Первобытная магия ритма
"Кармина Бурана", сценическая кантата Карла Орфа, концертный зал Мариинского театра, 5 апреля 2021 года
Даже если не знать, что "Кармина Бурана" - одно из наиболее цитируемых музыкальных произведений в мире, что ее музыку называют самой демонической в ХХ веке, что ее автор Карл Орф вошел в историю музыки как один из выдающихся новаторов, использовавший в своих произведениях языческие и фольклорные мотивы, что он вывел на первый план не симфонический оркестр, а первобытную магию ритма, это произведение ошеломляет и увлекает, захватывает и восхищает, его хочется слушать и слушать. Но в хорошем исполнении.
А вчера оно было превосходным!
Это действительно была музыка с фантастическим ритмом, словно биение неугомонного сердца, с нестихающим темпом, с безумными крещендо и аллюзиями с "Dies Irаe" ("День гнева"), традиционной для католической мессы и реквиема устрашающей мелодией, с лихими жизнерадостными танцами, с гротескными песнями, со звуковыми картинками, где скачут лошади, и звук их копыт постепенно затихает вдали! Замечательная работа дирижера Алексея Асланова, оркестра, хора, детского хора, солистов Владислава Сулимского, Анастасии Калагиной, Станислава Леонтьева.
Я не первый раз слышу эту кантату в Мариинском театре, но вчера она прозвучала просто шедеврально! Исполнение высветило все ее достоинства и особенности, дало ощутить накал страстей, огромный диапазон настроений и динамику многообразных чувств.
Феноменально звучали солисты! Владислав Сулимский с его мастерским умением передавать голосом тончайшие нюансы человеческих переживаний, был неподражаем и в лирических, и в саркастических номерах, и в полных любовного томления и страсти фрагментах. Как звучал голос! Заслушаешься!
Анастасия Калагина проникновенно и выразительно исполнила сложнейшие лирические эпизоды кантаты. Какие были длинные ферматы, красивые вокализы, замечательные высокие ноты!
Станиславу Леонтьеву досталась полная сарказма песня жареного лебедя или его иногда называют "Плач жареного лебедя» "Когда-то я обитал в озерах". Это пародия на погребальные плачи. Она меня всегда забавляет своей абсурдностью, которая ярко выражена и в мелодии.
Хор и оркестр вчера творили чудеса! Такая радость слышать "Кармина Бурана" в практически эталонном исполнении! Я вчера испытала настоящее эмоциональное потрясение!
Карл Орф вложил в свое любимое детище настоящее море эмоций! От нежнейших лирических переживаний и робких любовных надежд до настоящей бури веселья, искренней радости жизни, бесшабашного распутства, отчаяния и любовных терзаний! Такая гротескная антимесса! Гимн радостям жизни, любви и раблезианству - плотским удовольствиям! Именно так я ее воспринимаю. Если тут и есть серьезные темы, то они выражаются через высмеивание, через иронию и даже сарказм! И главным объектом высмеивания в стихах кантаты "Кармина Бурана" были религиозные догмы, нарушающие их монахи и клирики, ложная благочестивость и ханжеская мораль. Ну, и Фортуна, от которой не убежишь! Она неумолима и непредсказуема. Сегодня ты на коне, а завтра он тебя уже сбросил на землю. Но и это надо принимать, как должное! И не грустить! Хотя у Орфа эта часть "О, Фортуна!" звучит и вправду демонически, на постоянном крещендо, на таком яростном надрыве, что грешному человеку и деваться некуда! Везде его настигнет перст Судьбы! И все-таки это пародия на религиозную мессу. Как впрочем и кантата в целом! Вот фрагмент стихотворения "Колесо Фортуны", положенного в основу хора пролога "О, Фортуна"!:
Слезы катятся из глаз
арфы плачут струны.
Посвящаю сей рассказ
колесу Фортуны.
Испытал я на себе
суть ее вращенья,
преисполнившись к судьбе
чувством отвращенья.
Мнил я: вврех меня несет!
Ах, как я ошибся,
ибо, сверзшийся с высот, вдребезги расшибся
и, взлетев под небеса,
до вершин почета,
с поворотом колеса
плюхнулся в болото.
Вот уже другого ввысь
колесо возносит...
Эй, приятель! Берегись!
Не спасешься! Сбросит!
