Актеры, стоящие у истоков жанра боевых искусств

Алексей Никитин Уотерс
Азиатские актеры, стоящие у истоков развития кинематографа жанра боевых искусств

Как известно, жанр фильмов о боевых искусствах стал популярным именно благодаря такой личности как Брюс Ли. Вклад Брюса как мастера боевых искусств и новатора в жанре постановки боевых сцен и сегодня переоценить очень и очень непросто. Но нужно понимать, что Брюс был далеко не первым мастером боевых искусств в азиатском кинематографе. Были и другие, не менее достойные актеры, многие из которых на сегодняшний день, к сожалению, незаслуженно забытые. И, может быть, они не добились всемирного признания в качестве актеров первой величины, как Брюс, тем не менее, их вклад в развитие жанра и, соответственно, культовый статус в странах Юго-Восточной Азии является неоспоримым и по сей день, и потому их имена достойны хотя бы краткого упоминания.

1. Джимми Ванг Ю.

В начале-середине 60-х годов крупнейшая Гонконгская киностудия Shaw Brothers решила сделать серьезный акцент на фильмах о боевых искусствах. В те времена основой подобных фильмов были фехтовальные поединки с использованием холодного оружия и во многом на становление жанра оказали японские фильмы жанра «тямбара» - фильмы о самураях, в частности, фильмы о слепом мастере Затоичи в исполнении Синтаро Катцу. Одним из самых популярных гонконгских актеров того времени стал Джимми Ванг Ю.
Ванг Ю родился в 1943 году в Гонконге и, что немаловажно, боевыми искусствами не занимался. По собственному признанию, рос на улице и боевые навыки приобрел в уличных потасовках. В начале 60-х годов был чемпионом по плаванию в Гонконге. По иронии судьбы, на одном из соревновании Ванг Ю подрался с одним из товарищей по команде, а свидетелем этой потасовки стал помощник одного из режиссеров студии Shaw Brothers. которые не преминули пригласить молодого человека попробовать свои силы в кино. Снявшись в нескольких лентах, таких, как «Храм красного лотоса» 1965 года и «Великолепное трио» 1966 года актер пусть и не снискал большой популярности, но все же обратил на себя внимание Чанга Че, одного из ведущих режиссеров студии. В 1967 году Чанг Че снимает фильм «Однорукий меченосец», ставший серьезной вехой в приключенческом кинематографе жанра «wu-xia» (уся). Лента стала одним из самых масштабных постановок того времени, в которой драматическая составляющая идеально сочетается с боевой составляющей. И несмотря на определенные огрехи и довольно-таки архаичную (для современного зрителя) постановку боевых сцен, лента поражает своей динамичностью и по сей день. Во многом именно эта лента проложила дорогу в кинематограф многим актерам боевых искусств, и во многом способствовала становлению популярности Брюса Ли.
Надо ли говорить, что лента «Однорукий меченосец» сделала Ванга Ю невероятно популярным. Следом за этой лентой вышли не менее популярные картины, такие, как «Золотая ласточка» 1968 года (в котором одну из главных ролей сыграла актриса Чэн ПэйПэй, одна из первых общепризнанных актрис жанра боевых искусств), «Возвращение однорукого меченосца» 1969 года и других. Вообще, главным персонажем Ванга Ю на все времена стал именно образ «Однорукого меченосца», к которому актер продолжал возвращаться в различных своих последующих кинопроектах. А в 1970 году на экраны вышел фильм «Китайский боксер», ставший еще одной серьезной вехой в развитии жанра фильмов о боевых искусствах – прежде всего благодаря тому, что в этом фильме впервые был сделан акцент не на фехтовальных поединках, а на рукопашном поединке. Именно этот фильм стал предтечей современных фильмов о кунг-фу. Фильм имел бешеную популярность, и это несмотря на практически полное отсутствие классической, привычной нам боевой хореографии в боевых сценах – так или иначе, сказывалось отсутствие у Ванга Ю подготовки в области боевых искусств.
