Ложный след полковника в осьмнадцать лет

Евгений Пимонович
 
     Начало см. http://proza.ru/2021/04/11/1326.
   Перед заголовком - скриншот из электронной базы данных Министерства обороны.
   
  То, что видит пользователь на экране монитора - это еще не диалог, только приглашение к нему, "информация к размышлению".

   Что есть правда? Вопрос похожий на «что есть истина?».
 Но – вопрос другой, не такой глубокий. И, привнося в истину что-то своё, не замечаем появление полу-правды, недо-правды, неправды: правда – у каждого своя.

    Начиная писать историю Бойко (рассказавшего о судьбе односельчанина http://proza.ru/2021/04/11/1326), я набрал в поисковике базы данных «Память народа» запрос «Бойко Павел Потапович».
    И - как в сказке о рыбаке и рыбке, вытянул невод - а там такое!

  Ну ведь не может не привлечь внимания полковник 1923 года рождения,  погибший в сентябре 1942 года и перезахороненный в селе Терекское из братской могилы.
  Село Терекское, понятно, на берегу Терека – в 40 километрах на запад  от города Прохладный.  Сентябрь 42-го – это  реализация немцами плана «Блау», попытка прорваться через Кавказ к нефтяным месторождениям в Баку.

  В это же время в 50 километрах от Прохладного за высоту 910 вблизи села Кыз-Бурун сражались полтавские курсанты, с боями отступавшие из Пятигорска. Того самого тылового города, куда ровно год назад было эвакуировано Полтавское тракторное училище, куда в конце сентября 41-го прибыли эшелоном остатки сводного полка. Куда в полдень 9 августа 42-го ворвались фашистские мотоциклисты…

    Вернёмся к полковнику  Бойко. Перезахоронен в село Терекское из братской могилы в селе Хамидие. В алфавитном списке 40 человек, звания записаны сокращенно: Мл.л-нт. Ст.с-нт. Кр-ц. Ряд.

   «Пол-к Бойко Павел Потапович. В графе год рождения – «нет».»

В списке захоронения в селе Терекское та же запись выглядит немного иначе:
  «П-к Бойко Павел Потапович. Год рождения – 1923.»

  Откуда же в Памяти народа  появился ПОЛКОВНИК?

 Добрым словом вспоминают читатели «Слова о полку Игореве» – Боян бо вещий, чего не скажешь об операторе сканирования.

  Только с его «легкой» руки, переносящей ветхие архивные данные в электронную базу данных. Зарплата у него сдельная (знаю из первых рук, работал два года), расценки суровые – как «твердое задание» времен коллективизации, поднять больше тридцатки в месяц не удавалось; график работы два через два, по двенадцать часов в сутки. К концу смены уже трудно отличить ПОЛИТРУКА от полковника.

   Хотя в упомянутом списке похороненных есть и «пол-к» и «мл.пол-к», до появления в электронной базе данных звания МЛАДШЕГО полковника дело не дошло!!

    Итак, с первым уловом разобрался: политрук, год рождения неизвестен, погиб в селе Хамидие.
   Заброшу поисковый невод еще раз, что-то будет?

    ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ http://proza.ru/2021/04/13/1294

  #Дорога Памяти. Печаль политбойца Бойко.#
   
  Судьба оказалась благосклонна к ровеснику века, его портрет остался на "Дороге памяти", в архивах хранится больше дюжины документов о судьбе Павла Потаповича Бойко, бойца сводного полка Полтавского тракторного училища.

    Из наградного листа к медали «За боевые заслуги» в марте 44-го следует, что он, красноармеец 6-го отдельного штурмового батальона, беспартийный, участник Гражданской войны в 1920 на Польском фронте. Был ранен в сентябре 41-го. До 19.9.42 воевал на Северо-Кавказском фронте. С 02.02.44 на 3-ем Украинском фронте.

      Что происходило с полтавским курсантом между этими датами поясняет «Список бывших в/служащих КА, находившихся в плену и окружении противника» от 20 декабря 1943 года / ЦАМО_фонд 58, опись 18002,  дело 1602 ЦАМО/. В нем числится Бойко Павел Потапович, 1901 года рождения, политрук, призванный Полтавским обкомом ВКП(б).

      Следующая награда, орден Отечественной войны, позволяет узнать, что в 1944 году  Павел Потапович стал офицером, отличился при форсировании Днестра. За три года призванный по партийному набору ветеран Гражданской войны из Приднепровья успел освежить свои воинские навыки в подразделении Мухоморова, повоевать на Днепре, стать политруком, попасть в плен на Кавказе, стать беспартийным красноармейцем штурмового батальона, вернуться в строй Красной Армии офицером, вернуться с войны.
  Чтобы рассказать нам о своем товарище, павшем без вести на Днепровских берегах... http://proza.ru/2021/04/11/1326.

    Я рассказал сейчас о нём самом почти всё. Почему же почти? – Потому что попались мне на глаза еще два документа и немного запутали выстроенную только что биографию.

   В них речь идет о полном однофамильце нашего Бойко, только 1909 года рождения.
  Два донесения о потерях дополняют друг друга.
 
   Первое составлено по горячим следам, 10.10.42г.:
   «Список безвозвратных потерь начальствующего состав 581 стр.полка 151 стр.дивизии».

