***
В роковой день 11 сентября 2001 года мир изменился навсегда.
Началась новая эпоха, которую многие учёные называют « метамодерном», «гипермодерном» или «пост-постмодерном».
Метамодернизм — одна из попыток определить актуальную культурную реальность.
Термин был предложен в 2010 году двумя голландскими философами-теоретиками Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером.
Метамодерн — это глобальный культурный процесс, характеризующийся «колебанием» между двумя противоположностями и одновременностью их использования.
Но сначала о самом понятии - МОДЕРН.
МОДЕРН.
Эпоха модерна начинается после классики — периода, включающего в себя античность, Средние века, Ренессанс и так далее.
Классическая эпоха создала основные образцы произведений искусства, а модерн начал их пересматривать и искать новые формы выражения.
Так, позднее , родились русский авангард, абстракционизм, дадаизм и другие формы. Применительно к искусству следует говорить про модернизм.
Затронул он и политику.
В политике для него характерны жёсткие идеологии, когда он стремится сделать универсального, «массового» человека (марксизм, анархизм, фашизм).
Например, сталинизма десятилетиями обтёсывал советское общество, избавляясь от всех, кто не подходил под формальные признаки «надёжного товарища» — вот политическое выражение модерна.
Идеи модернизма очень привлекательны в общей форме, и доказательства тому яркие утопии «Мы», «О дивный новый мир», утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы в их знаменитых трудах «Утопия» и «Город солнца».
Но примером модерна может служить и антиутопия « 1984».
В любом случае это всегда тоталитарные государства с жёстким государственным аппаратом.
Однако человек — непостоянная система, его невозможно вписать в чёткие рамки, ведь стремление отойти от правил и догм всегда будет сохраняться.
Отсюда любые модернистские идеологии это борьба против ветряных мельниц с желанием обуздать вольный дух человека.
Модерн выработал и свою философию с провозглашением смерти бога, стараясь осознать материальный мир, избавившись от идеи духовного и поставив во главу материальное, считая , что используя технические инструменты, можно познать универсальную истину.
Нельзя отриать , что при этом погоня за истиной дала нам и атомную энергию, и электронику, и химическую промышленность, и квантовую физику и многое другое.
Универсальность истины не только надела на всех женщин чулки от фирмы DuPont, но и столкнула друг с другом целые цивилизации.
Две мировые войны стали апогеем модерна.
Если мы хотим общей истины для всех, но в то же время уничтожаем носителей этой истины (людей), то кто будет получать выгоду от проекта модерна?
Узкая прослойка элиты, либо же вообще никто.
Поэтому 1945 год стал концом не только Второй мировой войны, но и модерна, как цивилизационного направления.., вытолкнув цивилизацию с желанием осознать себя на следующую ступень – ПОСТМОДЕРНА - эпоху абсолютного плюрализма.
И сбрасывание с пьедесталов идолов.... всех.
ПОСТМОДЕРН.
Прошлое наследие человечества и деконструкция его , игра с ним, ирония, цитирование и и копирование ,.. подчас с ухмылкой, создание бесконечных копий копий, где оригинал навсегда потерян, не достижение на века, а сиюминутная значимость называемая «хайп» и погоня за ним.
Для постмодерна игра с культурным наследием прошлых эпох уже самоцель и её цель та масскультура, которую сейчас наблюдаем.
Это сбой всех ориентиров традиционного и значимого с фантомной глубиной квеста, отсылок на тонны цитаты , жонглирование ими, выявление двусмысленности и лукавый перевод её в качество истинного.
И подчас при всех действиях одновременно.
По сути это бесконечная матрёшка.
Примером может служить работа Солженицына « 200 лет вместе «, где вся литература по сути исследование архивов, а не художественное слово, насколько она переполнена архивной информацией с указанием фондов, их нахождением, архивных номеров, собственным словообразованием, подчас странным, и пр.
Общение с таким произведением создаёт иллюзию приобщения к науке и культуре , выталкивая само их понятие.
Но от прохождения такого «квеста» зритель получает удовольствие, потому зачем самому что-то знать, изучать, думать, когда вот оно и вполне достаточное чтобы прослыть знающим дабы в нужное время вставить и своё слово.
Выигрывает по увеличению популярности и автор, снабжающий произведение достаточным количеством отсылок, и читатель от удовольствия от как бы культурной включённости, подменяя суррогатом знания, не понимая и не желая понимать , что не культура и знания , а руины.
Постмодерн коснулся и политики.
Если достижение и цель модерна всегда создание тоталитарного государства с жёстким государственным аппаратом, то со временем и утратой модерна своей парадигмы деление мира на два лагеря он стал терять свою силу, и финалом его поражения стало разрушение Берлинской стены, разрушение СССР, аннулирование блока стран Варшавского договора.
Конечно процесс не был дискретным , а постепенным.
До конца 80-х годов мир был поделён на два враждующих лагеря: коммунистический и демократический.