В 1970 Ванг Ю разрывает контракт c Shaw Brothers и переезжает из Гонконга на Тайвань, где основывает свою собственную киностудию. В это время выходят довольно известные ленты, такие как «Однорукий боксер» 1972 года, где Ванг снова вернулся к привычному образу, обозначенный в ленте «Однорукий меченосец», «Король боксеров» 1973 года, и многих других. В 1973 году Ванг Ю заключает контракт со Ло Веем, режиссером студии «Голден Харвест», известный по работе с Брюсом Ли – он снял ленты «Большой босс» и «Кулак ярости». Ло Вей снял несколько фильмов с Вангом Ю, пытаясь, впрочем, безуспешно, сделать из него «нового Брюса Ли» - у Ванга не было и малой толики той харизмы и актерского мастерства, которым обладал Брюс, не говоря уже о мастерстве владения боевыми искусствами. Тем не менее, сотрудничество с Ло Веем дало свои плоды – Вей сняло несколько довольно удачных лент, среди которых «Человек по имени Тигр», «Татуированный дракон» 1973 года и ряд других. В 1975 году Ванг снял в качестве режиссера ленту «Человек из Гонконга», в производстве которой принимали участие кинематографисты из Австралии и США, в частности, одну из ведущих ролей сыграл Джордж Лэзенби, известный по роли агента 007 в фильме «На секретной службе Ее Величества».
В конце 70-х популярность фильмов Ванга постепенно сходит на нет – несмотря на то, что он по-прежнему продолжает снимать и сниматься сам, в частности, пытается перезапустить серию фильмов об одноруком меченосце фильмом «Однорукий меченосец против девяти убийц» 1976 года, снимает продолжение «Китайского боксера» - «Возвращение китайского боксера» 1977 года, все равно – его ленты уже безнадежно устарели с точки зрения постановки боевых сцен. Размашистый и неуклюжий стиль боя, который демонстрировал с экрана Ванг, не шел ни в какое сравнение с набирающими в то время популярность лентами Лиу Чиа Лянга, Саммо Хунга, Нг Си Юэня, в которых ставка делалась на виртуозные акробатические элементы в постановке боевых сцен. В начале 80-х Ванг снимается все реже, из наиболее известных фильмов позднего периода можно отметить фильм «Экспресс миллионеров» 1986 года, «Однажды в Китае» 1992 года, где Ванг сыграл совсем небольшие роли, а последней на сегодняшний день работой Ванга является драма «Душа» 2013 года, где Ванг сыграл одну из главных ролей.
Тем не менее, на сегодняшний день Ванг Ю является одним из самых авторитетных азиатских киноактеров, человеком, стоящим у истоков фильмов о боевых искусствах. Не удивительно, что в 2013 году на Нью-Йоркском фестивале азиатских фильмов (New York Asian Film Festival или просто NYAFF) Ванг Ю получил прижизненную награду за достижения в области кинематографа (Lifetime Achievement Award).

2. Ти Лунг.

Одним из самых, не побоюсь эпитетов, заслуженных актеров-ветеранов жанра экшн на сегодняшний день является Ти Лунг. Лунг, начав сниматься в конце 60-х в фильмах одного из самых известных мастеров жанра, режиссера Чанг Че, стал одним из немногих актеров «классической» эры, которые сумели пережить эпоху расцвета фильмов о боевых искусствах, а на ее закате, в середине-конце 80-х реализоваться в иных амплуа, сумев сохранить репутацию одного из самых уважаемых и талантливых актеров современности.
Ти Лунг (настоящее имя Там Фу Финг) родился в 1946 году, детство провел в Гонконге. О боевых искусствах и не задумывался, т.к. в 11 лет, после смерти отца, вынужден был бросить школу и пойти работать. В 17 лет Лунг начал заниматься кунг-фу, стилем вин-чун, у мастера Чиу Ван, а в 18 поступил в колледж, который успешно закончил в 1968 году. В том же году Лунга пригласили сыграть небольшую роль в фильме «Возвращение однорукого меченосца» 1969 года, где главную роль исполнил популярный актер Джимми Ванг Ю. Режиссер фильма Чанг Че сразу же разглядел в молодом актере серьезный потенциал и тут же пригласил Лунга на главную роль в фильм «Тупик». Лунг с полной ответственностью подошел к данной роли, в достаточно короткое время научившись владению мечом, как того требовал сценарий. Фильм вышел в конце 1969 года и особого успеха не имел, но сам Лунг получил очень неплохие отзывы критиков. Параллельно Тунг продолжает активно заниматься боевыми искусствами, занимаясь дзюдо, муай-тай, тхэквондо и другими стилями, что, так или иначе, помогло Лунгу в последующих ролях.
