В сборнике научных статей 8-го Российского философского конгресса опубликована моя статья «Человечеству грозит гибель от депопуляции, если…» (см.: https://iphras.ru/.../root/congress/kruglye_stoly_rfk.pdf ).
См. ниже текст статьи:
ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ГРОЗИТ ГИБЕЛЬ ОТ ДЕПОПУЛЯЦИИ, ЕСЛИ...
Балашов Л. Е.
Российское философское общество, заместитель главного ученого секретаря. Кандидат философских наук lev_balashov@mail.ru
Аннотация: В современном цивилизованном обществе недостаточно внимания уделяется проблеме устойчивого воспроизводства человечества. Вот уже несколько десятилетий в развитых странах наблюдается депопуляция коренного населения. Нет даже простого воспроизводства (меньше 2,15 ребенка на одну женщину). Это реальная угроза человечеству как биологическому виду. Все наши цивилизационные достижения ничего не стоят, если не будет устранена эта угроза. Ведь и развивающиеся страны идут по пути воспроизведения модели жизни развитых стран, и им грозит депопуляция в недалеком будущем. В выступлении рассматриваются глубинные причины депопуляции и способы ее преодоления. Прежде всего, нужно пересмотреть отношение к проблеме качества жизни, отказаться от чисто индивидуалистического подхода к его определению.
Ключевые слова: человечество, депопуляция, качество жизни, образование, рождаемость, реальное бессмертие, эстафета жизни, цивилизация
Humanity is Threatened with Death from Depopulation if… Balashov L.E.
Russian Philosophical Society lev_balashov@mail.ru
Abstract: In modern civilized society, not enough attention is paid to the problem of sustainable reproduction of mankind. The depopulation of indigenous populations has been observed in developed countries for several decades. There is not even a simple reproduction (less than 2.15 children per woman). This is a real threat to mankind as a biological species. All our civilizational achievements are worthless if this threat will not bet eliminated. After all, developing countries are also following the path of reproducing the model of life of developed countries, and they are in danger of depopulation in the near future. The presentation discusses the underlying causes of depopulation and ways to overcome it. First of all, it is necessary to reconsider the attitude to the problem of quality of life, to abandon the purely individualistic approach to its definition.
Keywords: humanity, depopulation, quality of life, education, birth rate, real immortality, relay race of life, civilization
1. Продолжение человеческого рода, биологическое бессмертие человека. Поскольку личное бессмертие невозможно, постольку перед людьми всегда стояла и будет стоять проблема продолжения рода, воспроизведения себе подобных.
Пока люди не изобрели иной способ воспроизведения себе подобных, они должны рожать-растить детей и решать связанные с этим проблемы любви, брака и семьи.
Прежде всего, о проблеме рождаемости. Социологи и демографы давно уже бьют тревогу: падает рождаемость, все более угрожающими становятся факторы, ведущие к депопуляции, т. е. вымиранию населения. Демографы называют порог — 2,15 ребенка на одну женщину (семью), — ниже которого происходит уменьшенное воспроизводство человека. Имеются уже целые страны, в которых уровень рождаемости значительно ниже этого порога. Так, в Германии он 1,3 ребенка на одну женщину (семью). Не лучше положение в России, особенно в последние годы (цифра колеблется от 1,78 до 1,55 ребенка на одну женщину в 2015-2019 гг.).
2. Бич современного культурного общества — малодетная семья (однодетные и двухдетные семьи).
Дело идет к тому, что преобладающей формой семьи становится однодетная. Более того, сама семья как социальный институт распадается. И это понятно. Возникла ситуация порочного круга. Малодетность приводит к тому, что последующие поколения людей, выросшие в малодетных семьях, утрачивают необходимые качества для совместной жизни в семье, вследствие чего заключаемые браки становятся все менее и менее прочными.
Любопытно, что люди давно подметили, что малодетность не решает проблемы устойчивости-надежности сохранения жизни, ее дления и, в частности, продолжения рода. На этот счет существует такая поговорка: «Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына – сын».