Но постмодерн возник и проявил себя, в первую очередь в демократических странах, а уже потом пришёл в страны Варшавского договора после падения «железного занавеса».
Можно сказать, что модернистский коммунизм морально устарел к концу XX века, не выдержав ударов постмодернистских молотков по Берлинской стене
Отличие постмодерна от модерна в отрицании универсальной истины.
Это похороны богов и сомнение во всём.
Если модерн пытался превратить индивида в «массового человека» (как в СССР, например), то постмодерн дробление общества до индивида, вбивание в головы , что любая истина может быть побита другой истиной.
Понятие истины вообще теряет какой-либо смысл.
Нет идеологии, нет бога, есть конец истории.
Другие культурные эпохи не более чем кубики LEGO, которые можно как угодно составлять.
Но масскультуре тоже стало тесно в её ложе с уничтожением центра, разума, логического мышления.
Сам человек оказался в заложниках деконструкции .
Глобализация не сделала мир по-настоящему единым, а информационные технологии, хоть и помогли людям общаться без преград, но, в то же время, поляризовали общество по информационному признаку.
Появляется МЕТАМОДЕРН.
МЕТАМОДЕРН.
Он не занимает определённую позицию.
Он воспринимает мир и культуру как один общий поток смыслов, которые есть части общей истины, где каждая единица важна и самодостаточна.
В нём нет места снобизму, элитизму, нет высокой и низкой культуры.
Это то состояние, когда вы можете испытывать честное удовольствие от всего.
Вы можете читать Достоевского.
Всерьёз считать Киркорова гением.
Следить за инстаграммой Бузовой и слушать музыку Чайковского.
Молиться Богу и не соблюдать посты.
Вы можете делать всё.
Всё что любите не только честно, но и с иронией.
И это нормально.
Благодаря этому новому чувству, человеку позволительно искать как бы собственную цель.
Таким образом, в раскачивании между модернистской серьёзностью и постмодернистской иронией поднялся над нами метамодерн.
Ирония, ностальгия и искренность , незнание, всеядность наложилось и на российскую треш-попсу, массСМИ, ТВ, каждодневную жизнь в которой нормой стал и «Дом-2».
Метамодерн стремится найти смысл культуры и искусства, наделить произведения глубиной, но это глубина иного порядка, чем в постмодерне.
Искусство метамодерна стремится к многомерности, как, например, в картинах художника Адама Миллера.
Другой художник, Митч Гриффит, в цикле картин «Несокрушимая свобода» использует аналогичные приёмы для актуализации проблем личности и свободного общества.
Сбой стилей, эпатаж, совместимое несовместимого,поза,создание вне логики и здравого смысла с претензией на истинность,интеллектуальное и псевокультурное кликушество преподносимое как истинное его вехи.
Наиболее понятно это видно на примере как бы " художника " Павла Павловского...то прибивающего свои мужские остоинства на Красной Площади, то как инсталяцию сжигающего банк во Франции.
Метамодерн - это дерьмо и осетрина в одной мясорубке.
Политика в метамодерне в большей связи с культурой, чем прежде.
Вполне вероятно, что через некоторое время под воздействием метамодерна политика станет менее элитарной.
В лидерах могут оказаться люди совсем неизвестные , далёкие, случайно в неё вторгнувшиеся с неизвестными целями и мотивами.
Деэлитизация политики может пойти на пользу обществу, а может не пойти......... известный комик в политике уже пример.
Метамодерн не является инструментом, философией или идеологией— это структура чувства.
Дело в том, что используя какую-то определённую модель, обычно человек ставит мир в рамки.
Метамодерн же призван встать над этими рамками.
Это обстоятельство не позволяет считать метамодерн четкой философской системой.
Либо эти рамки могут быть навязаны... ментально.
Не случайно уже сейчас пошли разговоры о «ментальной войне», о подготовке кадров для информационного противодействия в военной и гражданской сферах, перезагрузке молодежной политики, а также возобновление активного и широкого диалога с «консервативным большинством».
Цели у власть придержащих вогнать в рамки человека ради собственных целей сохраняются , хотя прилюдно провозглашается , что у метамодерна нет цели, он движется ради самого движения, пробует, несмотря на неизбежный провал; бесконечно ищет истину, которую никогда не ожидает найти.
Метамодерн -двойное послание типа «морковка и осёл».
Как и осёл, он преследует морковку, которую он никогда не съест, поскольку морковка всегда вне досягаемости.
Но в точности из-за того, что он никак не может съесть морковку, он никогда не прекращает преследовать её.
«Основатели русскоязычного сайта о метамодерне Артемий Гусев и Мария Серова в интервью журналу «Stenograme» рассказали о новой парадигме так: «Речь идёт о радикальной открытости, о всепринятии. И здесь открывается ещё один тонкий момент. Практика осцилляции (раскачивания) производит ощутимый побочный эффект — она даёт понимание того, что ты стационарно не связан ни с одним явлением, не отождествлен ни с чем. Путь индивидуальности — наблюдать эти раскачивания, но не делать своим пространством траекторию их колебания».