В том же, 1969 году, он знакомится с актером Дэвидом Чиангом, с которым продолжает сниматься на протяжении всей своей кинокарьеры (вместе они сыграли более чем в 20 картинах).
Следом за фильмом «Тупик» последовали и другие работы, главным образом, фильмы в жанре «уся» (приключенческий жанр азиатского кинематографа, берущий свои начала из восточных легенд и сказаний). Фильмы «Есть меч – отправляйся в путь» 1969 года, «Поющий убийца» 1970 года, «Король-орел» 1971 года принесли Лунгу немалую популярность. В 1971 году, Чанг Че предпринимает попытку перезапустить серию фильмов об «одноруком меченосце», а на одну из главных ролей приглашает Ти Лунга. Фильм «Новый однорукий меченосец» 1971 года был довольно успешным, несмотря на неутешительные прогнозы критиков, предсказывающих, что без Ванга Ю, который разорвал контракт со студией Shaw Brothers, фильм не будет иметь успеха.
Успех фильма «Большой босс» 1971 года с Брюсом Ли, пусть и пошатнул позиции Shaw Brothers, но, тем не менее, позволил компании сосредоточиться на новых проектах, больше внимания уделив вопросам боевой хореографии и постановки боевых сцен. В это самое время Ти Лунг начинает параллельно работать с другими режиссерами, снимающих для Shaw Brothers, и, несмотря на то, что наиболее масштабные и успешные в коммерческом отношении картины с Ти Лунгом все же были связаны с именем Чанга Че, все же сторонние проекты позволили Лунгу проявить большую индивидуальность и свободу как в драматическом плане, так и в плане боевых сцен. Из наиболее интересных проектов Чанга Че можно отметить ленты «Речные заводи» 1972 года, снятый по мотивам китайского эпоса (продолжение, «Все мужчины - братья» вышло в 1974 году), ленту «Четыре всадника» 1972 года, в котором главные роли исполнили ведущие актеры того времени – Дэвид Чианг, Чен Куан Тай, Ясуаки Курата, ленту «Пять мастеров из Шаолиня» 1974 года, в котором вместе с Лунгом отметились такие известные актеры, как Александр Фу Шенг, Гордон Лиу, Люн Ка Ян, Фунг Хак Он и другие. Среди сторонних проектов следует отметить прежде всего трилогию «Сентиментальный меченосец» 1977-1982 годов режиссера Чоу Юэня, мистическую дилогию «Черная магия» 1975-1976 годов, ленту «Мстительный орел» 1978 года, в котором Ти Лунг снялся вместе с Александром Фу Шенгом и ряд других.
В начале-середине 80-х годов студия «Shaw Brothers» переживает серьезный кризис, из которого ей так и не суждено было выбраться, тем не менее Лунг сохраняет ей верность, снимаясь в довольно удачных лентах «Опиум и мастер кунг-фу», фильме ужасов «Тайная сила сабли дракона» 1984 года, ставших одними из последних лент Shaw Brothers. Уход Лунга пришелся как раз на эпоху заката классических фильмов о боевых искусствах, но он и тут оказался востребован – в 1986 Лунг снялся в главной роли в одной из знаковых картин середины 80-х – фильме «Светлое будущее» режиссера Джона Ву, который, не побоюсь этого слова, установил новые стандарты кинематографа жанра экшн. И пусть элементам кунг-фу в этом фильме, равно как и в ряде последовавших за ним картин не нашлось, Лунг не потерялся на фоне более молодых и перспективных актеров, таких, как Чой Юнь Фат,  Лесли Чун, Уайз Ли. Успех этой картины, а также последовавших за ней «Тигр в полиции» 1988 года, «Просто герои» 1989 года, «Блюз убийцы» 1990 года во многом обусловлен не только талантом режиссером и постановщиков, но и благодаря, не побоюсь высоких слов, актерскому мастерству занятых в них актеров, в том числе Ти Лунга, который, по моему мнению, именно в этих лентах раскрылся по настоящему именно как драматический актер.
