Вместо эпилога. Крымская весна

Анатолий Зарецкий
– Афанасич, а я тебе работу нашла! – обрадовала неожиданно позвонившая дама-следователь, которая как-то вела мое дело в РУБЭП, также оказавшееся несостоятельным.
   С некоторых пор она работала начальником службы безопасности ГУП УРСТ, как называлась та новая проектная организация, призванная стать заказчиком реконструкции вылетных магистралей Москвы. Солидно.
   Меня принял главный инженер Пискунов, исполнявший обязанности директора. Выслушав мой короткий рассказ о себе, спросил:
   – А вам знакома программа Примавера?
   – Разумеется. Вот только я сторонник ее Майкрософтовского аналога. Пользовался им при строительстве обоих заводов. Очень полезная программа для крупных проектов.
   Побеседовав с доктором наук около часа, получил предложение занять вакантную должность заместителя директора по информационным технологиям.
   Довольно быстро завоевал авторитет подчиненных, хотя среди них были компьютерщики с амбициями. Поначалу неплохо сложились отношения и с директором Логиновым, дилетантом по части вычислительной техники.
   А через пару месяцев главный инженер Пискунов ушел на повышение – в Департамент строительства Правительства Москвы.
   Его преемник оказался нелюбопытным человеком, и я захромал на одну ногу. Тем не менее, через три месяца была создана техническая база для разработки и коллективного ведения графиков строительства вылетных магистралей города Москвы.
   – Хотите посмотреть? – спросил Пискунова, прибывшего как-то в нашу организацию с инспекцией.
   – Афанасич, времени совсем нет. Да и что я там соображу, – попытался он отказаться.
   Но увлекся и целый час просидел в серверной, знакомясь с новинкой. А когда показал, как все это действует в масштабах организации, у него не было слов.
   А надо мной вдруг сгустились тучи. Кляузы следовали потоком. И однажды Логинов не выдержал и в присутствии посторонних разразился в мой адрес потоком нецензурной брани. Я встал и вышел, а вслед донеслось:
   – Заявление на стол! Экспертов ему подавай!
   Прямо в секретарской написал заявление и отдал секретарю.
   – Надо же, две тысячи евро в месяц потеряли, – горевала жена, когда объявил об уходе, – Где ты теперь устроишься на такие деньги?
   – Но и терпеть напраслину не собираюсь, – ответил ей.
   Вот только быстро понял, что “спокойная” жизнь на пенсии в прошлом. Надо срочно искать работу. Вся зима прошла в бесплодных поисках смысла жизни. Лишь в конце февраля позвонили из ГУП УРСТ:
   – Афанасич, звони Пискунову. Они с Гербовским что-то замышляют в Мосинжпроекте. Пискунов о тебе спрашивал. Звони.
   Позвонил. И уже через неделю оказался в маленькой комнатушке, где предстояло работать над грандиозными планами Пискунова-Гербовского. Мне выделили рабочее место на подоконнике и стул для посетителей Гербовского.
   Очень скоро выяснил, что в Мосинжпроекте мы лишь числимся, а на деле планируется создать некое Управление, которое будет генеральным заказчиком развития московского метрополитена. При Правительстве Москвы уже создан Штаб, где и заседает Пискунов.
   Вскоре понял, что предстоит неподъемная работа – разработать графики проектирования и строительства сорока семи объектов метро, каждый из которых представлял собой ветку с тоннелями, тупиками и станциями, или целый завод – электродепо. Ясно, что такую работу надо делать коллективно. Но не было ничего и никого.
   Написал заявку на комплект программ и получил ответ, что она включена в план развития следующего года. А что делать в этом?
   – Афанасич, делай, что хочешь, но графики мне нужны к следующему заседанию Штаба, – заявил Пискунов.
   И я выложился. Сделал общий график для пяти объектов и развернутый для одного из них. Вскоре мне поручили разработку всего информационного обеспечения к заседаниям Штаба и московской мэрии. Справился и с этим. В благодарность к майским праздникам меня повысили до должности инженера первой категории, а ближе к осени сделали ведущим инженером.
   А в МИПе тем временем шла мощная подковёрная борьба. И к новогодним праздникам Матвеев стал генеральным, а Пискунов – директором по проектированию объектов метро.
   Меня же перевели на должность главного специалиста по управлению проектированием с месячным окладом около трех с половиной тысяч долларов. А когда, уже в январе следующего года, получил тринадцатую зарплату в размере двух окладов, жена не поверила, подумала, бухгалтерская ошибка.
   Жизнь налаживалась. Работа нравилась. Все понимали ее необходимость.
   Год две тысячи тринадцатый встретили в новом громадном здании бизнес центра, построенном на территории завода “Серп и Молот”. Дорога на работу стала занимать около полутора часов в одном направлении. Но дело стоило того. В одиночку разработал график проектирования и строительства всех сорока семи объектов метро, который был утвержден в мэрии и стал законом.
   К концу года борьба в верхах возобновилась. В результате баталий был создан Научно-исследовательский и проектный институт транспортных сооружений, директором которого назначили вытесненного из МИПа Пискунова.
   Разумеется, тот взял с собой всю гвардию своих сторонников. Институт располагался рядом с Павелецким вокзалом, и у меня появился лишний час свободного времени.
   Характер работы почти не изменился. Но сколько перспективных задач поставил передо мной наш директор Пискунов! Полгода работы в институте пролетели, как одно мгновенье.
   Всё кончилось неожиданно. Тяжелая авария в подземке с гибелью людей вызвала большой резонанс в обществе. Нашлись и стрелочники, которые, якобы, не доделали плановую работу – их даже арестовали. Обвинили и наш институт, не обеспечивший, разумеется, должного контроля хода работ на строящейся ветке, куда на полном ходу выбросило метровагоны с людьми. И едва созданный институт решили ликвидировать.