Лирику вагантов я узнала еще в студенчестве, когда в издательстве "Художественная литература" вышел сборник этих стихов в прекрасном переводе Льва Гинзбурга, а потом я прочитала его повесть "Разбилось лишь сердце моё!", где он рассказывал, в частности, как переводил эту необычную средневековую поэзию. Бродячие бесшабашные школяры ("вагант" и значит "бродяжничающий"), сочинители забавных, иногда фривольных стихов, выпивохи, задиры, распутники, насмехающиеся над всем и вся, были частью смеховой культуры вольных городов Европы с их особым статусом и образом жизни. Это было важное явление, своеобразная отдушина в тотальном диктате церкви. А одним из создателей сборника средневековой поэзии считается "Архипиит Кёльнский", и его "Исповедь" стала своего рода "манифестом кочующего студенчества", как писал переводчик Лев Гинзбург. Она звучит и в кантате Орфа в начале второй части "Пылая гневом". "Это многоплановая пародия: на предсмертное покаяние (с оборотами средневекового напева Dies irae — День гнева, Страшный Суд), на героическую оперную арию (с высокими нотами и маршевым ритмом)". Вот фрагмент "Исповеди Архипиита Кёльнского":
Я унылую тоску
ненавидел сроду,
но зато предпочитал
радость и свободу
И Венере был готов
жизнь отдать в угоду...
Не хотел я с юных дней
маяться в заботе -
для спасения души
позабыв о плоти.
Закружившись во хмелю,
как в водовороте,
я вещал, что в небесах
благ не обретете!
Ох, как злились на меня
жирные прелаты,
те, что постникам сулят
райские палаты.
Только в чем, скажите, в чем
люди виноваты,
если пламенем любви
их сердца объяты?
Интересно, что вагантов еще называли голиардами, что значит "бродячие дьяволы с широкой глоткой горлопаны, ... обжоры, неугомонные проповедники мирских радостей" (Лев Гинзбург). И этим все сказано. Поэтому демоническая яркость начала и финала кантаты, жизнерадостная лиричность двух сцен первой части - "Весна" и "На поляне",
яркая сатиричность и даже гротескность второй части "В таверне", чувственная нега и безудержная страсть третьей части "Двор любви" - лишь отражение сути выбранной Орфом литературной основы, которая настолько поразила композитора, что он сочинил кантату меньше, чем за месяц, а хор пролога "О, Фортуна!" - за один день! На оркестровку ушло два года.
Вчера оркестр играл, а хор пел так, что можно было расслышать многослойность многих музыкальных фрагментов. Меня удивили красивые и очень простые мелодии у хора в начальных номерах кантаты. Позже я прочитала, что критики как раз за это и ругали Орфа после премьеры.
Сам Орф характеризовал смысл своей кантаты как праздник победы человеческого духа через равновесие плотского и вселенского, а жанр – как «Светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене».
Самый знаменитый номер кантаты – хор пролога "О, Фортуна!", как пишут музыковеды, "представляет собой обработку жалобы Афродиты из оперы композитора 17 века Клаудио Монтеверди".
Клавир кантаты был завершён Орфом в 1934 году в Германии, где в 1933 году к власти пришел Гитлер. Оркестровка закончена в 1936-м. На то, чтобы состоялась премьера в Старой опере Франкфурта-на-Майне, потребовался еще год. Музыка имела успех, но многих испугала. Власти не приняли сюжет и музыкальную форму. Один из видных деятелей Третьего Рейха и создатель рассовой теории назвал музыку Орфа «баварской негритянской музыкой», считая ее неблагородной. Это действительно была музыка, где главенствовал ритм. Но не все разделяли его мнение. Тем не менее представление продержалось на сцене 4 дня и было запрещено. И кантата Орфа "Кармина Бурана" не исполнялась многие годы, хотя сделала композитора известным, к концу 1937 года о нем в Германии услышали все.
Сам же Орф считал "Кармину Бурану" лучшим, что он создал к этому времени. «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений», – сообщал Карл Орф своему издателю (https://www.belcanto.ru/or-orff-carmina.html)
И сегодня это произведение весьма популярно, часто исполняется в концертном варианте.
Вчера концерт закончился грандиозной овацией, какие нечасто случаются в залах Мариинского театра. Публика аплодировала стоя, кричала "Браво!", множество раз вызывала артистов на поклоны! Великое произведение в прекрасном исполнении никого не оставляет равнодушным!