Ближе в середине 90-х Лунг перестает активно сниматься, отойдя на роли второго плана, тем не менее продолжает изредка появляться в кино, несмотря на возраст.  А в 2015 году Ти Лунг был удостоен высокой награды «Лучший актер» на 7-м Международном кинофестивале в Макао за фильм «Малышка из Большого Яблока».

3. Дэвид Чианг.

Если вы смотрели фильмы с участием Ти Лунга, то имя Дэвида Чианга вам будет знакомо не понаслышке. Дэвид Чианг и Ти Лунг познакомились в конце 60-х годов на съемках фильма «Возвращение однорукого меченосца» 1969 года и в дальнейшем много работали вместе – их полная совместная фильмография насчитывает более 20 картин. Дэвиду Чиангу и Ти Лунгу удалось создать на экране очень органичный, и в то же время очень разноплановый дуэт, при этом главной особенностью этого я считаю определенную игру на контрасте – например, в фильме «Есть меч – отправляйся в путь» 1969 года Лунг играет роль благородного борца за справедливость, в то время как Чианг – наоборот, излишне самоуверенного и заносчивого типа. Даже когда судьба ставит их по разные стороны баррикад – например, в фильме «Кровные братья» 1973 года, все равно – именно игра на контрасте заставляет сочувствовать с сопереживать обоим персонажам, независимо от того, на чье стороне оказывает добро и зло.
Родился Дэвид Чианг в 1947 году. Судьба Чианга как актера, казалось, была предопределена еще в юном возрасте – его родители были довольно известными актерами. Первым фильмом, в котором снялся Чианг, стала лента «Чем ближе, тем лучше» 1952 года, но, разумеется, ни о каком даже намеке на актерское признание было говорить еще слишком рано - Чианг был одним из многим ребят, подрабатывавших в кино. Тот же Брюс Ли, начав сниматься еще в раннем детстве, стал популярным лишь в 1970 году, после выхода ленты «Большой босс».
В середине 60-х Чианг работал на студии Shaw brothers в качестве каскадера и инструктора по боевым искусствам, параллельно появляясь в небольших ролях в ряде лент, снимающихся на Shaw Brothers. Потенциал молодого актера не остается незамеченным и в 1966 году его берет «под свое крыло» режиссер Чанг Че. В 1968 году Чианг снимается в своем первом фильме Чанга Че «Золотая ласточка», в котором ему посчастливилось работать с такими, не побоюсь высоких слов, эпитетов как Ло Лье, Джимми Ванг Ю.
В 1969 году на съемках «Возвращение однорукого меченосца» он впервые пересекается с Ти Лунгом, с которым в том же году снились вместе в главных ролях в ленте «Тупик», ставшей довольно заметным успехом в карьере молодых актеров. В том же году ведущий актер студии Shaw Brothers, Джимми Ванг Ю, разрывает контракт с Shaw Brothers, благодаря чему вакантное место ведущего актера осталось незанятым, чем не преминул воспользоваться Чанг Че, решивший сделать ставку на молодых, набирающих популярность, актерах жанра.  Именно в это время выходят картины, ставшие не только знаковыми для Shaw Brothers, но и непосредственно для Чианга, сделав его одной из звезд первой величины – при этом режиссер хоть и делает ставки на картины в популярном для того времени жанра «уся» (ленты «Странствующий меченосец» 1970 года, «Новый однорукий меченосец» 1971 года, эпике «Речные заводи» 1973 года), все же уделяет внимание и драматическим лентам, рассказывающими о проблемах современной молодежи – таким лентам, как «Поющий убийца» 1970 года, «Молодежь» 1972 года, «Конфликт поколений» 1973 года. Разумеется, далеко не во все эти ленты посвящены боевым искусствам, но, тем не менее, именно они позволили раскрыться Чиангу как актеру. При том, что как мастер боевых искусств личность Чианга, по моему мнению, очень противоречива и не идет ни в какое сравнение с мастерством того же Ти Лунга или Ло Лье.
