Соджетто. Медийные сословия. Рим неизбежно падёт

Руслан Богатырев
Пантеон | Медийные сословия. Рим неизбежно падёт

/ Европейский центр программирования им. Леонарда Эйлера, 2024.
/ Руслан Богатырев, 2021-2024.
\ Арт-журнал «Пантеон»: https://panteono.ru/2021-04-15

Трудно храмы воздвигнуть из пепла,
И бескровные шепчут уста,
Не навек ли сгорела, ослепла
Вековая, Святая Мечта.

/ Н. Гумилев. «Иногда я бываю печален» (1903-1905)


Вслед за эпиграфом это эссе хочу начать сразу с фрагмента, который буквально на днях обнаружил, изучая Собрание сочинений Николая Гумилева.

Итак, ему слово.

<< Уже давно русское общество разбилось на людей книги и людей газеты, не имевших между собой почти никаких точек соприкосновения. Первые жили в мире тысячелетних образов и идей, говорили мало, зная, какую ответственность приходится нести за каждое слово, проверяли свои чувства, боясь предать идею, любили как Данте, умирали как Сократы, и, по мнению вторых, наверное, были похожи на барсуков…

Вторые, юркие и хлопотливые, врезались в самую гущу современной жизни, читали вечерние газеты, говорили о любви со своим парикмахером, о бриллиантине со своей возлюбленной, пользовались только готовыми фразами или какими-то интимными словечками, слушая которые каждый непосвящённый испытывал определённое чувство неловкости. Первые брились у вторых, заказывали им сапоги, обращались с официальными бумагами или выдавали им векселя, но никогда о них не думали и никак их не называли. Словом, отношения были те же, как между римлянами и германцами накануне великого переселения народов. <…>

Мы присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своею талантливостью и ужасных своею небрезгливостью. Только будущее покажет, «германцы» ли это или гунны, от которых не останется и следа. >>

/ Николай Гумилев. «Садок Судей» (Гиперборей. 1913. № 5).


Люди книги и люди газеты. Римляне и варвары. Аристократия и чернь. На уровне духовности и образованности. Культуры и знаний.

Полагаю, за нескончаемым славословием в адрес прогрессивных информационных технологий, всемогущего искусственного интеллекта и кардинальной цифровизации всей нашей жизни мы как-то не заметили главного. Как-то это упустили.

Мы склонили голову перед максимой Маркса: «Бытие определяет сознание». Да, он прав. И лавинообразная деградация современного общества — яркое тому подтверждение. Но прав лишь отчасти. По мнению Ивана Ефремова.

Наш знаменитый фантаст был не только писателем, но и учёным. И вот что пишет он, доктор биологических наук, профессор, научный сотрудник Палеонтологического института Академии наук СССР, заведующий лабораторией низших позвоночных. Пишет в письме от 5 октября 1966 г. своему коллеге, американскому профессору Эверету Олсону, зав. кафедрой биологии Калифорнийского университета.

<< Очень широкое использование формулы Маркса «бытие определяет сознание» в этом виде является действительно метафизическим, потому что ей недостаёт 2-й части: «сознание определяет бытие». Теперь до марксистов доходит, очень медленно, что духовное сознание является вполне реальной силой, особенно в приспособлении, выживании и «пути вверх» в целиком материалистических процессах. <…>

Мне кажется, что общая физическая среда жизни действует как некий «коридор», параметры которого суть «ограничивают» и «подталкивают» эволюционный процесс в целом. Целью же, поскольку главной чертой живого организма является постоянство внутренних условий (гомеостаз), без которого вся наследственность и работа биологической машины невозможна, есть свобода от окружающей среды настолько, насколько возможно. Больше свободы — больше хранимой информации и т. д. Эта борьба за свободу, при цельном рассмотрении, есть аристогенез по Осборну, или ароморфоз по Северцову. >>


Мы живём в необычную эпоху. Когда в наших светлых головах легко меняются местами причина и следствие, главное и второстепенное, вечное и сиюминутное.