   Среди 92-х кадровых офицеров (лейтенанты, политруки, воентехники) и уроженец села Колпашево Новосибирской области, политрук пуль.роты Бойко Павел Потапович.
   Убит, похоронен в Кабардино-Балкарии, в районе с.Хамидие. Жена проживает в Кременчугской области, с.Камено-Почкоки.

  Второе донесение оформлено на основании первого позже, в декабре 42-го.

  Если бы не расхождение с годом рождения, никаких сомнений в том, что это – фрагменты судьбы полтавского курсанта, не было бы.

  Звание «политрук» фигурирует в донесении об освобождении из плена; «до 19.09.42 воевал на Сев.Кавказском фронте», -- свидетельствует наградной лист; Камен.Почковки и Камено-Почкоки – произвольное прочтение написанных  неразборчиво Каменных Потоков, старинного села на правобережье Днепра, в десятке километрах от Кременчуга, названного так причудливо из-за Потоцкой сотни Миргородского казацкого полка, которому в XVII веке подчинялось село Каменка.
    Я думаю, что 1909 год рождения – это ошибка, простительная неаккуратность писаря, не знавшего лично офицеров 581 полка, набранных со всей страны из Тбилиси, Сочи, Еревана, Днепропетровска, Орджоникидзе, Баку.

    151 дивизия, до начала войны расквартированная в Лубнах Полтавской области, в первые месяцы войны, как и сводный полк Полтавского тракторного училища, потеряла в сражениях почти весь личный состав и была выведена в глубокий тыл, на Кавказ «на укомплектование, отдых, обучение и слаживание».
   Входила в состав 9 армии. *)

  В сентябре 42-го противостояла немецким дивизиям, рвавшимся к нашим  нефтяным месторождениям в Баку. Во время оборонительной Моздок-Малгобекской оборонительной операции село Хамидие, на берегу Терека, в 30 километрах от Прохладного, несколько недель было окольцовано немецкими войсками, однако не было полностью захвачено...

   Как и год назад, на Днепровских рубежах, на Ломовском плацдарме, выбора не было – стоять насмерть! Приказ «ни шагу назад!» продолжал действовать и, составляя сводки о потерях, выжившие понимали, что ожидает родственников попавших в плен.
  Что написать? Попал в плен? Или убит? Когда не уверен ни в одном, ни в другом...

   О настроении и сомнениях командиров, об этом чёрном сентябре 1942 года написал Борис Николаевич Кириллов, ветеран сводного полка Полтавского тракторного училища, воевавший в 42-ом на берегах Терека, неподалеку от политрука Бойко:

 «Курсанты Новодержкин, Гордус и Коган погибли /23 и 24 августа 1942-го/  на улицах села, не были вынесены с поля боя и их тела остались на территории занятой противником. Через 12 дней мы отбили это село, но трупов там уже не было… 
  Курсанты Полещук, Витушко, Дряхлов погибли /30 и 31 августа/ при штурме выс. 910, не были вынесены из расположения противника. 3 сентября мы овладели этой высотой.
  Захоронением занималась трофейная команда, в лицо они убитых не знали, документы убитых были изъяты противником, и они остались неопознанными.

   Курсант Дряхлов Владимир Федорович был комсоргом в нашей роте, он первым ворвался в оборону противника, был ранен, но продолжал бой, из боя не вышел. Первоначально мы дали его в списки раненых, но и там его не оказалось, тогда не решаясь считать его убитым, стали считать пропавшим без вести, надеялись что он вернется в училище, как возвратились многие раненые курсанты.

    В училище Дряхлов не вернулся, тогда стали считать его погибшим на выс. 910…Сдаться в плен он не мог…»

     Не зная этих подробностей не постигнуть глубину печали в глазах лейтенанта Бойко, фотография которого осталась в учетно-послужной карточке (ЦАМО, номер шкафа: 22, номер ящика: 23):

БОЙКО Павел Потапович
Дата рождения: 29.06.1901;
Место рождения: Полтавская область, г. Крюков;
Воинское звание: лейтенант;
Наименование воинской части: 181 сп 180 сд,906 сп 108 сд;
Дата окончания службы: 10.10.1945;
Награды: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

   Дополнительная информация нашлась в "Памяти народа" после написания этой истории: 18 сентября 1941 года из ВПП 12 зсп убыл  маршевой ротой N 2252 боец Бойко Павло Пот.; 1901 года рождения; украинец; ВКП(б); колхозник; образование 2 класса; заведующий фермой; служил в РККА 7 лет! Домашний адрес: Кременчугская область, с.Каменопотоки.

 
*) ПРИМЕЧАНИЕ

   Википедия о 9-й армии, в состав которой входила 151 сд:

14-16 июля 1942 года попала в окружение в районе Миллерово. С боями и большими потерями выходила из окружения в южном направлении. К концу июля остатки войск 9-й армии переправились через Дон и сосредоточились в районе Сальска.
С началом битвы за Кавказ (с 29 июля) выведена в резерв Северо-Кавказского фронта.
В начале августа 1942 года остатки войск 9-й армии были переданы 37-й армии, а полевое управление приняло в своё подчинение в районе Орджоникидзе (ныне: Владикавказ) 11-й гвардейский стрелковый корпус, 151-ю, 176-ю и 384-ю стрелковые дивизии и другие части. В этом составе армия 6 августа вошла в Закавказский фронт и с 9 августа действовала в его Северной группе войск.
С 1 по 28 сентября 1942 года армия участвовала в Моздок-Малгобекской оборонительной операции.
##