В 1973 году Чианг вместе с Чангом Че создают собственную кинокомпанию «Chang's Scope Company», параллельно Чианг работает и с другими режиссерами - с Лиу Чиа Лянгом (лента «Шаолинский богомол» 1978 года), Чоу Юэнем («Смертоносная дуэль» 1977 года), параллельно Чианг пробует свои силы в режиссуре – снимает как полнометражные фильмы, такие, как «Легенда о филине» 1981 года, «Убийца драконов» 1983 года, так и многосерийные – в 1981 году выходит сериал «Принцесса Чен Пин», который сегодня уже стал классикой.
В середине - конце 80-х Чианг продолжает сниматься, но ролей, сравнимых с его яркими образами начала 70-х уже практически не появляется. Справедливости ради следует отметить небольшие роли Чианга в таких лентах, как «Ангел» 1987 года, ставший один из прародителей жанра «girls-with-guns», «Однажды в Китае 2» 1992 года с Джетом Ли и другие. В 1991 году Чианг с семьей эмигрирует в Ванкувер, где и проживает по сей день. Тем не менее, Чианг до сих пор периодически появляется на киноэкране, в 2006 году он был даже номинирован на награду «Лучший актер второго плана» в ленте «Вращающиеся двери возмездия».

4. Квон Так Хинг.

Если бы передо мной стояла задача составить список актеров, оказавших наибольшее влияние на становление жанра фильмов о боевых искусствах, то я бы обязательно поставил имя Квон Так Хинга на одно из ведущих мест в этом списке. Квон Так Хинг, оставаясь практически неизвестным за пределами Юго-Восточной Азии, является культовым актером у себя на родине, во многом опережая популярность мастеров жанра, таких, как Брюс Ли или Джеки Чан. И это при том, что популярность к Квон Так Хингу пришла задолго до появления «Большого босса» Брюса Ли, и задолго до популярности фильмов Shaw Brothers.
Квон Так Хинг родился в 1905 году в бедной семье в Гуанчжоу, а в 13 лет переехал в Сингапур, где начал учиться в школе китайской оперы, а уже в 16 стал принимать участие в постановках оперной труппы. Параллельно Хинг усердно занимается боевыми искусствами, осваивая целый ряд стилей под руководством наставников китайской оперной школы Чен Хсин-Пея и Сунг Пака. Среди стилей, которыми занимался Хинг, был и стиль хунгар, что в свое время сослужит ему немалую службу в кинокарьере.
В кино Хинг пришел в начале 30-х годов, при этом первой лентой, в которой сыграл Хинг, стал фильм 1935 года «Поющие любовники», который стал вторым в истории звуковым фильмом на кантонском диалекте. Разумеется, ни о каких боевых искусствах там и речи не шло, тем не менее, старт был дан и к началу 1941 года Хинг снялся примерно в десятке лент. Во время войны Хинг на время оставил кино и вместе с остальными участниками оперной труппы занимался агитационной деятельностью, направленную на борьбу с японскими захватчиками.
Вскоре после окончания войны Хинг вернулся в кино. В 1949 году режиссер Ву Панг приглашает Квон Так  Хинга на главную роль в фильм «История Вон Фей Хунга», посвященный Вон Фей Хунгу, легендарному мастеру боевых искусств и борцу за независимость, основоположнике стиля ушу «хунгар». Именно внешнее сходство Квон Так Хинга с Вон Фей Хунгом, а также тот факт, что Хинг практиковал стиль хунгар, и сыграло решающую роль в выборе актера на главную роль. В фильме «История Вон Фей Хунга», помимо Квон Так Хинга, сыграли также Ши Кьен, известный многими по роли Хана в фильме «Выход дракона» с Брюсом Ли, а также актриса Ли Лан, ставшая победительницей первого в истории конкурса красоты «Мисс Гонконг», который прошел в 1946 году. Фильм стал довольно успешным, сделав Квон Так Хинга и Ши Кьена довольно популярными. Но заслуга этого фильма не в этом, а в том, что это был, по сути, один из первых фильмов в азиатском кинематографе, в котором был показан именно рукопашный бой, а не схватка на мечах. Конечно, современному зрителю боевые сцены в этом фильме покажутся очень устаревшими и в чем-то даже банальными, но нужно сделать поправку на то, что самого понятия «постановка боевых сцен» как такового тогда еще не было и в помине – все поединки были, по сути, чистой импровизацией актеров. Тем не менее, именно этот фильм называют родоначальником жанра фильмов о боевых искусствах.
