https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70685668
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=410049784
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402764190
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=406956234
Бережинский Иван Моисеевич (Матвеевич) родился на Украине в селе Остаповка Камышнянского (Миргородского) района Полтавской области.
В конце 30-х годов вместе с младшим братом Григорием работал на заводе в Двигательстрое. Был прописан в Хасавюрте, поэтому призывался на срочную службу в армию 19-го октября 1940 года Хасавюртовским РВК.
Служил в воинской части в Западной Украине. Его часть располагалась у города Бобрка Перемышлянского района Львовской области.
Оттуда пришло последнее письмо Ивана брату Григорию, написанное 11-го мая 1941 года и доставленное в Двигательстрой 19-го мая 1941 года за три дня до начала войны.
В письме Иван пишет, что их часть находится в летнем лагере и живут они в палатках.
«… красиво, но развлечения мало. Вот сегодня выходной день: написал два письма, сыграл две партии в бильярд и больше [делать] нечего.»
Пишет, что учится в школе на «отлично», взысканий не имеет. «Недавно сфотографировался с ребятами, плохо только получилось. Я вырезал только себя и высылаю тебе [фото].»
Скучает по родным и друзьям.
А через 11 дней началась война.
Вероятнее всего, воинская часть Ивана Бережинского входила в состав приграничных войск 6-й армии (1ф) Юго-Западного фронта.
«22 июня 1941 года в 5:30 утра рейхсминистр д-р Геббельс в специальной передаче Великогерманского радио зачитал обращение Адольфа Гитлера к немецкому народу в связи с началом войны против Советского Союза.
"...Сегодня на нашей границе стоят 160 русских дивизий, - говорилось, в частности, в обращении. - В последние недели имеют место непрерывные нарушения этой границы, не только нашей, но и на дальнем севере, и в Румынии. Русские летчики забавляются тем, что беззаботно перелетают эту границу, словно хотят показать нам, что они уже чувствуют себя хозяевами этой территории.
В ночь с 17 на 18 июня русские патрули снова вторглись на территорию рейха и были вытеснены только после длительной перестрелки. Но теперь настал час, когда необходимо выступить против этого заговора еврейско-англосаксонских поджигателей войны и тоже еврейских властителей большевистского центра в Москве.» [1]
Не напоминает ли вам это сегодняшние высказывания правительства США и иже с ними европейских союзников, которые в последнее время звучат в адрес России, называя ее «страной – агрессором»?
Что это? Повторение забытых мантр?
Продолжим знакомиться с обращением Гитлера:
«Немецкий народ! В данный момент осуществляется величайшее по своей протяженности и объему выступление войск, какое только видел мир. В союзе с финскими товарищами стоят бойцы победителя при Нарвике у Северного Ледовитого океана. Немецкие дивизии под командой завоевателя Норвегии защищают вместе с финскими ГЕРОЯМИ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДУ [выделено мной] под командованием их маршала финскую землю.
От Восточной Пруссии до Карпат развернуты соединения немецкого восточного фронта. На берегах Прута и в низовьях Дуная до побережья Черного моря румынские и немецкие солдаты объединяются под командованием главы государства Антонеску.
ЗАДАЧА ЭТОГО ФРОНТА УЖЕ НЕ ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН, А ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОПЫ И ТЕМ САМЫМ СПАСЕНИЕ ВСЕХ. [2]
Поэтому я сегодня решил снова вложить судьбу и будущее Германского рейха и нашего народа в руки наших солдат. Да поможет нам Господь в этой борьбе!» [1]
И фашистские войска вероломно ворвались на территорию нашей родины.
Но не только фашистская Германия стремилась растоптать нашу страну и уничтожить ее жителей.
«На второй день войны активизировали свои действия боевые группы ОУН, на улицах [Львова] началась стрельба. Была повреждена воздушная линия на Тарнополь. Мы выехали устранять повреждения, но два пулемета, установленных в костеле, не давали этого сделать.
Только при помощи танка, который направил в наше распоряжение начальник пограничных войск, удалось подавить огневую точку и восстановить связь.