Факты таковы, что современному цивилизованному обществу грозит медленная смерть, если не будут предприняты серьезные меры по повышению рождаемости, укреплению семьи или ее преобразованию в иной социальный институт, благоприятный для воспроизводства человека.
Обращаю внимание читателя: речь идет именно о цивилизованном обществе. В развивающихся странах наблюдается обратная картина. Медленная смерть им пока не грозит. Но о них нельзя говорить как о передовых, развитых странах.
3. Если говорить в целом о населении Земли, то вырисовывается такая картина: вплоть до 1970-х годов численность населения мира росла по гиперболическому закону, в настоящее время наблюдается прогрессирующее замедление темпов роста населения Земли. О чем это свидетельствует? О том, что уменьшается доля населения Земли с повышенной рождаемостью и увеличивается доля населения, которое себя не воспроизводит. Если тенденция (прогрессирующее замедление темпов роста населения) будет сохраняться, то наступит сначала прекращение роста численности населения Земли, а затем начнется уменьшение численности.
4. В целом для человечества важно соединение двух важнейших факторов жизни: нормальное воспроизводство населения и прогресс культуры, цивилизации. Пока людям не удается сколько-нибудь удовлетворительно соединить эти два фактора. На одном полюсе мы наблюдаем расширенное воспроизводство жизни при недостатке ее качества, культуры. На другом полюсе — улучшение качества жизни, прогресс культуры, но: при убывающем народонаселении. (О качестве жизни см. ниже).
Как видим, проблема реального бессмертия тесным образом связана с проблемой рождаемости и, соответственно, с проблемами любви, брака и семьи. Все наши успехи в области науки и техники, все наши культурные достижения ломаного гроша не стоят, если не будет решена проблема воспроизводства человека. В результате депопуляции, вымирания просто некому будет пользоваться плодами науки, техники, культуры. Современное общество развивается однобоко и рискует оказаться невольным самоубийцей.
5. О качестве жизни. В ООН качество жизни определяется по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения и уровень реальных доходов населения. Ни один из этих показателей ничего не говорит о качестве родовой жизни человека. Они говорят лишь о качестве индивидуальной жизни (продолжительность жизни, образованность и уровень доходов). Вот вам и мнение нынешних «образованных» людей! Качество жизни они понимают в соответствии с полученным ими односторонним образованием как сугубо качество индивидуальной жизни. А то, что качество жизни невозможно без родовой составляющей — им невдомек. Ведь жизнь в целом — это не только жизнь индивида, но и жизнь рода! Жизни индивида не существует без (и вне) жизни рода. Мы появляемся на свет и вырастаем благодаря родителям! В свою очередь и мы должны произвести на свет и вырастить детей. Иначе прекратится жизнь человечества, жизнь вообще. А может ли быть жизнь человека качественной, если за ней следует пустота, если она обращается в ничто? Нет, конечно. Поэтому качество жизни — не только качество индивидуальной жизни, но и качество родовой жизни! Следовательно, в число основных показателей качества жизни должен входить и такой показатель, как наличие детей (не меньше двух-трех). Да, этот показатель вступает в определенное противоречие по крайней мере с двумя из трех указанных показателей качества жизни. Ну что ж, качество жизни и на самом деле противоречиво. И оно тем выше, чем больше удается минимизировать это противоречие, добиться определенного баланса разных сторон жизни. По-настоящему счастлив тот, кто добивается успеха и в творчестве (в профессии), и в любви (в семье, в продолжении рода).
А пока цивилизованное человечество в лице экспертов ООН будет определять качество жизни только как индивидуальное, до тех пор это цивилизованное человечество будет сокращаться как шагреневая кожа и просто вырождаться.
Создается впечатление, что цивилизованное человечество забыло о продолжении рода и едва терпит эту свою обязанность. И о качестве жизни и о свободе человека в западных странах говорится почти исключительно как индивидуальных категориях, касающихся жизни отдельного человека.