За первым фильмом последовали и другие, среди которых «История Вон Фей Хунга, часть 2» 1950 года, «Завершение истории Вон Фей Хунга» 1951 года, «Подлинная история Вон Фей Хунга» 1955 года и многие-многие другие ленты. Всего за период с 1949 по 1969 годы было снято около 60 (!) фильмов о Вон Фей Хунге, но в начале 70-х Хинг уходит из кино, решив посвятить себя преподаванию боевых искусств. Кроме того, Хинг открывает в Гонконге серию аптек, а также основывает собственную фармацевтическую компанию «Kwan Tak Hing Chinese Drugs Manufacturing Company», которая, кстати, существует и по сей день. Тем не менее, в 1979 году Саммо Хунг приглашает Хинга сняться в своем новом фильме «Великолепный мясник», где Хинг снова играет Вон Фей Хунга, а Саммо Хунг играет роль его ученика. За этой лентой последовали и другие – «Великолепный удар ногой» режиссера Дэниэла Лау, «Дредноут» Юэня Ву Пинга, в котором главную роль сыграл Юэнь Бьяо. В 80-е Хинг снимается уже очень редко, из последних фильмов стоит отметить комедийный боевик «Безумная миссия 4», в котором, кстати, он снова пересекся с актером Ши Кьеном, с которым когда-то вместе начинали сниматься в фильмах о Вон Фей Хунге.
Квон Так Хинг скончался в 1996 году в возрасте 91 года, оставшись в памяти потомков не менее легендарной личностью, чем сыгранный им Вон Фей Хунг.

5. Ло Лье.

Говоря о фильмах жанра боевых искусств, нельзя не упомянуть имя Ло Лье. Начав свою кинокарьеру в начале 60-х годов в качестве «одного из актеров новой волны студии Shaw Brothers», в начале 70-х Ло Лье стал одним из самых харизматичных и запоминающихся актеров-«кинозлодеев», не уступая, а в чем-то даже превосходя именитых мастеров жанра, таких как Боло Йенг или Хван Чжон Ри.
Ло Лье родился в 1939 году в Индонезии, в детстве вместе с родителями переехал в Гонконг, а боевыми искусствами начал заниматься довольно-таки поздно, в 1962 году, тем не менее, это не помешало ему в том же 1962 году устроиться на работу в кинокомпанию Shaw Brothers, где первоначально Лье работал в качестве статиста и актера массовки. В 1965 году Лье сыграл свою первую крупную роль в фильме «Храм красного лотоса», где главную роль исполнил популярный в то время актер Джимми Ванг Ю, а в 1968 году Лье исполнил главную роль в фильме «Золотая ласточка», где он снова пересекся с Джимми Ванг Ю. В 1969 году Ло Лье сыграл главную роль в фильме «Непобедимый кулак», а в 1970 в фильме «Пять братьев» с Чэн ПэйПэй и Чангом Йи. Примечательно, но во всех этих лентах, снятых в популярном в то время жанре «уся», Ло Лье играл положительного героя, но уже в 1970 году Джимми Ванг Ю приглашает Лье на роль главного антагониста в свой фильм «Китайский боксер». И несмотря на то, что в 1972 году Лье снялся в главной роли в знаковой ленте «Пять пальцев смерти», с которой и началась, по сути, популярность фильмов о боевых искусствах за пределами Юго-Восточной Азии(фильм стал хитом № 1 в США), все равно, даже в этой картине образ Лье сложно назвать «однозначно положительным» - немалая харизма в сочетании с, порой пугающей, жестокостью, которую герой проявляет по отношению к своим противникам, во многом предопределили дальнейшее направление карьеры Ло Лье.