   Вернуться в МИП оказалось невозможным.
   – Вы уже пенсионер с десятилетним стажем. Пора бы и на отдых, – огласили мой приговор в кадрах.
   “Пора вам, дедушка, в крематорий, в наш советский колумбарий”, – припомнилось нечто подобное из знаменитого “Золотого телёнка”.
   И это всё?! Какой отдых? Я ещё не устал от жизни и дам фору многим молодым – этакий “продвинутый дедушка”.
   И что теперь? Писать романы? Кому они нужны, кроме меня? Внукам? Да они по-русски знают три слова: чао, привет и пока. Правда, шестилетний Лука Доменико спросил как-то Светланку:
   – Мамма, ке э ун “ядрёна матрёна”?
   Похоже, не безнадёжен. Ну, а Алексу Теддини пока лишь два – у него всё ещё впереди.
   Так чем же занять себя в преддверии вечного покоя? Может, всё-таки согласиться с предложением бывшего коллеги по МИПу и рвануть в Севастополь, чтобы воплотить в жизнь прекрасную идею “горизонтального лифта” – нового вида современного транспорта. Ведь без меня вся его ученая команда не сделает ничего. Нужен им сумасшедший вроде меня, иначе идея так и останется невоплощенной мечтой, хоть и защищенной патентом.
   Лет на десять меня, пожалуй, хватит. Ну, а потом? Пустота, как во время двухнедельного сна в палате психиатрического отделения? Не страшно, но и не интересно. Тогда меня вернули к Жизни. Теперь же я ей не интересен – отработанный материал.

   Ах, если бы верил в загробную жизнь! Была бы надежда, что бессмертная душа встретит где-то там дорогих мне людей и прежде всего, Людочку, мою вечную невесту.
   Но они и так живут в моей душе, все долгие годы душевного одиночества.
   А может, рвануть добровольцем на Украину и повторить подвиг отца, освобождавшего родной Харьков от немецких фашистов? Я еще способен держать в руках автомат и уверен, не струшу в бою. Ведь стрелял же когда-то прицельно по вспышкам выстрелов преступника, целившего в меня. В том бою я победил.
   А что теперь? Стрелять в очках +3,5 диоптрии по бандеровским фашистам? Утопия. Но чувствую, попаду от одной лишь ненависти к этим выродкам. Ну, а если нет? Что ж, такова судьба воина.
   – Умереть в бою не страшно, сынок. Страшно живым, – рассказывал отец-фронтовик, и я ему верю.
   Ах, если еще и поверить в Даниловский бред – религию предков-язычников!
   – Антака Вати, антака Вати! – повторял бы перед боем их традиционную мантру, – Ур Ра-а-а! – метнулся бы на врага, видя перед собой лишь яркий ослепительный свет Солнца, куда улетают души воинов, однажды стоявших у края.

   Но, что-то ты размечтался, старичок. Радуйся, что ошибся, и тебе недавно исполнилось не 72, а всего 71 год. Так что годик сэкономил. Обидно только, что родился в великой стране, где не было никаких границ, кроме административных. Теперь же моя малая родина Украина, по определению политиков – “враждебное государство”, ведущее войну с Донбассом – малой родиной отца, где прошло мое детство, и где до сих пор живет куча моих близких и дальних родственников.
   А Крым? Лишь чудом он не стал добычей стратегов НАТО, а вернулся в состав России. Вот только вряд ли какой харьковский школьник мечтает теперь взять, да и рвануть однажды в Крым на велосипедах. А может, все-таки мечтает?

   Что ж, помечтаю и я. Ведь не зря периодически общаюсь по Скайпу с Володей Вангеловым из Ялты и Костей Журилой из Москвы. А вдруг нам все же удастся построить в Севастополе не только “горизонтальный лифт”, но и современное камнеобрабатывающее предприятие. Благо, камень в Крыму добывают больше двух тысячелетий. Хочется верить, что сбудется мечта.
   Но больше всего хотелось бы окунуться однажды в воды Черного моря. Где-нибудь в Судаке, Алуште или Симеизе. Но, не летом, когда и море-то не остужает. А весной… Крымской весной.