Что будет происходить в мире , если сторонник матамодерна встанет во главе страны... или стран, военных блоков, остаётся только догадываться.
Мы вступили в новую эпоху, где новый способ смотреть на культуру призван вытащить общество из модернистских и постмодернистских тупиков.
Метамодерн — это неуловимая истина где-то посередине.
Он воплощает в себе человеческий дуализм и непостоянство, о которой ещё говорил социолог Георг Зиммель.
По мнению Зиммеля, человек подобен маятнику, который постоянно мечется между двумя крайностями, стремясь к балансу, но так никогда его не находя.
Этим Зиммель объясняет непостоянство человеческой природы.
Следовательно, ни один из нас не может быть категорично объяснён, ибо мы постоянно находимся в движении.
При многомерности понятий и ощущений человека и человечеством, считая , что можно без иронии и невежества воспринимать всю музыку, литературу, игры и фильмы, в метамодерне нет высокого и низкого, а есть единый поток, где важен каждый элемент, а культура, политика, философия сливаются в одно постоянно движущееся и изменяемое целое.
Откуда само явление?
Не исключаю, что оно возникло вследствие мощного информационного рывка коммуникаций, доступности к ним, без анализа правдивости или ложности , отсева зёрен от плевел, а равенства правды и лжи с правом каждого вывешивать на прилюдное обозрение любой информации независимо от достоверности с правом на истинность..
И похоже метамодерн - это движение не на 5-10 лет... Шаг шире .. в 50-100 лет.
За это время вырастет не одно поколение людей, которые будут отличаться от нас гораздо больше, чем люди из середины и конца XX века.
Также можно подумать, что идеалистически звучащая структура чувства метамодерна не для всех, а только для тех, кто в теме.
Какое дело бабушке у магазина до метамодерна?
Но ведь в том и суть, что эта абстрактная бабушка у магазина живёт в парадигме того же постмодерна, но не ощущает и не осознаёт этого.
Культура эпохи — это не законы или уставы, а атмосфера.
Неосязаемый эфир, пронизывающий всех живущих в нём людей.
Это тот самый дух времени.
Постепенно , возможно, метамодерн сможет стать эфиром для огромного числа людей.
Кого-то он захватит силой, а кто-то будет принимать для себя структуру чувства метамодерна прямо сейчас — это не принципиально.
Для кого-то эфир может оказаться и удушающим.
Метамодерн- это сложная, спорная,специфичная тема, координаты которой не выявлены о конца, и вряд ли могут быть когда -либо определены.
Смена парадигмы развития культуры у общества , незнание и уход вследствие этого от традиционных её понятий, как и закукливание её в узкую оболочку специалистов по ней , всё в целом уже выталкивают человека в фарватер метамодерна, где и Бог , и Киркоров едины , как и Иисус в мотоочках, истинны и правомерны, как правомернее и основной жизненный принцип и конечная цель – ПРИБЫЛЬ и ДЕНЬГИ.
Но , если человек - это структура с собственными колебаниями обусловленными многими факторами , как воспитание, образование, культура, усвоенные традиции семьи, окружения, нации и общества или не освоения их, то при сбитых флажках на его русле жизненного пути при праве каждого на собственный поиск истины ...не приведёт ли это к всеобщему хаосу?
Не поставит ли само человечество на грань выживания?
Времена жрецов, ценителей, творцов культуры в прошлом..
За последние 50 лет ни одного имени в ней, имеющих знаковую ценность.
И это не только в России , а и за рубежом.
Сам метамодерн воспринимаю , как омертвление души.
Техницизм и развитие информационных связей, звучащие всё чаще предположения и гипотезы по созданию искусственного интеллекта, возможности им управления человеческим обществом приводят к ужасу.
Метамодерн- это мираж имеющий сиюминутную ценность в котором и Бог , и Киркоров равны по значимости их рассмотрения, это сбой всех понятий и всего в какое-то одно, как бы целое, которое целым не является по самому набору компонентов, , плюс сиюминутный хайп имеющий , пожалуй, значение более значимое чем самое "произведение"и.... уничтожение самого главного в воспитании человека – культуры.
***
Санкт – Петербург.
Ул. Рубинштейна... Театр Европы – Малый Драматический театр Льва Додина.
Вдаль фасада афиша о премьере... « Братья Карамазовы».
Молодая пара.. Лет по 20.
*
Он.
- Чего-то висит....о чём это?
Она.
- Наверное, про каких-то мужиков.
*****************************************************
Примеры живописи метамодерна. Работы Адама Миллера и Митча Гриффита.
Тезисно использованы материалы по метамодерну:
Влада Чертыкова ,
Антона Седнина ,
Тимотеус Вермюлена ,
Марии Серовой,
Робин ван ден Аккера.