Нужно, наконец, осознать важность охраны самого человека как живого существа, как уже осознали важность охраны окружающей среды. Нужно осознать необходимость неотложных мер по налаживанию устойчивого воспроизводства человека.
6. Эстафета родовой жизни. Некоторые игнорируют потенциальное бессмертие или, попросту говоря, наплевательски относятся к тому, что будет после смерти. Наиболее ярко это отношение выражено в известном высказывании Людовика XV — “После нас — хоть потоп”. В самом деле, есть люди, которых не прельщает перспектива жизни после смерти. Стремление к бессмертию им кажется проявлением пустого тщеславия или даже выражением мистического умонастроения. Эти люди упускают из вида, что потенциальное бессмертие — не просто жизнь после смерти. Правильнее понимать его в более широком смысле — как эстафету жизни. Нам дали жизнь, нас воспитали, образовали, мы пользуемся плодами культурной деятельности предшествующих поколений. Поэтому и мы должны дать жизнь другим, внести свою лепту в сокровищницу человеческой культуры. На нас жизнь не замыкается; она лишь звено в цепи жизни человечества.
В эстафете родовой жизни человек должен стремиться к тому, чтобы факел его жизни не угас прежде, чем он передаст огонь другим людям, другим поколениям.
Жизнь — самоподдерживающийся процесс и, как видим, не только в смысле самосохранения, но и в смысле продолжения рода, сохранения и развития-прогресса культуры.
Потенциальное бессмертие одинаково “смотрит” в будущее и прошлое. В будущее — с точки зрения того, что оставляет после себя человек. Это проблема следа. В прошлое — с точки зрения того, как продолжается жизнь и дело других в нем самом. Это проблема продолжения рода, освоения культуры, “вживления” в культуру подрастающего человечества.
Человек, стремящийся к бессмертию, должен рассматривать себя не просто в плане жизни для будущего, для других, следующих поколений, а как звено в цепи бессмертия, т. е. и в том смысле, что в нем самом продолжается жизнь предыдущих поколений. Чтобы иметь право на свое собственное бессмертие, человек должен пережить в себе бессмертие других, живших до него людей. Если этого нет, то можно сказать заранее, что он обречен на бесплодие и забвение.
7. Образование и рождаемость. я думаю, есть прямая связь между снижением рождаемости в развитых странах мира, в России и увеличением количества образованных людей. Образованная часть населения не воспроизводит себя. Особенно это касается людей с высшим образованием. Существует по этому поводу мнение, что де образованность несовместима с таким грубо материальным процессом как рождение детей и уход за ними и поэтому образованные люди рожают меньше, чем необразованные, что де необразованным людям делать нечего, как рожать детей и т. д., и т. п. я на это скажу: данное мнение — мнение людей, образованных как раз таким односторонним образом. Многие образованные люди не чувствуют и не понимают такой очевидной вещи, что они помимо всего прочего должны передать эстафету жизни другим поколениям (в виде хотя бы двух-трех детей). Когда образованных людей было немного, это их мнение и поведение не отражалось сколько-нибудь значимо на демографии. Но вот во 2-й половине ХХ века процент образованных людей в структуре общества значительно вырос. Это значит, что образованные люди, оказывая все более существенное влияние на демографию в сторону катастрофического снижения рождаемости, могут погубить человеческий род. Вывод: нужно коренным образом менять систему образования, чтобы образованные люди перестали пренебрежительно относиться к ценностям рода.
Могут сказать: не дело школы, а тем более вуза — заниматься подготовкой к семейной (супружеской и родительской) жизни. Да, это было бы так, если бы школа и вуз не отнимали у учащегося-студента лучшую и львиную долю его времени жизни. Спрашивается, когда же и где человеку образовывать себя как супруга и родителя? В вечерние часы, во время отдыха, на улице, в подворотнях и подъездах?
