Фомич

Николай Гринев
Фомич

Бригадир проходчиков откаточного штрека Евгений Павлович, седой, кряжистый, обычно молчаливый, сегодня на первом наряде говорил больше обычного:
- Последний день месяца, план горит, а только лишь один комплект крепления остался. Что будем делать, Фомич? - обратился он к начальнику участка. - Чей металл на полевом штреке стоит?
- Ладно, разберёмся. Резковые и насыпщики пока останьтесь, а остальные можете идти.
На втором наряде директор вызвал Фомича к себе.
- Металл с полевого штрека ты забрал?
- Нет.
- Проходчики что сделали?
- Отпалили.
- Металл есть?
- Один комплект.
- Хорошо, иди.
Дождавшись, когда Фомич вышел из помещения, директор сменному инженеру дал задание:
- Краснов, поедешь на «восток». Найди пропавший металл. Расшибись в доску, но, чтобы обязательно разыщи его. Особенно тщательно проверь у Фомича на 113-ом участке. Обнаружишь пропажу – сразу доложишь. Понял?
- Всё будет исполнено, Пётр Петрович.
В конце второй смены, выехав из шахты, Краснов отчитывается директору по телефону:
- Пётр Петрович, металла нет нигде. На 113-ом – проходчики закрепили забой, остался один комплект крепления.
- Как один? - положив трубку, задумался. - Фомичу было уже за шестьдесят. Такому начальнику участка – опыта не занимать, но почти каждый месяц его рабочие оббивают порог кабинета: «Опять Фомич недоплатил, опять чего-то пропустил».
С одной стороны, хозяйственный, на участке всегда порядок, но как только корешки получают: неделю бурлит, лихорадит участок. И каждый месяц «ходоки» со 113-го осаждают... Ладно, - решил Пётр Петрович. - Пора Фомича отправлять на пенсию.
Нисколько не сомневаясь в правильности выбранного решения, директор взялся за телефонную трубку:
- Фомича ко мне!
Пришедшего, через пару минут, Фомича, спросил:
- Раму поставили?
- Да.
- Комплект остался?
- Да.
- Утром же один комплект оставался?
- Обсчитались, наверное.
- Иди, давай наряд.
Директор, зажав карандаш в руке, и, стуча им по столу, даёт наряд другому сменному инженеру:
- Васильев, бери двух молодых ребят с ВТБ, идёте на 113-ый. Проследи, чтобы у всех вас сапоги были целые; говорят – у них под забоем, чуть ли не по колено воды. Ищите металл. Есть у меня подозрение, что они украли его, и притопили.
Найдёшь – уволю Фомича, не найдёшь – придётся тебе самому искать работу.
Я вас научу!..
Я вас заставлю!..
Я вас!..
Утром следующего дня, Васильев, дождавшись директора в главной нарядной, докладывает:
- Пётр Петрович, сто пятьдесят метров штрека перешарили втроём руками под водой. Выехали насквозь мокрые. Металла нет нигде.
Фомич сообщает, что проходчики отцикловали, и на участке ещё один комплект крепи остался.
Директор, вне себя, кричит по телефону:
- Пяткова – ко мне!
Через три минуты пришёл спокойный Фомич:
- Вызывали, Пётр Петрович? Что случилось?
- Ну что, Фомич, обманул-таки меня?!
- О чём вы, Пётр Петрович?
- Ты украл металл?! Больше некому!
- Нет.
- Три рамы поставил, и ещё комплект остался?!
- Так мастера – хлопцы молодые – считать не могут. Я же вам вчера говорил, что они обсчитались… наверное.
Участок выполнил план по добыче угля, проходчики – свой. Дисциплина, как никогда, на высоком уровне: за месяц ни одного прогульщика, или хулигана.
Весь коллектив будет с премией. Жёны-скандалистки не будут бегать по конторе – спрашивать, мол, почему мужья так мало заработали?
Что ещё нужно-то от нас?
Я вас не понимаю, Пётр Петрович…
- Фомич, ты уже всех достал!
- Так я ж всегда, чтобы лучше было, а вы, чуть что – ругаться.
- Я найду причину, чтобы тебя уволить!
- Так ведь металл не нашли?
- Не нашли!
- Значит, я не виноват? Я могу идти?
- Значит, можешь!
Директор бросил вслед начальнику участка, выходящему из нарядной:
- Фомич, всё позади. Признайся, где металл?
Фомич остановился на пороге, развернулся, присутствующих обвёл тяжелым взглядом, и, смотря директору в глаза, вздохнул:
- В нижней параллельной4 – ещё пять комплектов. Больше мои хлопцы осаждать твой кабинет не будут…
                Февраль  2004 г.