Бои становились все более жестокими. ОУНовцы обстреливали территорию Управления НКВД, стреляли по отдельным военным, по частям, размещавшимся на улицах. В некоторых районах Львова еще до вторжения немцев завязались уличные бои.» [3]
Надо напомнить, что город Бобрка, где находилась воинская часть Бережинского, расположен всего в 30 км юго-восточнее Львова и в 20 км западнее города Перемышляны.
«23 июня 1941 года началось выступление повстанцев Перемышлянского района Львовской области.
В лесах возле местечка Перемышлян дислоцировался боевой отдел оуновцев, личный состав которого насчитывал 87 хорошо вооруженных и подготовленных бойцов. Националисты имели в своем распоряжении конспиративную базу-лагерь под кодовым названием “Овраг”.
Нападая на части Красной Армии и войск НКВД, оуновцы в первый день боев убили 35 и взяли в плен 188 военнослужащих.
На следующий день оуновцы из лагеря “Овраг” присоединились к немецким частям и начали бои в Перемышлянах, 28 июня захватив райцентр (ЦГАВО Украины. Ф. 3833, оп. 2, дело 32, стр. 1).
23 июня в лесном массиве вблизи местечка Винники (теперь фактически восточное предместье Львова) оперировал отряд бандеровцев, личный состав которого насчитывал до 40 бойцов. Из предварительно подготовленного лагеря они совершали нападения на колонны отступающих советских войск и после кратковременного обстрела красноармейцев из автоматического оружия отходили к лесу, где занимали заблаговременно оборудованные оборонительные позиции.
Нападения из Винниковского леса особенно донимали войска, так как осуществлялись на важных рокадных дорогах Львов-Золочев и Львов-Самбор, которые являются соответственно южной и северной границами лесного массива.
25-27 июня 1941 г. украинские националисты захватили населенные пункты Купновичи, Ляшки, Костильныки и Мокряны Рудковського района Львовской области. К приходу вермахта почти весь район контролировался оуновцами.
Сотни молодых людей, которые присоединились к повстанцам, добровольно помогали отделам вермахта и полиции в борьбе с разрозненными группами красноармейцев.
До 30 июня 1941 г. повстанческие отряды ОУН своими силами очистили от Красной армии и советской администрации Жовквовский и Бобркский районы Львовской области.» [4]
30 июня 1941 немецкие войска вошли в Бобрку.
10 июля 1941 здесь был учрежден юденрат, созданы гетто и еврейская полиция. [5][6]
Вот в таких условиях встретил войну молодой солдат из Двигательстроя Бережинский Иван Моисеевич.
Как сложилась его военная судьба?
Он считается пропавшим без вести в марте 1943 года.
Ушел на войну и младший брат Ивана Бережинского Григорий, которому он писал письмо.
В марте 1942 года Григорий стал бойцом 417-й стрелковой дивизии, в состав которой вошло много двигательстроевцев.
Со своей дивизией он прошел через бои под Моздоком, участвовал в прорыве «Голубой линии», форсировал Сиваш, освобождал Севастополь, принимал участие в ликвидации Курляндской группировки вермахта в Прибалтике.
В 1945 году он вернулся домой в Двигательстрой http://proza.ru/2021/03/20/1469.
На фото фрагмент последнего письма Ивана Бережинского от 11-го мая 1941 года.
[1] https://ria.ru/20080622/111582146.html
[2] Выделено мной
[3] Н. Карпов (Из фронтового блокнота) https://zalizyaka.livejournal.com/404880.html
[4] https://zalizyaka.livejournal.com/404880.html
[5] http://myshtetl.org/lvovskaja/bobrka.html
[6] В середине 1941 года в Бирбрке [Бобрке] проживало около 2000 евреев.
В 1942 году немцы создали гетто для оставшихся 1500 - 1900 евреев, которые не были депортированы в лагерь смерти Белжец. Примерно 300 евреев умерли в гетто от болезней. Гетто было ликвидировано 13 апреля 1943 года, в ходе которого более 1300 евреев были убиты на месте в соседнем селе Воловое https://ru.qaz.wiki/wiki/Bibrka