Школьников грузят тоннами информации, а толку немного. Да и профессора университетов устали уже бить тревогу. Безграмотность через одного. Но учите тех, кто приходит. И они учат. А что остаётся?

И как ни посочувствовать бедным студентам, которые взмолились о пощаде: «Не завышайте требования. Не говорите нам слишком сложного и заумного. Мы простые люди — не требуйте от нас невозможного».

Да, бессердечные и беспощадные профессора забыли, что получили образование в иных условиях. По книгам. В нелинейной среде. И в те незапамятные времена, когда античность была в чести, когда ценились знания и суета не отвлекала.

Теория поколений Хоува-Штрауса... Ей стукнуло 30 лет. Поколение X — люди, родившиеся в 1961–1980 гг. Поколение Y (1981-1997) — миллениалы (поколение миллениума-тысячелетия). Поколение Z (1997-2012) — центениалы (поколение нового века).

В основе теории Хоува-Штрауса лежит важное утверждение: поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12-14 лет. Иными словами, семья, школа, круг общения, СМИ, медиа. Именно в этом рассоле и идёт формирование базовых установок личности. Его шкалы ценностей и приоритетов.

Человек способен усваивать информацию только по определённым каналам и лишь в определённой форме. К которым начинает привыкать с детства и со школьной скамьи. Важна и степень измельчения, ферментации, переработки информации. Её надо сначала тщательно разжевать и в рот положить. С нужной скоростью. Иначе не получится. Неподготовленный человек просто подавится.

Скринейджеры. Поколение Альфа… В 2005 г. австралийский учёный Марк МакКриндл (Mark McCrindle) предложил вслед за поколениями X, Y и Z ввести новый термин — поколение Альфа.

Это те, чей год рождения приходится на 2012–2024 гг. Первое поколение XXI столетия, выросшее в новых информационных и технологических условиях, видоизменивших условия и социальные. Выросшее в условиях появления iPad (январь 2010) и Instagram (октябрь 2010). Те, для кого владение гаджетами начинается раньше, нежели первые шаги и осмысленная речь.

Как сформулировал МакКриндл ключевое отличие поколения Альфа от предшествующих, «они не думают о технологиях как об инструментах, а интегрируют их в свою жизнь». Поколение скринейджеров (screen — экран), как их ещё называют, формируется иначе. Родители им уделяют куда больше времени и внимания (в 3 раза больше, чем в 1970-х).

С раннего возраста на них обрушивается информационная лавина. И в ней надо выживать. Быстрее всего остального мозгом обрабатывается визуальная информация. Первичная концентрация внимания у поколения Z (родившихся после 2001 г.) — около 8 сек. У поколения Альфа — 1 сек. Современный ребёнок в школе (как выяснили в США) в среднем удерживает внимание на чём-то одном всего 28 сек. Дальше ему становится просто скучно. Для поколения Альфа ситуация не улучшится.

Пандемия COVID-19 поставила вопрос о выделении ещё одного поколения — поколения C (Generation C). Тех, кто родился или вырос в эпоху этой мутной пандемии с акцентом на принудительную изоляцию и удалёнку. С этой идеей в 2022 г. выступил Джейсон Дорси (Jason Dorsey), президент Центра кинетики поколений (Center for Generational Kinetics).

Поколения XXI века — Z, Альфа, C… Парадокс в том, что представители этих новых поколений, глотающие на ходу не расжёвывая, представители поколений, не заканчивающих школу и вуз, имеющих минимальные зачатки культуры, благодаря всё тем же передовым технологиям сегодня или завтра получают доступ к миллионам. Как людей, так и долларов.

Мир явно сошёл с ума. И, что характерно, ему это нравится. Нынешнему миру.

Можно, конечно, вспомнить и про то, как этому процессу помогают. И даже им управляют. Скептики, вакцинированные от теорий заговора, могут смело эту часть эссе опустить. На выводы и суть она не влияет. Просто рядовая иллюстрация.

