние, лощина, но и доверие, траст, вера, собственность. Ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь (радостного, благоприятного); есть надежда на выздоровление. Я пока не касаюсь самого слова - происхождения «надежда-надія» - очевидно, что оно составное. Просто показал, что (упа) язык оригинала сербский, раскрывается на все славянские без исключения, а это говорит о взаимопонимании.
Так и латышское Ceru (цейру), переводится - я надеюсь - дословно. Кто не верит, пробуйте: я спадзяюся, я сподіваюсь, надявам се. Теперь вопрос, а как они (латыши) могли получить звук упа? Поможем им. Написать из трёх букв можно что угодно, а вот вслух произнести не получится. А очень просто, через Ўпа, читается «Впа». Белорусский звук «впа/упа» и вот вам - Upa - вода. Ўпа: Упа (укр), Upa (пол, чех, словен, словац, хорв и все остальные), только на литовском и латыни - ута - звучит по-прежнему. Белорусский язык сохранил не только корни языка русского и гуки-звуки, но и возможность конструировать. Продолжение корня может быть купа или кут, и оба значения хорошо объяснимы. Причём, русское слово вкупе = вместе по значению, а в каком месте? Подвох. Напиши раздельно в смысле в купе в поезде, получишь иной смысл, в купели - третий и таких слов с корнем куп-куп много: купец, купальник, купа. С литовского купа - kupa - чашка, что уже ближе корневому значению, или dubuo - миска - посуда для еды в виде широкой чашки (деревянная миска). На болгарском купа - группа деревьев, тесно растущих (или посаженных) на ограниченном пространстве.
Итак, упа - надежда в термине сУПруты, осталось узнать, что такое руты/рута. «Червону руту не шукай вечорами», кстати, а когда следует искать? Сначала о времени. Утро вечера мудренее, может утром? Точно! Слово руто = утро. Об этом никто не знает - ни один доктор-филолог, ни одного НИИ в мире. Ни один отдел логистики против отдела статистики не попрёт. Только русский язык знает, но молчит. Вот такое значение слова утро – utro > rutо (оно же «сутрин» болгарское). Ага! Начинаю стыковать. Супруты - читай статью «Завтрак, обед, ужин значение впервые», что же означает слово утро? А «утро» и есть руто, беру готовое исследование и на него ссылаюсь. А на кого ещё? В песне искали цветок, который только раз в году по поверию может найти девушка, и только он её может осчастливить. Он один. Больше никто не может, и никто в Украине и Карпатах, Беларуси и России не знает что это за цветок! А проворонит такая девица буквально пару часов и всё, и лист меняет цвет, а то и вовсе опадает... Не успела! Растяпа.
Супруты не с «супом» точка ру, нет. Здесь вместе два слова: НАДЕЖДА и УТРО, а читать слитно и по-русски: СУПРУТЫ.
С ума сойти как просто. Итак: с + уп + рут(ы) = Надежды утра, Утренние надежды. Восток дело такое, но и солнечное!
17.03.2021, СПб
* о черри и вишенке на торте:
Что такое Вишера? Река, город, слово в целом...
http://proza.ru/2021/10/12/1327