К середине 70-х Лье продолжает работать как с Чангом Че на студии Shaw Brothers, так и на стороне. Из работ того периода особенно хочется отметить мистическую дилогию «Черная магия», 1975 и 1976 годов соответственно, вестерн «Незнакомец и стрелок», снятый в 1974 году совместно с кинематографистами из США, в котором вместе с Ло Лье снимался известный актер Ли Ван Клиф. Но уже в 1977 году Лье снимается в двух фильмах жанра «Брюсплотейшн» - лентах «Возвращение Брюса» с Брюсом Ле в главной роли, а также «Кулак ярости 2» с Брюсом Лаем в главной роли, неканоническом продолжении фильма «Кулак ярости» с Брюсом Ли. В обоих лентах Лье играет главного антагониста. Роль же неуязвимого белобрового монаха Пай Мея в фильме Лиу Чиа Лянга «Палачи из Шаолиня» 1977 года и лента «Кунг-фу бешеной обезьяны» 1978 года стали поистине знаковыми для Лье. Особенно интересной стала роль в фильме «Кунг-фу бешеной обезьяны» - именно в этой ленте, в образе предприимчивого авантюриста, Ло Лье полностью раскрывается именно как актер. А в ленте «Клан Белого Лотоса» Ло Лье возвращается к привычному образу белобрового монаха, поставив жирный крест на положительных ролях в кино, с одной стороны, а с другой, именно эти ленты сформировали привычный нам образ «кинозлодея» в гонконгском кино.
В середине-конце 80-х на излете эры классических фильмов о кунг-фу Лье отходит от главных ролей, снимаясь в основном в небольших ролях, кстати, не всегда отрицательных – так, Ло Лье отметился в трех фильмах с Джеки Чаном – ленте «Драконы навсегда» 1988 года, «Крестный отец из Кантона» 1989 года и «Полицейская история 3» 1993 года.
2 ноября 2002 года Ло Лье умирает от сердечного приступа, оставшись в памяти потомков как один из самых харизматичных актеров старой школы.

6. Чен Куан Тай.

Возрастающая популярность фильмов о боевых искусствах в конце 60-х годов прошлого века резко ужесточила требования к ведущим актерам соответствующего жанра. В самом начале 60-х основная доля популярности приходилась на фильмы, основной упор в которых делался на фехтовальные поединки с использованием холодного оружия, соответственно, владение боевыми искусствами для исполнителей главных ролей было не ключевым требованием. Но, к 1970-му году, на волне популярности лент с рукопашными поединками, в которых делался серьезный упор на постановку и хореографию боевых сцен, владение боевыми искусствами для актеров было уже необходимостью. Одним из самых популярных актеров «новой волны» был Чен Куан Тай. И дело не в наличии каких-то особенных актерских качеств, а в том, что Чен Куан Тай был (и остается, дай бог ему здоровья) настоящим матером кунг-фу, в отличие от того же Джимми Ванг Ю и многих других.
Чен Куан Тай родился в 1945 году, с детства начал заниматься кунг-фу, а по окончании школы устроился на работу пожарным. Впрочем, о кунг-фу не забывал, и в 1969 году выиграл чемпионат по боевым искусствам, который проходил в Гонконге. На молодого, подающего надежды, парня не могли не обратить внимание кинематографисты, и уже в 1969 году Чен сыграл небольшую роль в фильме «Возмещение» режиссера Ку Чунга.
В том же, 1969 году, режиссер Чанг Че заключает с Чен Куан Таем контракт на съемку сразу в нескольких фильмах, таким образом, Чен Куан Тай отметился в небольших ролях в фильме «Китайский боксер» 1970 года с Джимми Ванг Ю в главной роли, ленте «Дуэль» 1971 года с Ти Лунгом и Дэвидом Чиангом и ряде других. Впрочем, контракт с Чангом Че не помешал Чену работать и на стороне – так, Чен Куан Тай отметился в небольшой роли в многосерийном фильме о Вон Фей Хунге (серии «Вон Фей Хунг против огненной армии») 1970 года режиссера Ло Чи, ленте «Погоня» 1971 года режиссера Вонг Чин Лама с Джеймсом Тьеном и Марией Йи в главных ролях и других.