Что делать? В системе образования (от школы до вуза) нужно установить два баланса:
1) баланс умственных и физических занятий (распределение часов примерно поровну);
346 347
2) баланс занятий семейно-педагогических и занятий общеразвивающих и подготавливающих к определенной профессии (распределение часов примерно поровну).
8. Человечество избрало в ХХ веке отнюдь не лучший способ решения жилищной проблемы, построив многоэтажные города. Многоэтажный город — воистину черная дыра человечества как биологического вида. Сокращение рождаемости, депопуляция в значительной мере обусловлены проживанием людей в многоэтажных домах. Квартира в таком доме подобна клетке для зверей в зоопарке; отнюдь не способствует воспроизводству человека как живого существа.
9. О ценностях рода. Сейчас в России много говорят о ценностях семьи. Это хорошо. Но недостаточно! Нужно говорить также о ценностях рода. Семья в современном понимании может быть и без детей или с одним только ребенком. А это значит, что акцент на ценностях семьи не решает принципиально вопрос хотя бы о простом воспроизводстве жизни, о продолжении рода.
Здесь две стороны вопроса:
1) нужно привлечь внимание к прошлому рода, т. е. воспитать уважение в людях, в обществе к родителям и предкам;
2) нужно фундаментально заниматься продолжением рода, в частности, проводить такую политику, чтобы было простое и даже расширенное воспроизводство человека.
—--------------------------------------------------------
См.: «Человечеству грозит гибель от депопуляции, если…» — Восьмой Российский Философский Конгресс «Философия в полицентричном мире» - Т. 4. Круглые столы (Сборник научных статей) — РФО - ИФРАН - МГУ Издательство «Логос» Москва 2020 — с. 345-348
=========================================================
РЕЦЕНЗИЯ
Статья задевает.
Но оставляет ощущение безнадёжности. По крайней мере - на настоящий момент.
Status Quo - не сумма частных ошибок, а итог долгого цивилизационного пути.
Сегодня, в развитых странах западной цивилизации, в целом, достигнуты условия комфортного существования индивида. Атомизация социума состоялась. Индивид утрачивает ощущение своей принадлежности к народу, роду и даже - семье. Началось обрушение этих структур.
Конечно, сегодня человечество неоднородно: люди живут по-разному. Но оптимальная форма организации социума, явно, не найдена, несмотря на грандиозные попытки, сотрясавшие двадцатый век.
И ещё одна реплика. В понятном нам мире всё имеет начало и конец. Поэтому не может быть ни бессмертного индивида, ни бессмертного вида. При этом, наш мир, всё равно, существует.
С уважением, Александр Гаврилов 7 30.03.2021 22:33
МОЙ ОТВЕТ
Спасибо за рецензию. Во многом согласен с Вами. Вы пишете: "Статья задевает. Но оставляет ощущение безнадёжности. По крайней мере - на настоящий момент." — Это так. Я тоже много думал об этом. Действительно, ощущение безнадежности... Но в отличие от Вас я далек от уныния. Я подхожу к оценке нынешнего состояния общества как врач. Поставил диагноз. Теперь надо продумать лечение. Главное, поставить правильный диагноз, осознать, что нам грозит депопуляция от наших собственных действий... Меня утешает то, что из почти 8-и млрд людей лишь небольшая часть (примерно млрд) поражена депопуляционным процессом. Думаю, мы, человечество, успеем разобраться в грозящей опасности самоуничтожения и принять меры. Надо противопоставить Западной цивилизации совершенно иную модель жизни и развития, которая позволит наладить нормальное воспроизводство коренного населения. Здесь, несомненно, много, очень проблем, задача архитяжелая. Но решаемая. Человечество - не самоубийца. В нем гены живой природы, которая "нацелена" на рост и развитие.
=========================================================
Более полный текст см. здесь, в Проза.ру: http://proza.ru/2012/11/28/167
См. также здесь, в Проза.ру: Вопрос В.В.Путину на прямой линии -
О депопуляции населения России. Как Вы собираетесь решать эту проблему? - http://www.proza.ru/2018/06/07/698