В конце февраля 2021 г. журнал Proceedings of the National Academy of Sciences, официальный орган Национальной академии наук США, опубликовал результаты пятилетних исследований психологов США и Швейцарии по проекту PEACH (PErsonality coACH), занимавшихся изучением возможностей быстрого целенаправленного изменения характеристик личности людей (intentional personality change).

Опустим историческую военно-шпионскую подоплёку. Желающие это найдут сами. Отмечу, что по линии Швейцарии в работах задействованы Университет Цюриха (факультет психологии) и знаменитая Высшая техническая школа (ETH Zurich). Очень хорошо мне знакомая. По компьютерным вопросам.

В рамках проекта была создана платформа (модель), отражающая черты характера, привычки и эмоциональное состояние человека, а на её основе создано приложение для смартфонов, в которое входили: бот-агент, имитирующий разговор с коучем-наставником; цифровой дневник достижения индивидуальных целей для отслеживания успехов; система контролирующих и направляющих подсказок и напоминаний. Само приложение выполняет роль психоаналитика-коуча, направляющего корректировку черт личности.

За три месяца эксперимента личностные черты участников изменились кардинально. По мнению создателей платформы, это исследование «предоставляет самые убедительные на сегодняшний день доказательства того, что личность можно изменить путём вмешательства в неклинические выборки испытуемых». Дальше пути использования подобных разработок легко вычислить: компьютерные игры, соцсети. Там, где перековка личности в массовых масштабах наиболее эффективна, проста и незаметна. И где аудитория уже подготовлена к такому воздействию.

Думаю, этот проект милым персиком (PEACH) назвали неспроста. Аллюзия, намёк. Библейское древо познания добра и зла. Запретный плод. Яблоко Адама и Евы. Разумеется, в результатах научных исследований постоянно оговаривается, что применение добровольно, в самых благих целях. Само собой. Конечно. Яблоко, персик, рассол… Итак, рассол есть и он работает. За огурцами дело не станет. Вопрос времени.

Крайне важными в этой ситуации являются вопросы изучения и развития ментальной диетологии, ментального программирования и вопросы формирования особой защитной антивирусной оболочки — ментальной иммунной системы — как для общества, для отдельных групп, так и для личности. Где ключевыми являются ментальная аксиоматика (базовые понятия, приоритеты и ценности), а также достоверность (фактологическая, источниковая, сущностная).

Откуда берут начало все эти проблемы? Могу выдвинуть гипотезу. Степень деградации определяет базовое медиа. Абстрагируясь от носителя. Важна именно форма и целостность.

Что человек ставит на самый верх своей иерархии ценностей (научных, культурных). Если это книга — один расклад, один коленкор. Если нечто иное — совсем другой. Причём это касается не только поколений Альфа, C или Z. Общий поток в свою воронку затягивает абсолютно всех. Людям становится удобно. Не читать, не писать, не думать, не делать, не отвечать за свои слова и поступки. Комфортно и привычно.

Шума, мусора, пепла стало невыносимо много. Из всего этого храмы воздвигнуть почти нереально. Даже тем, кто хочет это сделать.

Этапы медийного развития человечества. Они же определяют этапы развития/деградации общества. Для наглядности укажу и год появления.

• Книга — 1445.
• Газета — 1605.
• Телефон — 1876.
• Радио — 1895.
• Кино — 1895.
• ТВ — 1928.

• Компьютерные игры (шахматы, TuroChamp) — 1948.
• Электронная почта (e-mail) — 1965.
• Интернет (сайты, WWW) — 1991.
• IPTV (ABC) — 1994.

• Соцсети (Facebook) — 2004.
• YouTube — 2005.
• Twitter (X) — 2006.
• Spotify — 2006.
• Netflix — 2007.

• WhatsApp — 2009.
• Instagram — 2010.
• Twitch — 2011.
• Telegram — 2013.
• Zoom — 2013.
• Tik-Tok — 2016.