Настоящий прорыв произошел в 1972 году, когда на экраны вышел фильм «Боксер из Шантунга». Чанг Че решил сделать ставку на Чен Куан Тае и доверил молодому актеру главную роль. Фильм имел оглушительный успех, и принес Чен Куан Таю заслуженную популярность и признание. Фильм отличает очень сильная постановка боевых сцен, и пусть она совсем немного не дотягивала по своей филигранности до уровня вышедшей в том же году ленты «Кулак ярости» с Брюсом Ли, тем не менее, лента с Чен Куан Таем компенсировала этот «недочет» серьезным преимуществом в плане жестокости и натурализма поединков. И не удивительно, т.к. одним из постановщиков боевых сцен в фильме стал Лиу Чиа Лянг, а среди актеров, исполняющих ведущие роли, отметились такие, далеко не последние актеры того времени, как Дэвид Чианг и Ку Фенг.
Тем не менее, основной упор Чанг Че делал именно на фильмы в жанре «уся», соответственно, большая часть фильмов тех лет, в которых появлялся Чен Куан Тай, относятся именно к этому жанру – ленты «Речные заводи» и «Кровные братья» 1973 года, «Герои вдвоем» 1974 года, в котором одну из своих первых главных ролей исполнил Александр Фу Шенг. Тем не менее, наиболее интересными, с моей точки зрения, фильмами были ленты, стоящие за пределами жанра «уся», ибо именно в них Чен смог не только раскрыться как актер, но и примерить на себя образы, отличные от уже ставшего классическим образа «положительного героя, непримиримого борца со злом». Так, в 1972 году Чен снялся в главной роли в ленте «Человек из железа», где герой Чена – по сути, антигерой, преступник, бросающий вызов триаде. В том де году выходит лента «Четыре всадника», в котором Чен играет солдата, волею обстоятельств оказавшегося втянутым в контрабанду наркотиков. В этой ленте напарниками Чена были такие актеры, как Дэвид Чианг, Ти Лунг и Ясуаки Курата.
Параллельно работе в проектах Чанга Че, Чен Куан Тай работает и другими режиссерами, в частности, с Лиу Чиа Лянгом – ленты «Вызов мастеров» 1976 года «Палачи из Шаолиня» 1977 года стали настоящим украшением жанра, последний же фильм стал одной из первых серьезных успехов молодого актера Гордона Лиу, положив начало популярности фильмам о боевых искусствах Шаолиня. А в 1977 году Чен Куан Тай пробует свои силы в качестве режиссера, сняв фильм «Железная обезьяна», при этом первый блин не вышел комом и фильм ожидал серьезный успех, главным образом из-за поединков, в которых Чен Куан Тай демонстрирует виртуозное владение стилем обезьяны.
Разумеется, в фильмографии Чен Куан Тая есть не только положительные роли, и не только роли антигероев – в 1978 году Чен снимается в фильме Чанга Че «Мстители-калеки», в котором образ главного героя постепенно эволюционирует от положительного до злодея, готового пойти на что угодно ради достижения собственных целей. А в 1984 году Чен снимается в ленте «Опиум и мастер кунг-фу», в котором играет роли антагониста, жестокого мастера кунг-фу, бросающего вызов главному герою, учителю Ти Чао-Сану, страдающему от серьезной наркотической зависимости, которого, в свою очередь, сыграл Ти Лунг.
В 1985 году, после закрытия Shaw Brothers и заката эры классических фильмов о кунг-фу Чен Куан Тай отходит от главных ролей, уступая место молодым, «наступающим на пятки» актерам, таким, как Майкл Вонг, Тони Люн Чиу Вэй, Энди Лау и другим. Из наиболее заметных появлений Чена тех лет можно отметить одну из главных ролей в боевике Джона Ву «Просто герои» 1986 года, драме «Беспамятство» Чоу Юэня 1990 года и других. А из последних, наиболее интересных фильмов, в которых появился Чен Куан Тай, можно отметить драму режиссера Су Хао Фенга «Мастер» 2015 года.