Развитие/деградация определяется тем, какое из этих медиа человек (и общество!) делает для себя базовым, определяющим жизнь, мышление и саму личность. Что он делает доминирующим по времени и значимости, а что сопутствующим и маргинальным. Речь идёт не о том, чтобы отказаться от передовых технологий. Речь о выборе приоритетов. Продуманных и сбалансированных. О чувстве меры в повседневном использовании.

В эпоху агрессивного воздействия информации не столько сам человек определяет приоритеты, сколько за него это делает окружающая его среда. Общество в целом. Гордый и свободный огурец принудительно засаливается в общем рассоле.

Чтобы противостоять этому, требуются воля и знания. Для масс это вряд ли возможно без вмешательства государства. Отдельным же личностям может и повезти.

Вспомним исходную цитату Николая Гумилева. Люди книг и люди газет. Кто кого обслуживает. Кто кому внимает. Принципиальное отличие сейчас: низшие слои общества, чернь, духовно ограниченная, невежественная среда получает приоритет в финансах и во влиянии в обществе. И вот в этом большая беда.

Сословность медийного деления общества и его причины очень точно выразила Алла Демидова. В своей горькой и пронзительной речи на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» (15 апреля 2018 г.).

; Я помню, что театр был общественной трибуной. Он формировал общественное мнение, вкусы, поднимал культуру и практически рифмовался с духовностью. Где мы потеряли эту дорогу? Может быть, театр обратил внимание на эстраду, потому что эстрада какое-то время была очень модная? Но ведь у нас разные дороги. Эстрада это: «Здравствуйте, я к вам!» А театр наоборот: «Вы ко мне». И вот это мы забыли. Мы стали всё больше и больше становиться в позу «чего изволите?», завлекать зрителей содержанием иностранных пьес, яркостью шоу эстрадного жанра… И в Интернете, где слово получила чернь, нас называют клоунами, скоморохами и «кто она такая, что вот сейчас так говорит!» Это мы виноваты… ;

Помнится, сто лет назад Ленин ратовал за диктатуру пролетариата. Сегодня же мы наблюдаем диктатуру черни. Причём большей частью анонимной черни. В интернет-балаклаве. Даже увенчанной подчас учёными степенями и званиями.

Поколение «тук-тук». Даже не «тик-ток». Схема очень простая и отлично работающая: кратно усиливать в обществе сигналы, влияние и значимость ограниченных людей. Подавать как истории успеха. Всё остальное они сделают сами. Как более изворотливые, энергичные и беспринципные. Видящие то, как легко можно взять власть над миром в свои руки.

Рим неизбежно падёт…


Картина: Томас Коул (Thomas Cole, США). Крушение (Destruction). 1836.


• Соджетто о соджетто: http://proza.ru/2020/09/27/1704
• Соджетто. Морзянка современности: http://proza.ru/2020/09/27/1833
• Соджетто. С двустволкой в светлое будущее: http://proza.ru/2020/09/29/1615
• Соджетто. Сайты умрут. Это неизбежно: http://proza.ru/2021/04/02/1455
• Соджетто. Эмоция и мысль. Жизнь just for fun: http://proza.ru/2021/03/28/970

• Соджетто. Паноптикум жизни. Чудаки и сумасшедшие: http://proza.ru/2021/03/10/1399
• Соджетто. Привычная фальшь нашей жизни: http://proza.ru/2020/10/18/1418
• Соджетто. Улыбка, смайлик, маска: http://proza.ru/2020/10/07/87
• Соджетто. Эталоны восприятия. Два экспоната: http://proza.ru/2020/09/30/61

• Соджетто. Книга, витрины и скучающий прохожий: http://proza.ru/2021/04/11/1613
• Соджетто. Личная библиотека. Интеллектуальный капитал: http://proza.ru/2021/04/12/91
• Соджетто. Соцсети, Менделеев и простая модель общества: http://proza.ru/2021/04/13/1306
• X, Y и Z. Ментальность и поколения: http://proza.ru/2020/01/13/1707
• Новая эра. Поколение Альфа и жизненные ценности: http://proza.ru/2020/01/28/1878